Кунь (исполнение)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Кунь (кит. ; пиньинь: kūn) 2-я из 64-х гексаграмм «Ицзина». Означает Исполнение.

Внизу триграмма Кунь (Земля; 坤), вверху триграмма Кунь (Земля; 坤).

Перевод гадательных формул и афоризмов

坤,元亨,利牝馬之貞。君子有攸往,先迷後得主,利,西南得朋,東北喪朋。安貞吉。

Исполнение, изначальность и доступность, благоприятна кобылицы стойкость. Благородному человеку (Цзюнь-цзы) есть куда направляться, пойдет впереди — заблудится, пойдет сзади — обретет господина, благоприятно, на юго-западе найти друзей, на северо-востоке их потерять. В спокойствии и твёрдости будешь счастлив.

初六,履霜,堅冰至。

В начале — прерывистая, если под ногами иней, значит близко крепкий лед.

六二,直方大,不習無不利。

Вторая — прерывистая, прямота — повсеместность — величие, нет практики — нет неблагоприятного.

六三,含章,可貞。或從王事,無成有終。

Третья прерывистая, скрывай свои природные качества и сможешь быть стойким. Возможно, следуя за волей правителя не совершая что-либо доведешь дело до конца.

六四,括囊,無咎無譽。

Четвёртая прерывистая, завязанный мешок, порицания не будет, но и похвалы не жди.

六五,黃裳,元吉。

Пятая прерывистая, жёлтая юбка, изначальное счастье.

上六,龍戰於野,其血玄黃。

Верхняя прерывистая, драконы бьются на окраине, их кровь чёрная и жёлтая.

用六,利永貞。

Имея прерывистые черты, благоприятна только вечная стойкость.

Комментарий

Общий комментарий: Если Творчество — это Небо, свет, мужское начало, то Исполнение — это Земля, тьма, женское начало мироздания. Если Творчество — это инициатива и активность, то Исполнение — это податливость и пластичность. Именно исполнение является той средой, которая даёт возможность реализоваться творчеству. Исполнение не должно составлять конкуренцию Творчеству, а лишь вторить и следовать его импульсам. Поэтому Исполнение уподобляется образу кобылицы. Благородный человек в ситуации Исполнения не действует по собственному почину, а следует указаниям. Поэтому сказано: пойдет впереди — заблудится, пойдет сзади — обретет господина. Юг и Запад — это область тьмы, Север и Восток — область света, а так как Исполнение — тьма, то и искать друзей надо в области Тьмы.

Первая черта: Первая фаза Исполнения малозаметна. Выпавший иней может сразу же растаять под действием тепла, но он уже предвестник будущих морозов, когда появится крепкий лед, и силы тьмы и холода проявятся в полной мере. Благородному человеку достаточно лишь намека, чтобы понять как ситуация будет развиваться в дальнейшем.

Вторая черта: Вторая фаза Исполнение не требует никаких предварительных подготовительных действий. Всё должно протекать в полной покорности судьбе. Поэтому сказано: нет практики — нет неблагоприятного. Благородный человек не проявляет никакой самостоятельности.

Третья черта: Единственно возможная активность на следующей стадии Исполнения может быть только подчинительной. Поэтому сказано: скрывай свои природные качества, а действуя, следуй указаниям господина, тогда даже не совершая ничего, доведешь дело до конца.

Четвёртая черта: По-прежнему довлеют силы тьмы. Опять требуется держаться в тени. Поэтому сказано: завяжи мешок, то есть скрывай свои качества. И хотя и похвалы тебе не будет, но и опасности ты избежишь.

Пятая черта: Уравновешенность и избегание крайностей на предыдущих этапах принесло свои плоды — изначальное счастье. Его символизирует жёлтая юбка. Жёлтый цвет — цвет Земли; юбка, являясь частью нижней одежды в древнем Китае, также символизирует Землю, расположенную под Небом.

Шестая черта: Любая попытка достигнуть большего приведет к переразвитию процесса. Тьма (дракон с жёлтой кровью) вступит в бой со Светом (дракон с чёрной кровью). Прольется кровь.

Резюме: Во время действий сил Тьмы благоприятна лишь только вечная стойкость, потому что только стойкость может привести к благому результату.



Кунь (Земля)

Гэнь (Гора)

Кань (Вода)

Сунь (Ветер)

Чжэнь (Гром)

Ли (Огонь)

Дуй (Водоём)

Цянь (Небо)
← Верхняя триграмма
↓ Нижняя триграмма


11.Тай


26.Да-чу


5.Сюй


9.Сяо-чу


34.Да-чжуань


14.Да-ю


43.Гуай


1.Цянь

Цянь (Небо)


19.Линь


41.Сунь


60.Цзе


61.Чжун-фу


54.Гуй-мэй


38.Куй


58.Дуй


10.Ли

Дуй (Водоём)


36.Мин-и


22.Би


63.Цзи-цзи


37.Цзя-жэнь


55.Фян


30.Ли


49.Гэ


13.Тун-жэнь

Ли (Огонь)


24.Фу


27.И


3.Чжунь


42.И


51.Чжэнь


21.Ши-хо


17.Суй


25.У-ван

Чжэнь (Гром)


46.Шэн


18.Гу


48.Цзин


57.Сунь


32.Хэн


50.Дин


28.Да-го


44.Гоу

Сунь (Ветер)


7.Ши


4.Мэн


29.Кань


59.Хуань


40.Цзе


64.Вэй-цзи


47.Кунь


6.Сун

Кань (Вода)


15.Цянь


52.Гэнь


39.Цзянь


53.Цзянь


62.Сяо-го


56.Люй


31.Сянь


33.Дунь

Гэнь (Гора)


2.Кунь


23.Бо


8.Би


20.Гуань


16.Юй


35.Цзинь


45.Цуй


12.Пи

Кунь (Земля)

Литература

  • Карапетьянц А. М. Ба гуа как классификационная схема // XIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.I. М., 1982.
  • Китайская философия: Энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994. С.73-75. ISBN 5-244-00757-2
Текст на языке оригинала находится в китайской Викитеке (維基文庫) :