Кустанайский троллейбус

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кустанайский троллейбус
Описание
Страна  СССР Казахстан
Расположение КустанайКустанай
Дата открытия 28 декабря 1989
Дата закрытия 2005
Маршрутная сеть
Число маршрутов 4
Подвижной состав
Число троллейбусов 12
Основные типы ПС ЗИУ-9

Кустанайский троллейбус — ныне не действующая система троллейбусного транспорта города Кустанай, республика Казахстан.

История

Троллейбусное движение было открыто 28 декабря 1989 года по маршруту КСК (Камвольно-Суконный Комбинат) — Центральный рынок. К этому моменту были сданы в эксплуатацию административный корпус, четыре тяговые подстанции и контактная сеть по этому маршруту. Депо было рассчитано на 50 машино-мест с возможностью расширения до ста. Изначально в парке работало около 280 человек.[1]

Позже был продлён до автовокзала на юге города маршрут номер 1, запущены маршруты 2, 3 и 4.

В 1991 году на линию выходило до 50 троллейбусов, и велись переговоры о расширении депо.

После 1991 года троллейбусное управление несколько раз банкротилось и переходило из рук в руки; полной информации об этом периоде нет. Известно, что 23 марта 1999 года троллейбусы окончательно перешли в руки предприятия ТОО «Костанайэлектротранс» и находились в таком состоянии до 2004 года. При этом дотации со стороны акимата на электроэнергию в размере 50 % были отменены, и троллейбусы в целях экономии перестали отапливаться.

В 2004 году троллейбусное движение по 2-му, 3-му и 4-му маршрутам прекращалось на несколько месяцев в связи с повреждением кабеля на 2-й подстанции и последовавшим судебным разбирательством. По 1-му маршруту нет информации, возможно, он продолжал работу.

В 2004 году ТОО «Костанайэлектротранс» накопило долги на сумму около 9 миллионов тенге[2], в том числе, около 1 миллиона по зарплате служащим. Областной суд постановил «в целях оптимизации» разделить компанию на две — ТОО «Костанайсервисэлектро» и ТОО «Костанайский троллейбусный парк».

В 2005 году движение было остановлено, однако нет никаких данных относительно причин этого. Известно, что это случилось не позднее июля. К сентябрю в парке оставалось 7 машин, однако контактная сеть на всех четырёх маршрутах оставалась рабочей[3]. Говорилось о планах восстановления сети. В 2012 году сеть и тяговые станции были отключены и демонтированы. На сегодняшний день власти не планируют возрождение троллейбусного движения.

Маршруты

  • 1. КСК — Автовокзал
  • 2. КСК — ЖД Вокзал
  • 3. ЖД Вокзал — Автовокзал
  • 4. КСК — Карбышева

Ныне маршруты троллейбусов заменены автобусными маршрутами:

По маршруту №1 следует автобусный маршрут №13 (частично).

По маршруту №2 - полностью повторяя путь следует автобус маршрута №2.

По маршруту №3 - автобус маршрута №3 (на участке Автовокзал - Вокзал).

По маршруту №4 автобусы не запускались ввиду того, что сообщение "КСК - Карбышева (Западный)" осуществлялось маршрутом автобуса №5, следующим по другой, более выгодной в плане времени, траектории, а также маршрутом №22, который также следует по более выгодной траектории. Сложившиеся временные рамки движения маршрутов №5 и 22 не позволяют выгодно осуществлять автобусные перевозки по маршруту №4.

Подвижной состав

  • ЗИУ-9— 12 штук в 2003 году, 50 штук в 1991
  • Вышка ремонта контактной сети на базе грузовика ЗиЛ — 1 штука.

Примечания

  1. Костанайский  троллейбус  :: Сведения о троллейбусной системе. kostanay-trolleybus.narod.ru. Дата обращения: 27 октября 2016. Архивировано 28 октября 2016 года.
  2. Костанайский троллейбус. Банкротство. kostanay-trolleybus.narod.ru. Дата обращения: 27 октября 2016. Архивировано 28 октября 2016 года.
  3. ТРК "Алау", Костанай. Расшифровка эфира. Дата обращения: 27 октября 2016. Архивировано 28 октября 2016 года.