Кулебакский металлургический завод

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кулебакский металлургический завод
Тип Сталелитейное предприятие
Год основания 1866
Прежние названия Кулебакский горный завод
Основатели Фёдоров, Бородачёв
Расположение  Россия: Кулебаки Нижегородской области
Ключевые фигуры Виктор Клочай (Президент компании, председатель Совета директоров)
Отрасль чёрная металлургия (МСОК2410)
Продукция Цельнокатаные, сварные кольца, сортовой прокат, ферросплавы и лигатуры, прутки, поковка и слитки, подшипники
Материнская компания Русполимет

Кулебакский металлургический завод (до 1928 года — Кулебакский горный завод, с 2005 года — металлургическая компания «Русполимет») — металлургическое предприятие основанное в 1866 году. Одно из старейших отраслевых предприятий России. Находится в городе Кулебаки Нижегородской области.

Предприятие специализируется на сталеплавильном,сортопрокатном и кольцепрокатном производстве. Мартеновское производство остановлено в 2011 году. При этом кольцепрокатное производство Кулебакского завода является одним из крупнейших в мире[1].

История

Предприятие основано как Кулебакский горный завод местным помещиком, владельцем села Кулебаки, коллежским асессором Н. Г. Фёдоровым и выксунским купцом А. Я. Бородачёвым. В 1861 году начато строительство первой доменной печи, в 1866 году печь запущена, и этот момент считается датой основания завода.

1890 — построена четвёртая доменная печь

В 1870 году завод продан английской компании, возглавляемой Августом Гобартом. В 1872 году завод продан «Обществу Коломенского машиностроительного завода» во главе с братьями Амандом и Густавом Струве. В 1875 году пущен первый сортопрокатный стан, построены 4 пудлинговые печи,[2] (работавшие до 1894 года). В 1877 году построена и пущена в эксплуатацию одна из первых в России мартеновская печь[3] (к 1897 году в заводе уже работало 5 печей), начал действовать первый в России бандажепрокатный цех. В 1887 году на территории Кулебакского горного завода организована листопрокатная фабрика. В 1890 году построена четвёртая доменная печь. В 1894 году построена железная дорога протяженностью 30 вёрст, к 1904 году протяженность пути составляла 66 вёрст. В 1895 году построен и пущен чугунолитейный цех.

В 1900 году установлен крупносортный стан. Построена новая домна вместо четырёх старых. К этому моменту завод становится вторым по объёму производства среди предприятий Нижегородской губернии и вторым в России по выпуску литья и проката[4]. В 1907 году построен филиал — пристань в селе Мордовщиково, её первоначальное название — «Мордовщиковская судоверфь» (ныне Навашинский судостроительный завод). В 1910 году всё оборудование сортопрокатного цеха демонтируется и устанавливаются два мощных стана «500» и «750» (с последующей модернизацией действующий по настоящее время).

В 1906—1917 годах директором завода был Пётр Михайлович Вавилов, который в 1923 году, во время разрухи и нехватки топлива, первым разработал и осуществил выплавку чугуна на одном сыром торфе.

В 1917—1920 годах на заводе работал архитектор Александр Яковлев, разработавший для завода проекты рабочего посёлка и нескольких хозяйственных построек[5].

В 1922 году в связи с истощением лесных массивов, завод переходит на местный торф, изыскивая пути сохранения производства. В 1925 году прокатан миллионный бандаж, в том же году полностью прекращено доменное производство. В 1928 году предприятие переименовано в «Кулебакский металлургический завод». В 1934 году заводу присвоено имя Сергея Кирова. В 1936 году прокатан двухмиллионный бандаж.

В 1940—1946 годы осуществлено строительство и пуск в эксплуатацию термического цеха. В годы Великой Отечественной войны завод переходит на выпуск брони и сборку корпусов лёгких танков. В 1948 году предприятием впервые в СССР освоен выпуск литых якорных цепей. В 1950 году организован выпуск запасных частей к тракторам.

В 1966 году завод награждён дипломом ВДНХ за выпуск бобовых жаток, а также Орденом Трудового Красного Знамени за досрочное выполнение семилетнего плана по развитию чёрной металлургии и в связи со столетием предприятия.

В 1986 году пущен в эксплуатацию цех кольцевых заготовок с оборудованием кольцепрокатной линии Banning.

В 1997 году завод был на грани банкротства, но потом восстановил рентабельность.

В 2004 году была осуществлена попытка рейдерского захвата предприятия[1]. В 2005 году создано ОАО «Русполимет» путём слияния ОАО КМЗ и ЗАО ККПЗ (кольцепрокатный завод).

В 2006 году подписано десятилетнее соглашение о поставке колец для авиадвигателей для канадского подразделения двигателестроительной фирмы Pratt & Whitney. Суть контракта заключалась в поставке первой партии колец на сумму около 1 млн долларов в течение 2006 года[6].

В 2010 году запущен в эксплуатацию самый мощный в России кольцепрокатный стан фирмы SMS Meer[нем.], в том же году подписано соглашение с Danieli о строительстве микрометаллургического завода по технологии непрерывной разливки-прокатки, в 2013 году сообщалось о срыве сроков поставки оборудования Danieli[7].

В декабре 2011 года полностью остановлены мартеновские печи и запущен новый сталеплавильный комплекс.

Узкоколейная дорога

Узкоколейная железная дорога Кулебакского металлургического завода является одной из старейших в России.

К началу 1970-х годов линии узкоколейной железной дороги за пределами города Кулебаки были разобраны. Добыча торфа в окрестностях Кулебак прекратилась, вывозка леса стала осуществляться автомобильным транспортом, для вывоза доломита из Гремячево в качестве замены узкоколейной железной дороги была проложена линия широкой колеи от станции Мухтолово. С 1970-х годов по сегодняшний день узкоколейная железная дорога обеспечивала лишь технологические межцеховые перевозки Кулебакского металлургического завода.

Почти половина путей узкоколейной железной дороги в настоящее время — трёхниточные (1067/1520 мм). Территория завода относительно невелика по площади, но плотно насыщена железнодорожными путями. Перевозится различная металлургическая продукция, главным образом холодные болванки в открытых платформах. С 2018 года на предприятии закрыт железнодорожный цех (депо), ведется демонтаж железнодорожных путей как на территории предприятия, так и за его пределами.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ъ-Нижний Новгород. Дата обращения: 21 сентября 2011. Архивировано 2 января 2014 года.
  2. Литая сталь / Металлургия. iq-coaching.ru. Дата обращения: 8 февраля 2022. Архивировано 4 февраля 2020 года.
  3. ГТРК «Нижний Новгород». nnov.rfn.ru. Дата обращения: 8 февраля 2022.
  4. Города России. Энциклопедия. М., БРЭ, 1994
  5. Краткая автобиография Яковлева Александра Александровича. sundry.wmsite.ru. Дата обращения: 8 февраля 2022. Архивировано 2 июля 2022 года.
  6. «Русполимет» окольцует Pratt&Whitney Canada. aviaport.ru. Дата обращения: 8 февраля 2022. Архивировано 29 марта 2018 года.
  7. «Русполимет» в 2013 г. ожидает роста выручки от реализации более чем на 20 % Архивная копия от 30 декабря 2013 на Wayback Machine // Интерфакс-Поволжье, 15 февраля 2013