Курение в Японии

Эта статья была переведена из источника, распространяемого под свободной лицензией, и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Курением в Японии занимаются около 20 000 000 человек и страна является одним из крупнейших в мире табачных рынков[1] , хотя в последние годы потребление табака снижается[2].

Табачный магазин в Японии

По состоянию на 2019 год уровень курения среди взрослого населения Японии составлял 16,7 %. 27,1 % мужчин и 7,6 % женщин употребляли табачные изделия не реже одного раза в месяц[3] . Это самый низкий зарегистрированный показатель с тех пор, как Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии и компания «Japan Tobacco» начали исследование в 1965 году.

Потребление на душу населения в 2016 году составило 1583 сигареты, что составляет примерно 45 % от пикового потребления в 3497 сигарет в 1977 году[4][5].

История

До 1985 года табачная промышленность в Японии была государственной монополией. Правительство Японии по-прежнему участвует в этой отрасли через Министерство финансов, которому после распродажи в марте 2013 года в настоящее время принадлежит только одна треть находящихся в обращении акций «Japan Tobacco», и Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии, которое активно участвует в общественном здравоохранении и разработке политики по борьбе против табака.

Министерство финансов, а также многие депутаты парламента Японии имеют интересы в табачной промышленности, таким образом, законодательство о борьбе против табака является мягким, согласно антитабачному лобби[6].

Возраст курения

С 1876 года возраст курения в Японии составляет 20 лет. Хотя возраст совершеннолетия в 2022 году был снижен с 20 до 18 лет, возраст для курения останется на уровне 20[7].

Цены на сигареты

Цена на сигареты определённой марки в Японии устанавливается производителями и утверждается Министерством финансов. Стоимость определённой марки сигарет одинакова у всех поставщиков, от автоматов по продаже сигарет до крупных супермаркетов и магазинов на углу, и при оптовых закупках скидки не предоставляются. По состоянию на август 2020 года цена обычной пачки сигарет составляла от 400 до 530 йен. Предлагаемое повышение налога на табак в октябре 2020 года увеличит ценовой диапазон до 450—570 йен для обычных марок[8].

Запреты на курение

В отличие от многих стран, в Японии традиционно действовали правила курения на улице с более мягкими правилами курения в помещениях. Курение на улице не одобряется на улицах общего пользования, и местные органы власти обычно имеют подзаконные акты, запрещающие курение на оживленных улицах общего пользования.

За исключением правил пожарной безопасности, курение в помещениях частных предприятий не регулировалось до 2019 года. Общий консенсус заключался в том, что местные органы власти обладают юрисдикцией в отношении курения в общественных местах на открытом воздухе, но не в пределах частной собственности, включая коммерческие помещения, где ведется бизнес.

В июне 2018 года Токийская городская ассамблея утвердила правила курения в помещениях, предназначенные для коммерческих помещений в Токио и направленные на сокращение пассивного курения перед проведением Чемпионата мира по регби 2019 года, летних Олимпийских игр 2020 года и Паралимпийских игр 2020[9].

В июле 2018 года парламент Японии принял поправку, которая впервые в истории страны запрещает курение в общественных местах. Запрет вводился поэтапно и полностью соблюдался с апреля 2020 года. Это делает курение незаконным в государственных учреждениях (школах, больницах, муниципальных учреждениях и т. д.), За исключением специальных мест для курения. В ресторанах и барах действует запрет на курение в помещениях, за исключением хорошо проветриваемых помещений, где запрещено пить или есть. Однако для небольших пабов — это исключение. В заведениях с капитализацией 50 миллионов йен или ниже и площадью до 100 м2 этажа разрешается курить, если на них установлен предупреждающий знак.

Запрет на курение в помещениях

Обязательные запреты на курение в помещениях распространяются на школы, детские сады, больницы, поликлиники и правительственные административные здания по всей Японии. Более мягкие ограничения на курение распространяются на другие здания, такие как рабочие места, заведения общественного питания и здания судебных органов, где курение в помещениях запрещено, но может быть оборудована специальная комната для курящих, при условии, что доступ несовершеннолетних ограничен и внутри не подают еду или напитки[10].

Местные органы власти в Японии имеют право принимать более строгие подзаконные акты о курении. В некоторых префектурах, таких как Токио, Канагава и Хиого, действуют более строгие правила курения в помещениях, хотя обычно курение в специально отведенных местах разрешено.

Запрет на курение на улице

Патруль, запрещающий курение в Адачи, Токио, в 2014 году

Многие более состоятельные районы Токио, такие как Синдзюку и Сибуя, применяют различные виды законов о борьбе с курением на улице. Они выделили специальные места для курения на открытом воздухе в зонах, и это карается штрафом, если вас поймают за курением вне этих зон.

Начиная с 2007 года, в Киото некоторые улицы города стали обозначать как зоны для некурящих, и с тех пор количество улиц, обозначенных как таковые, увеличивается. В отчете за 2010 год префектура Киото заявила, что основной целью их политики по борьбе с курением является «обеспечение того, чтобы у людей в префектуре Киото не было шансов пострадать от пассивного курения»[11].

Японские женщины и курение

Е-Гоеми (Курящая женщина) Гравюра на дереве, предположительно работы Коринсая, датируемая 1785-1790 годами. Она курит с длинным кисеру.

В то время как высокий процент мужчин в Японии постоянно курил в послевоенные годы, этот показатель среди женщин в течение многих лет колебался между 10-15 %, за которым последовало снижение в последние годы, и в настоящее время он находится на уровне чуть ниже 10 %.

В середине 1990-х годов число молодых курильщиц значительно возросло.

Правительственный запрет на рекламу, основанный на аргументе «материнства», был незыблемым до тех пор, пока табачная промышленность не была приватизирована в 1985 году. Реклама, побуждающая женщин курить, запрещена в Японии в соответствии с добровольным отраслевым соглашением. Отраслевая группа обязалась добровольно соблюдать запрет на рекламу, и ей поручено обеспечить его соблюдение. Американская компания-производитель «Brown & Williamson» продает сигареты «Capri» в Японии в тонких белых коробках с рисунком в виде цветка на крышке. Рекламные щиты «Tokyo R.J. Reynolds» для сигарет «Pianissimo от Salem» зелено-розовые. «Philip Morris» рекламировала свой бренд «Virginia Slims» со слоганом «Будь собой» в рекламной кампании.

Росту числа курящих женщин способствуют и другие факторы. Некоторые наблюдатели ссылаются на стресс. Также упоминается влияние СМИ, поскольку многие женщины в популярных японских телевизионных драмах курят[12].

Автоматы по продаже сигарет

Автоматы по продаже сигарет в 2014 году

Сигареты можно купить в табачных магазинах и в торговых автоматах, а общественные пепельницы расставлены по тротуарам и железнодорожным платформам. В 2002 году количество автоматов по продаже сигарет в Японии оценивалось в 500 000[13]. Закон запрещает курение сигарет лицами, не достигшими 20 возраста[14].

«Taspo» — это смарт-карта, разработанная Японским Институтом табака, национальной ассоциацией розничных продавцов табачных изделий и Японской ассоциацией производителей торговых автоматов. Введенная в 2008 году карточка необходима для покупки сигарет в торговых автоматах.

В 2008 году «Japan Tobacco» заказала серию из более чем 70 плакатов в стиле общественного объявления «Манера курения» о этикете курения. Реклама демонстрировалась в самых разных форматах, начиная от плакатов в метро и заканчивая открытками и подставками для напитков.

Примечания

  1. cigarette use globally tobaccoatlas.org
  2. Mark Levin, Tobacco Control Lessons from the Higgs Boson: Observing a Hidden Field Behind Changing Tobacco Norms in Japan. American Journal of Law and Medicine, 39 (2013): 471—489. SSRN
  3. 令和元年国民健康・栄養調査結果の概要. Ministry of Health, Labour and Welfare, Japan. Дата обращения: 28 мая 2021.
  4. Mark Levin, Puffing Precedents: The Impact of the WHO FCTC on Tobacco Product Liability Litigation in Japan. Asian Journal of WTO & International Health Law and Policy, vol. 11, no. 1, 2016 at p. 23. SSRN
  5. Consumption. Tobacco Atlas. Дата обращения: 28 мая 2021.
  6. Birtley, Tony. Long road for anti-smoking Japanese, Al Jazeera (January 18, 2007).
  7. 民法改正 成年年齢の引下げ. 法務省.
  8. たばこ税増税等に伴うたばこの小売定価改定の認可申請について. JT. Japan Tobacco. Дата обращения: 26 августа 2020.
  9. Tomohiro Osaki. Tokyo lawmakers approve anti-smoking ordinance as capital gears up for 2020 Olympics (June 27, 2018). Архивировано 3 декабря 2018 года.
  10. 健康増進法の一部を改正する法律(平成30年法律第78号)概要. Ministry of Health, Labour and Welfare, Japan. Ministry of Health, Labour and Welfare, Japan. Дата обращения: 26 августа 2020.
  11. Smoking ban on Tokyo's streets, BBC News (2 October 2002).
  12. Japan Ads Sell Women On Smoking | csmonitor.com. Csmonitor.com. Дата обращения: 4 ноября 2008. Архивировано 2 ноября 2008 года.
  13. Smoking Statistics: 28 May 2002. 2005-2011 World Health Organization, Regional Office for the Western Pacific (28 мая 2002). — «With 500,000 cigarette vending machines, the young can easily buy cigarettes.». Дата обращения: 16 мая 2012. Архивировано 7 июля 2011 года.
  14. Smoking in Japan. Japan-guide.com. Дата обращения: 4 ноября 2008.