Кто не скачет, тот москаль
«Кто не ска́чет, тот моска́ль» (укр. «Хто не скаче, той москаль») — речёвка, получившая распространение на Украине в конце 2013 — начале 2014 года среди участников Евромайдана.
История
Зимой 2013 года[1] в период Евромайдана в Киеве собравшиеся на площади люди ни с того, ни с сего, без видимой причины, начинали подпрыгивать на месте, сопровождая это действие кричалкой: «Кто не скачет, тот москаль»[2] (в оригинале — укр. «Хто не скаче, той москаль»)[1]
Доктор политических наук Алексей Щербинин описал событие: «Огромная толпа на площади Независимости в Киеве, стараясь согреться на морозе, радостно прыгает» под данную речёвку, прокомментировав его текстом, что ритуалы и заклинания могут облекаться в форму шутки, правда, отнюдь не бесцельной[3].
Исследователи Мария Запрягаева и Анна Шишлянникова пишут, что на Украине с периода Евромайдана слово «москали» получило широкое распространение, и стало «почти официальной лексемой» для выражения презрительного отношения прежде всего к россиянам, проявившемся в лозунге «Кто не скачет, тот москаль», по мнению авторов, объединившим «в ненависти к русским огромные массы на территории Украины»[4].
Украинский исследователь Надия Трач приводит информацию, что речевка появилась на Евромайдане еще в период студенческих протестов, а также, что лозунг был раскритикован в социальных сетях русскоязычными участниками митингов, и позже трансформировался в «кто не скачет, тот совок»[5]:238.
Лингвистический анализ
Доктор искусствоведения Сергей Стахорский пишет, что «кричалка» чётко маркирует вербальную ситуацию «свой — чужой», целью создания которой является обнаружение «противника-чужака», его нейтрализация и обезвреживание»[2]. Стахорский сопоставляет её со старинной украинской пословицей: «Скачи, враже, як пан каже» (рус. «Скачи, враг, как прикажет господин»), которая встречается в произведениях Гоголя, Островского, Лескова. Пословица сохранилась с периода польского владычества и отражает подневольное положение человека, вынужденного делать всё, что ему прикажет пан. Но при этом, автор отмечает, что Майдан «скакал без принуждения, по своей воле и собственному почину»[2].
По данным Трач, этот слоган является международным, и распространён во многих странах мира, в частности в Болгарии, Боснии, Германии, Дании, Канаде, Португалии, России, Франции, Чили. В частности, пишет автор в протестах на Болотной площади в России в 2011 году он звучал как «Кто не прыгает, тот хач»[5]:238-239 (Газета.ру писала также об этом варианте кричалки на Русском марше 11 ноября 2011 года[6]), а в датской версии при дословном переводе он означает «Кто не прыгает, тот любит Путина»[5]:238-239.
Психологический анализ
Значительная часть исследователей полагает, что речёвка содержит в себе технологии зомбирования[7][8][9][1].
Доктор филологических наук Александр Калмыков считает, что процедура произнесения данной речёвки в совокупности со скачками нацелена на формирование групповой идентичности, при которой используется «метод психологического настроя с помощью совместных синхронных движений, являющийся особым видом введения в транс». Автор описывает механизм этого действия: «коллективные ритмичные действия приводят к синхронизации эмоциональных состояний, возникновения состояния эйфории близкой к наркотическому опьянению и как следствие к ощущению единения и силы». Такое состояние предоставляет физиологическое подкрепление внушаемым идеологемам (в качестве примера Калмыков приводит «коммуняку на гиляку»), отключает критичность и оценку сознанием происходящего, чем усиливает манипуляционное воздействие. В результате система ценностей и установки личности претерпевают трансформацию в заданном направлении, которая может быть достаточно устойчивой, поскольку все вновь приобретенное подкреплено техникой якорения и эмоциональной памятью о «состоянии радости, испытанной на подобных радениях»[9]
Профессор кафедры оркестрового дирижирования Московского государственного университета культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ Николай Степанов приводит речёвку запада Украины «кто не скачет – тот москаль» как пример воздействия на личность, когда «на фоне восприятия определенных ритмов, интонаций, фактуры происходит зомбирование личности, формирующее у нее ассоциативное мышление необходимой эмоциональной направленности и содержания». Интонации, действуя как звуковой раздражитель, вызывают определённое состояние и «становятся неотвязными для психики слушающего», делая личность «максимально управляемой». Автор пишет, что «такие интонации и ритмы становятся психическим оружием, которое вызывает мгновенную, четко запрограммированную реакцию, часто неотвратимую для зомбированного»[7]. Доктор исторических наук Анатолий Кириллов приводит пример речевки «кто не скачет, тот москаль» в качестве примера превалирования психотехники, нарушающей принцип меры и доходящего до прямого зомбирования[8].
Исследователь Е. И. Сыпченко, пишет что в этой речевке заложено четыре технологи снижения критичного поведения личности в толпе. Первая — информация вводится в подсознание в процессе двигательной активности человека. Вторая – повторение шаблонных фраз. Третья технология – поляризация сознания. Четвертая технология – нагнетание истерии. Автор считает, что нагнетание реализовано через навязывание ярлыков-словосочетаний, вызывающих в сознании простые и устойчивые ассоциации и образы, переплетенные с эмоциями («кто «скачет», тот патриот и герой; кто не «скачет», тот «москаль», а значит враг») и «зашкаливающий пафос», позволяющий возвеличить «самые простые вещи» и «чувствовать себя героем» (при этом «пафос позволяет легко подменить понятия: сомнения выдать за слабость, а импульсивность за решительность»)[1].
В обществе
В 2015 году после оппозиционного митинга Республиканская экспертная комиссия Белоруссии по оценке информационной продукции оценила речёвку «Кто не скачет, тот москаль» на предмет наличия или отсутствия в ней признаков экстремизма[10]. Решением суда Центрального района Минска от 25 сентября 2018 года и вступившем в силу 11 октября 2018 года, речёвка была признана экстремистской и запрещена к цитированию[11].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Сыпченко Е. И. Трансформация критичности мышления личности в толпе // Zbiór raportów naukowych «Knowledge society». Wykonane na materiałach Miedzynarodowej NaukowoPraktycznej Konferencji 31.10.2014 roku. Łódź. — Часть 6. — Warszawa: Wydawca: Sp. z o.o. «Diamond trading tour», 2014. — С. ISBN: 978-83-64652-70-7
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Стахорский С. В. Архаический паттерн как факт девиантного поведения // Наука телевидения. — Т. 12. — № 3. — 2016 С. 97-106. — ISSN: 1994-9529.
- ↑ Щербинин А. И. Революционный спектакль: опыт и современная постановка // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2014. — №3 (27).
- ↑ Запрягаева М. Я., Шишлянникова А. М. Способы создания пейоративной оценки в языке «вражды» (на материале новой лексики массмедиа) // Медиалингвистика. IV Международный научно-практический семинар, сборник статей. Под редакцией Л.Р. Дускаевой, Ответственный редактор: Н.С. Цветова. — 2015. — С. 219-223
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Трач Н. Революційні слогани суспільно-політичного протесту Євромайдан (2013–2014 рр.): соціолінгвістичний аналіз // Ukraїna narracje, języki, historie pod redakcją Marcina Gaczkowskiego, Wrocław 2015. — С. 233-243. — ISBN 978-83-64863-02-8
- ↑ Шмараева, Елена. «Слава России» — это месседж», Газета.ру (4 ноября 2011). Дата обращения 30 марта 2021.
- ↑ 7,0 7,1 Степанов Н. И. Социализация личности музыканта через достижение высокого профессионального уровня // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. — № 2. — 2015. — С. 161-164
- ↑ 8,0 8,1 Кириллов А. В. Технология управления персоналом и конъюнктура // Социальная политика и социлогия. — Т.2. — № 4 (105). — 2014. С. 173-184. — ISSN: 2071-3665.
- ↑ 9,0 9,1 Калмыков А. А. Информационные войны: современные реалии // Вестник электронных и печатных СМИ. — № 1 (23). — 2015. — С. 81-100.
- ↑ В Белоруссии запретили речoвку «Кто не скачет, тот москаль!» // Lenta.ru, 11 октября 2018
- ↑ В Белоруссии признали экстремистской кричалку "Кто не скачет, тот москаль" // Интерфакс, 24 октября 2018
Литература
- Сыпченко Е. И. Трансформация критичности мышления личности в толпе // Zbiór raportów naukowych «Knowledge society». Wykonane na materiałach Miedzynarodowej NaukowoPraktycznej Konferencji 31.10.2014 roku. Łódź. — Часть 6. — Warszawa: Wydawca: Sp. z o.o. «Diamond trading tour», 2014. — С. ISBN: 978-83-64652-70-7
- Стахорский С. В. Архаический паттерн как факт девиантного поведения // Наука телевидения. — Т. 12. — № 3. — 2016 С. 97-106. — ISSN: 1994-9529.