Кумыкская культура
Культура кумыков (кум. къумукъ маданият[1])— совокупность традиционных, литературных, театральных, архитектурных, письменных и других форм деятельности северокавказского народа кумыки.
Литература и театр
Истоки литературы
В народной памяти кумыков сохранились образцы эпической (героические, исторические и бытовые песни, песни дидактического содержания (йыр’ы), сказки, пословицы, загадки) и лирической (четверостишная песня («сарын») и «яс» (оплакивание, причитание) или «яс-йыр») поэзий[2].
Одним из зачинателей кумыкской поэзии считается поэт XV века Умму Камал[3], создававший произведения на общеупотребительном языке того времени тюрки, но с сохранением старокумыкской лексики и форм.
В XVII веке жили кумыкские авторы историк Мухаммад Аваби Акташи и ученый-богослов Багдад Али.
Современный кумыкский
В XIX веке такие личности, как народный поэт Йырчы Къазакъ и преподаватель Восточного факультета Санкт-Петербургского Императорского Университета, кадий Кавказского эскадрона конвоя императора Магомед-Афенди Османов, заложили письменные традиции кумыкского языка. В 1883 году Санкт-Петербургским Императорским Университетом был выпущен сборник «Ногайские и кумыкские тексты», собранный Османовым.
В дореволюционный период кумыкская литература находилась в связи с крымскотатарской и казанско-татарской литератур, а после революции 1917 года несколько усиливается влияние азербайджанской литературы[4]. В первые годы советской власти кумыкская литература продолжала традиционные темы: раскрепощение человека, духовное пробуждение народа, борьба с невежеством и т. д.[5]
«Серебряный век»
В первые десятилетия XX века кумыкская литература претерпевала расцвет. На этот период приходится деятельность таких просветителей, писателей и поэтов, как Манай Алибеков (инженер-мелиоратор, архитектор, этнограф, поэт), Нухай Батырмурзаев («Несчастная Хабибат», «Давуд и Лайла») и его сын Зайнал Батырмурзаев, Абуш Карамурзаев[6], Коччакай Джамалутдин Ханакаев (поэт)[7], Магомед-Кади Дибиров[8] (кумыкская азбука и «Истории революции в Дагестане») в Аксае; Казияв Али (хранитель старины)[9], Адиль-Герей Измаилов (перелагавший предания в стихотворные строки)[10], Ансар Кадиев (мастер любовной лирики) — в Эндирее; группа в Казанище, включавшая кумыкского первопечатника, поэта и фольклориста Абусуфьяна Акаева и его окружение — фольклорист Билал Алибеков[11], Нажмутдин Гайдарбеков[12], близки были к этой группе и жители соседних сёл Шихаммат-Кадий Эрпелинский и Абдулхалим Дженгутаевский[13]; в Темир-Хан-Шуре (тогдашней столице Дагестанского округа) — Темирболат Бейбулатов (поэт, прозаик, деятель театра) и другие; в других селениях — агачкомузист Алипмурза Девлетмурзаев[14], Магомед Казанбиев («Нюрлю Таварих» («Священная история»)[15], Ачакан Казбеков (перевод басен Крылова)[16] и многие другие[17]. Универсальным человеком был также поэт, физик-изобретатель, востоковед-арабист, фольклорист Абдурахман Казиев, написавший множество произведений[18].
В 1926 году Темир-Булат Бейбулатов издал «Сборник стихотворений и песен», содержащий материал и для лингвистических изысканий, и для поэтики, и для теории музыки. В конце 1920-начале 1930-х годов Т. Бейбулатов написал оперы «Танг-Чолпан» и «Шамиль в Ахульго». Он же написал ряд пьес для кумыкского театра[19].
Зумруд Каитбекова перевела на кумыкский язык пьесу А. П. Чехова «Медведь», она же являлась первой актрисой кумыкского театра. На подмостках этого театра революционер Уллубий Буйнакский пробовал свои силы как актёр.[17]
Художественный перевод играл большую роль в 1920-е годы. Абдулла Алиев перевёл на кумыкский произведения М. Ю. Лермонтова. Будущий первый дагестанский профессиональный историк Абдулла Тамаев в начале 1920-х годов переводит для кумыкского театра пьесы Наримана Нариманова «Шамдамбек», а также «Тайны нашего города», «Хор-Хор», «Два пирога», «В медресе пришёл мулла» и другие[20].
Периодика
Тогда же возникли первые газеты на кумыкском языке, редактируемые Абусупиянов Акаевым, Муртаза-Гаджи Пайзулаевым и Магомед-Мирзой Мавраевым[21].
В 1917 году были созданы «Дагестанское театрально-литературное общество» и журнал «Тангчолпан» («Утренняя звезда»), детища Темирбулата Бейбулатова. Журналу «Тангчолпан» принадлежит выдающаяся роль в истории кумыкской культуры. Его редакторами попеременно были Темирбулат Бейбулатов, Нухай Батырмурзаев и Адиль Шемшединов, Публиковались в журнале статьи, новеллы, стихи единомышленников, как, например, ученика Евгения Лансере и Арнольда Дирра Халил-Бек Мусаева[21][22][20].
Кумыкский театр
В 1925 году на базе театральной студии при педагогическом техникуме в Темир-Хан-Шуре был создан Кумыкский государственный музыкально-драматический театр имени А.-П. Салаватова.
Этот раздел не завершён. |
Архитектура
Кумыкская архитектура — особенности архитектуры и городской культуры кумыков, развившиеся в рамках Хазарского каганата, Царства гуннов в Дагестане, Джидана, Золотой Орды, Тарковского шамхальства и под владычеством Российской империи. Является средоточием смешанных тюркско-мусульманских архитектурных приемов, проявившихся при строительстве шамхальских дворцов и в архитектуре традиционного кумыкского жилища.
Быт
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, следующим образом описывал образ жизни и быт кумыков:
Обычаи и нравы кумыков в общем сходны с обычаями и нравами других кавказских горцев, но кумыки не смотрят на обычаи, как на неприкосновенную святыню и легко допускают отступления от них. Примирение по кровным делам устраивается довольно просто и легко. Куначества у кумыков почти не существует; влияние родства ограничивается пределами двух-трёх поколений. Традиционные взгляды кавказских горцев на хищничество, как на акт молодечества, не пользуются среди кумыков непоколебимым авторитетом. Они живут в саклях обще-горского типа, но во внутреннем их убранстве господствует полное смешение стилей, начиная от чисто персидского и кончая чисто европейским. Традиционная горская одежда местами вытесняется платьем европейского покроя. В кумыкской песне отражается нравственный облик кумыка — рассудительного и наблюдательного, со строгими понятиями о чести и верности данному слову, отзывчивого к чужому горю, любящего свой край, склонного к созерцанию и философским размышлениям, но умеющего и повеселиться с товарищами. Как народ более культурный, кумыки всегда пользовались большим влиянием на соседние племена[23].
Одежда
Мужчины носили тонкие туникообразные рубахи, штаны, черкеску, которая происходит из хазарского и общетюркского стилей покроя кафтанов[24][25], бешмет и овчинные шубы, а женщины — платья, кожаные башмаки, галоши и носки, причём одежда украшалась серебряными пряжками, пуговицами, поясом[26]. Платья «полша», состоящее из нижнего платья из тонкого однотонного шелка и верхнего платья из плотной ткани с вышивкой, вышитые платки из тонкой шерсти и шелковые платки — «гульмельды» с характерным рисунком. Современная одежда в основном городского типа.
В культуре других народов
Этот раздел не завершён. |
Список музеев и театров
Этот раздел не завершён. |
- Кумыкский музыкально-драматический театр имени А. П. Салаватова
- Историко этнографический музей в Хасавюрте
- Кумыкский музей в Кизляре, Моздокский район Северной Осетии
Примечания
- ↑ Тевфик ЗЕНГИН: «Къумукъ тамурларымны унутмайман»
- ↑ КУМЫКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА // Литературная энциклопедия.
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 5 февраля 2017 года.
- ↑ КУМЫКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (рус.), Литературная энциклопедия. Архивировано 23 июня 2011 года. Дата обращения 25 апреля 2022.
- ↑ Нина Степановна Надъярных. Literatury narodov Rossii, 20. vek. — Наука, 2005. — С. 164.
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 27 декабря 2017 года.
- ↑ Срок регистрации домена закончился . Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 28 декабря 2017 года.
- ↑ Газават.ру :: История — Горцы — ДИБИРОВ МАГОМЕД-КАДИ ДИБИРГАДЖИЕВИЧ . Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 24 августа 2017 года.
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 28 декабря 2017 года.
- ↑ Исмаилов (Измаилов) Адиль-Герей — Электронная энциклопедия Имена Кавказа . Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 28 декабря 2017 года.
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 28 декабря 2017 года.
- ↑ Акамов Абусупьян Татарханович, ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА МАВЛИДА В КУМЫКСКОЙ ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- ↑ «Джаридат Дагистан» — арабоязычная газета кавказских джадидов, А. В. Наврузов
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 28 декабря 2017 года.
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 28 декабря 2017 года.
- ↑ АЧАКАН КАЗБЕКОВ: В ЛАБИРИНТАХ ПОЭТИЧЕСКОЙ ОБРАЗНОСТИ, ГАДЖИМУРАДОВА Т. Э., 2009
- ↑ 17,0 17,1 Кумыкский серебряный векQumuq görüş (рус.) ?. Qumuq görüş. Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 24 апреля 2017 года.
- ↑ Шанавазова, Заира Шихмагомедовна Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдурахмана Казиева 2013.
- ↑ Бийболатов Т. Б. Сайламлы асарлары / Темирболат Бийболатов; [сост. Абдулатипов А.-К. Ю.]. — Махачкала : Даг. кн. изд-во, 2011. — 471 с. : портр. ; 21 см
- ↑ 20,0 20,1 Абдулатипов А.-К. Ю. Темирболат Бийболатов. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1995
- ↑ 21,0 21,1 Кумыкский мир | Из предыстории кумыкской печати . kumukia.ru. Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 14 октября 2017 года.
- ↑ Кумыкский мир | Так сколько лет кумыкскому театру? . kumukia.ru. Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 14 октября 2017 года.
- ↑ Кумыки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Доде Звездана Владимировна. Средневековый костюм народов Северного Кавказа: очерки истории / Т. В. Кантор. — Москва: Восточная литература, 2001. — С. 105. — 136 с.
- ↑ Доде З. В. Автореферат: Костюм населения Северного Кавказа VII—XVII веков (Реконструкция этносоциальной истории) / д.и.н. Дэвлет Е. Г.. — Москва: Институте археологии РАН, 209. — С. 24. — 35 с.
- ↑ Лев Миронович Минц. Большая энциклопедия народов. — Olma Media Group, 2007. — С. 276. — ISBN 5373010537, 9785373010535.