Куприянов, Максим Игнатьевич

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Максим Куприянов
Дата рождения 1 сентября 1912(1912-09-01)
Место рождения станица Морозовская, Область Войска Донского
Дата смерти 1988(1988)
Место смерти Челябинск
Страна СССР
Род деятельности машинист локомотива
Награды и премии
Герой Социалистического Труда
Орден Ленина Орден Ленина Медаль «За трудовую доблесть» Медаль «За трудовое отличие»
Знак СССР «Почётному железнодорожнику» Знак СССР «Почётному железнодорожнику»

Максим Игнатьевич Куприянов (1912—1988) — машинист локомотивного депо Златоуст, Герой Социалистического Труда (1959).

Максим Куприянов родился 19 августа (1 сентября1912 года в станице Морозовская Области Войска Донского в крестьянской семье. Отец умер когда Максим был совсем маленький, а мать умерла в годы Гражданской войны. Оставшись без родителей батрачил, был беспризорным[1], работал в бродячем цирке. Грамоте его научила девочка-школьница. С бродячим цирком проехал по городам Донбасса: Луганск, Горловка, Енакиево, Лисичанск.

Будучи в Лисичанске завербовался на строительство Магнитки, куда и прибыл в декабре 1929 года. Работал на Магнитострое, первоначально землекопом на строительстве доменных печей, затем костыльщиком на строительстве железной дороги. Там, работая на Магнитострое, вступил в комсомол. Встретил на строительсве машиниста паровоза, которого знал ещё по Морозовской и он порекомендовал Максму пробиваться на паровоз. В 1931 году стал работать в паровозном депо Магнитогорска сначала слесарем по ремонту подвижного состава, затем помощником машиниста. В середине 1930-х отслужил срочную службу в РККА, служил в железнодорожном полку в Челябинске. По окончании службы в армии был направлен на обучение в дорожную школу, получил права управления паровозом[1]. 6 мая 1935 года самостоятельно провёл грузовой поезд из Златоуста в Челябинск. Был направлен в группе инструкторов в депо Шадринск, для помощи в освоении новой техники. Будучи там опробовал вождение тяжеловесных поездов по методу Петра Кривоноса: при весовой норме в 1700 тонн провёл поезд весом 3100 тонн на участке Синарская — Шадринск.

С 1937 года и всю дальнейшую трудовую жизнь работал в локомотивном депо Златоуст. Там он быстро вышел в число новаторов производства и ему доверено было вождение мощных паровозов серии ФД[1].

В годы Великой Отечественной войны Максим Игнатьевич Куприянов стал инициатором многих починов по экономии топлива, удлинению межремонтных пробегов паровозов. Предложенные им усовершенствования в экипажной части паровозов позволили увеличить пробег между ремонтами ТР-3 с 38 тысяч до 100 тысяч[1][2]. Довёл среднесуточный пробег паровоза до 450 км, при обычной норме в 250 км. Первым освоил вождение тяжеловесных поездов на участке Златоуст — Кропачёво (через Уральский хребет). В 1941 году освоил практику «сквозных рейсов» в которых паровоз вёл состав по участку обслуживания без остановок, паровозная бригада при этом менялась на ходу[1].

В 1946—1950 годах выступил инициатором движения за экономию топлива за счёт перевода отопления паровоза на смесь тощих и жирных углей. Стал совместно со сталеваром В. М. Амосовым инициатором соревнования ведущих профессий[1].

В мае 1946 года за победу во Всесоюзном соревновании паровозу старшего машиниста Куприянова — ФД21-3187 было присвоено звание «Лучший паровоз на сети дорог Союза».

В 1951 году был направлен на курсы машинистов электровозов, успешно их окончил. Получил на Новочерскасском заводе электровоз ВЛ22м-500 и начал работать на нём. В 1953 году за счёт повышения технической скорости добился повышения суточного пробега электровоза более чем на 100 км и стал инициатором соревнования за суточный пробег в 500 км, сам смог добиться этого одним из первых в СССР[1]. Увеличил пробег электровозов между периодическими ремонтами ТО-3 с 15 до 25 тысяч км[2].

За трудовые заслуги машинисту депо Златоуст Максиму Игнатьевичу Куприянову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

С 1968 года жил в Челябинске. Награжден двумя Орденами Ленина (29.07.1945, 01.08.1959), девятью медалями (в том числе «За трудовую доблесть» (6.08.1952) и «За трудовое отличие» (9.08.1947), знаком Почётный железнодорожник.

Сохранение памяти

Писатель Виктор Полторацкий в 1964 году опубликовал повесть «Профиль пути» которая посвящена биографии Максима Куприянова.

В 2010 году на здании локомотивного депо Златоуст открыта мемориальная табличка. Кроме имени Максима Куприянова увековечены имена других Героев работавших в депо. Герои Труда Михаил Назаров и Капитон Ковригин и Герои Советского Союза Евгений Фоминых, Павел Ширяев и Павел Пономарёв[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Куприянов Максим Игнатьевич. Герои страны. Дата обращения: 15 октября 2023.
  2. 2,0 2,1 КУПРИЯНОВ Максим Игнатьевич. Блог Златоуст. Дата обращения: 15 октября 2023.
  3. Чтобы знали. Гудок. Призыв (7 мая 2010). Дата обращения: 16 октября 2023.