Куриный бог

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Камень найден на Бердянской косе Азовского моря

Куриный бог (собачий бог, собачье счастье, боглаз) — небольшой камень с отверстием[1] естественного происхождения, проточенным водой, речной или морской. Камням такой формы приписывали свойства оберегать животных и жилища от злых сил. Таким образом, куриный бог — апотропей (от греч. ἀποτρόπαιος «отвращающий порчу»), амулет. В археологии и этнографии — название предметов и изображений, которым приписывалась магическая способность отгонять злых духов.

Исторические корни

Согласно А. Н. Афанасьеву, в Костромской губернии такой куриный камень вешали как талисман в курятнике, чтобы кикиморы не давили кур[2].

В некоторых деревнях вешают в курниках круглые камни с небольшим отверстием внутри; такой камень, напоминающий громовый молот Тора, предохраняет птицу от болезней и называется куриным богом[3].

Куриный бог — у славян название ритуального предмета, оберега домашней птицы. Роль куриного бога могли выполнять камешки со сквозными отверстиями, горшок, кринка или глиняный рукомойник без дна, горлышко от разбитого кувшина, изношенный лапоть и другие вещи. Обычно их помещали в курятнике около кормушки или над ней, под стрехами хлевов, вешали на кол во дворе и т. д. Считалось что это способствует тому, чтобы курицы хорошо спали и были целы, чтобы домовой и кикимора не пугали, не давили и не воровали их[4].

Поверья

  • По поверьям, приносит удачу и здоровье нашедшему. Если камень дарился кому-либо, то одариваемый должен был поцеловать того, кто дарил, чтоб перенять удачу, здоровье и так далее.[источник не указан 2771 день]

Галерея

Отражение в искусстве

См. также

Примечания

  1. Е. Левкиевская. «Заложные» покойники и неправильная смерть. Кикимора. // Мифы русского народа. — М.: Астрель, 2003. — С. 228. — 477 с. — ISBN 5-271-06698-3.
  2. Афанасьев А. Н. Примечания // Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трёх томах. — М.: «Современный писатель», 1995. — Т. 3. — 415 с. — ISBN 5-265-03309-2.
  3. Афанасьев А. Н. Глава XV. Огонь // Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трёх томах. — М.: «Современный писатель», 1995. — Т. 2. — 397 с. — ISBN 5-265-03306-8.
  4. Топорков, 1995, с. 238—239.

Литература