Курхарс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Курхарсы

Курхарс, или Чугул — оригинальный ингушский традиционный женский головной убор[1][2]. Являлся атрибутом парадной, выходной одежды ингушских девушек и надевались во время праздников и «выхода в свет». Курхарсы изготовлялись из войлока или плотного сукна и представляли собой высокие колпаки в виде конька с изогнутым вперёд и раздвоенным концом («хохолком»)[2].

Впервые упомянут в 30-х гг. XVII в. в статейном списке русских послов, описывающих свой маршрут через ингушские земли в Грузию[3]. Исследователями курхарс рассматривается в исторической и культурной взаимосвязи с женским головным убором древних фригийцев, так называемым «фригийским колпаком»[4].

В своих исследованиях о курхарсе упоминают: Ю. Клапрот[5], А. Н. Генко[3], Л. П. Семёнов[6], Е. И. Крупнов[7] и др.

Археологические находки

Множество экземпляров курхарсов были обнаружены во время экспедиций Ингушского научно-исследовательского института в нагорной полосе Ингушетии с конца 20-х гг. и вплоть до 1941 г. включительно, в которых принимал участие профессор Семенов Л. П. В своих статьях он пишет:

«Нередко встречается особого рода головной убор — подобие изогнутого рога, суживающегося кверху и загибающегося спереди; он сделан из тонкого войлока, обтянут красной тканью, украшен перекрещивающейся перевязью и круглой выпуклой серебряной бляхой; старинное название такого убора — «курхарс».

[6]

«Своеобразны и изящны женские головные роговидные уборы, обтянутые красной тканью, со свешивающейся сзади короткой тыльной частью какого-либо другого цвета (синего, золотистого и др.); убор этот украшен выпуклой круглой серебряной бляхой, кружевом и лентами». «При обследовании нетронутого женского погребения в колодообразном гробу (в надземном склепе сел. Горак) в 1929 г. нами было отмечено, что подобный убор был положен под голову погребенной. Судя по приведенным данным, «курхарс» носился ингушскими женщинами по крайней мере с начала XVII в. до начала XIX в.»

[8]

В результате данных экспедиций «курхарсы» были найдены также в надземных склепах поселения Мецхал, в склепах от Эрзи до селения Морч, в селении Кяхк, в Хамхи, а также от Таргима до Цори, т. е. во всей нагорной полосе Ингушии[4].

Большая коллекция «курхарсов» была собрана археологами из башнеобразного двухэтажного склепа позднего Средневековья в селении Пялинг. Находки поразили ученых не только своей многочисленностью, но и богатой отделкой, в которой использовались как местные материалы, так и очень дорогие импортные ткани (шелк, полушелк, атлас, бархат, парча) иранского, китайского, египетского, сирийского, российского производства. «Курхарсы» были изготовлены с применением золотого и серебряного шитья и использованием различных материалов: войлока, кожи, бисера, бусин, раковин, серебряных блях. Технические приёмы также отличались оригинальностью и особым изяществом[9].

Примечания

  1. Семенов Л. П., 1959, с. 218-219.
  2. 2,0 2,1 Долгиева М. Б., Картоев М. М., Кодзоев Н. Д., Матиев Т. Х., 2012, с. 151.
  3. 3,0 3,1 Генко А. Н., 1930, с. 731.
  4. 4,0 4,1 Семенов Л. П., 1959, с. 197-219.
  5. Klaproth, «Voyage au mont Caucase et en Georgie». Paris. MD CCCXXIII. T. II, 247
  6. 6,0 6,1 Семенов Л. П., 1959, с. 378.
  7. Крупнов Е. И., 1971, с. 93-94.
  8. Семенов Л. П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1930—1932 гг. // Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения, 1935 г., т. IV, вып. 2, С. 157-158.
  9. Чахкиев Д. Ю., 1998, с. 64.

Литература

  • Генко А. Н. Из культурного прошлого ингушей // Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР.. — Л., 1930. — Т. V. — С. 681—761.
  • Долгиева М. Б., Картоев М. М., Кодзоев Н. Д., Матиев Т. Х. История Ингушетии. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Южный издательский дом, 2012.
  • Крупнов Е. И. Средневековая Ингушетия. — М., 1971.
  • Семенов Л. П. Фригийские мотивы в древней ингушской культуре // Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы.. — Грозный, 1959. — Т. 1. — С. 197-219.
  • Чахкиев Д. Ю. Башнеобразный склеп в селении Пялинг // Новое в археологии и этнографии Ингушетии.. — Нальчик, 1998.
  • Семенов Л. П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушии в 1928 и 1929 гг. // Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения. — Владикавказ: Известия ИНИИК., 1930. — Т. II—III.

Ссылки