Куриный бог
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
Куриный бог (собачий бог, собачье счастье, боглаз) — небольшой камень с отверстием[1] естественного происхождения, проточенным водой, речной или морской. Камням такой формы приписывали свойства оберегать животных и жилища от злых сил. Таким образом, куриный бог — апотропей (от греч. ἀποτρόπαιος «отвращающий порчу»), амулет. В археологии и этнографии — название предметов и изображений, которым приписывалась магическая способность отгонять злых духов.
Исторические корни
Согласно А. Н. Афанасьеву, в Костромской губернии такой куриный камень вешали как талисман в курятнике, чтобы кикиморы не давили кур[2].
В некоторых деревнях вешают в курниках круглые камни с небольшим отверстием внутри; такой камень, напоминающий громовый молот Тора, предохраняет птицу от болезней и называется куриным богом[3].
Куриный бог — у славян название ритуального предмета, оберега домашней птицы. Роль куриного бога могли выполнять камешки со сквозными отверстиями, горшок, кринка или глиняный рукомойник без дна, горлышко от разбитого кувшина, изношенный лапоть и другие вещи. Обычно их помещали в курятнике около кормушки или над ней, под стрехами хлевов, вешали на кол во дворе и т. д. Считалось что это способствует тому, чтобы курицы хорошо спали и были целы, чтобы домовой и кикимора не пугали, не давили и не воровали их[4].
Поверья
- По поверьям, приносит удачу и здоровье нашедшему. Если камень дарился кому-либо, то одариваемый должен был поцеловать того, кто дарил, чтоб перенять удачу, здоровье и так далее.[источник не указан 2771 день]
Галерея
Отражение в искусстве
- Мария Галина. Куриный бог. — М.: АСТ, 2013. — 416 с. — ISBN 978-5-17-077145-5.
См. также
Примечания
- ↑ Е. Левкиевская. «Заложные» покойники и неправильная смерть. Кикимора. // Мифы русского народа. — М.: Астрель, 2003. — С. 228. — 477 с. — ISBN 5-271-06698-3.
- ↑ Афанасьев А. Н. Примечания // Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трёх томах. — М.: «Современный писатель», 1995. — Т. 3. — 415 с. — ISBN 5-265-03309-2.
- ↑ Афанасьев А. Н. Глава XV. Огонь // Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трёх томах. — М.: «Современный писатель», 1995. — Т. 2. — 397 с. — ISBN 5-265-03306-8.
- ↑ Топорков, 1995, с. 238—239.
Литература
- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трёх томах. — М.: «Современный писатель», 1995. — ISBN 5-265-03305-X.
- Балов А. «Куриный бог» // Живописная Россия. — 1903. — № 130.
- Dmitrij Zelenin. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Grundriß der slavischen Philologie und Kulturgeschichte. Hrsg. v. Reinhold Trautmann und Max Vasmer. Walter de Gruyter, Berlin/Leipzig, 1927.
- Левкиевская Е. «Заложные» покойники и неправильная смерть. Кикимора. // Мифы русского народа. — М.: Астрель, 2003. — 477 с. — ISBN 5-271-06698-3.
- Топорков А. Л. Куриный бог // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 238—239. — ISBN 5-7195-0057-X.