Перейти к содержанию

Круглопечатники в Латвии

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Латвия

Статья из серии
Политическая система
Латвии









Круглопечатники в Латвии — люди, подвергшиеся прямой дискриминации и выселению после признания государственной независимости Латвийской Республики со стороны России и начала вывода российских войск в 1992 году. Членов семей военнослужащих, проживавших в домах квартирно-эксплуатационных частей армии (КЭЧ) и не имевших отношения к армии по роду занятий, и просто людей, имевших квартиры в домах КЭЧ, в Латвии отказывались регистрировать как постоянных жителей, ставя им в паспорта круглые красные печати, что налагало на них существенные ограничения и обязывало в определенный срок покинуть страну[1]. На 9 августа 1993 года таких людей в Латвии было 161456, в том числе в Риге 89208[2].

Статус этих людей, как и других неграждан, был урегулирован только 12 апреля 1995, когда был принят закон «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства»[2][3].

Признание независимости

Верховный Совет Латвийской ССР, избранный 18 марта 1990 года на всеобщих выборах, 4 мая 1990 года большинством голосов принял Декларацию о восстановлении независимости Латвии. После провала Августовского путча в Москве Верховный Совет Латвийской ССР принял Конституционный закон о выходе Латвии из состава СССР. Делегация Верховного Совета в составе Анатолия Горбунова, Яниса Диневича, Ояра Кехриса, Илмара Бишера и Владлена Дозорцева отправилась в Москву к президенту России Борису Ельцину. На организованной 24 августа 1991 года руководителем полномочного представительства Латвийской ССР в Москве Янисом Петерсом встрече Анатолий Горбунов высказал две просьбы: заменить командующего Прибалтийским военным округом генерала Ф. Кузьмина, открыто поддержавшего ГКЧП и выведшего войска на улицы Риги, и вывести из Латвии рижский ОМОН. Обе просьбы Ельцин удовлетворил сразу же[4].

Затем Ельцин неожиданно для латвийской делегации вручил ей Указ президента РСФСР «О признании государственной независимости Латвийской Республики», подписанный в ее присутствии 24 августа 1991 года. «Единственное, что вызвало особый разговор, это русские настроения в Латвии… Я объяснил: в опросе перед принятием Декларации участвовало 87,56 % населения. 73,68 % высказались ЗА независимость. При том, что латышей в Латвии 52 %. Ельцин сказал внятно: „Ну, не обижайте русских. Их у вас много…“ Горбунов обещал», — вспоминал В.Дозорцев о разговоре в Кремле[4].

Дискриминационное законодательство

Деление населения на граждан и неграждан

Юридическим основанием открытой сегрегации жителей бывшей Латвийской ССР стало принятое уже 15 октября 1991 г. решение[5] Верховного Совета ЛР «О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условиях натурализации», согласно которому гражданство Латвии было признано только за примерно 2/3 жителей страны (гражданами довоенной Латвийской Республики и их потомками), вопреки пункту 2.5. предвыборной программы правившего Народного фронта Латвии[6][7].

Критерий разделения населения на граждан и неграждан формально был направлен на реанимацию законсервированной «в течение 50 лет оккупации» некой общности граждан провозглашенной 18 ноября 1918 года первой Латвийской Республики. Критерий не выглядел этническим, но по факту таковым был: латыши получали гражданство почти автоматически, представителям национальных меньшинств оно присваивалось избирательно. Одно из официальных обоснований выбранного критерия привёл Конституционный суд Латвии в решении от 13 мая 2005 года о правомерности реформы русских школ 2004 года: «...первым делом следует иметь в виду, что это дело нельзя рассматривать в отрыве от сложной этнодемографической ситуации, образовавшейся в результате советской оккупации и ...целенаправленно осуществляемого СССР геноцида против народа Латвии... В результате уменьшилось число латышей... но существенно возросло число инородцев... [и] была образована базирующаяся на принципе сегрегации отдельная параллельная сеть русскоязычных школ». «Никаких убедительных доказательств наличия «советской оккупации», не говоря уж о «целенаправленно осуществляемом СССР геноциде против народа Латвии» сторонниками теории, положенной в основу государственного строительства провозглашенной 4 мая 1990 года второй Латвийской Республики, пока так и не найдено», - отметил в своей монографии «Неграждане Латвии» глава Латвийского комитета по правам человека Бузаев, Владимир Викторович[2].

Регистр жителей

Для выполнения Постановления ВС ЛР «О восстановлении прав граждан и основных условиях натурализации» был организован всеобщий первичный учет в создаваемом Регистре жителей. Закон «О Регистре жителей» был принят 11 декабря 1991 года и в статье 11 предусматривал включение в Регистр «лиц, родившихся на территории Латвийской Республики или въехавших в Латвию, за исключением иностранцев, пользующихся специальной международной правовой защитой» и критерием определял наличие постоянной прописки в республике на момент её отделения от СССР. Однако пункт 2 постановления о вступлении в силу этого закона оговаривал исключение статьи 11 закона в отношении «действующих военнослужащих временно размещенных на территории ЛР Вооруженных сил СССР, и лиц, прописанных в ... воинских частях»[2].

Эту оговорку созданный согласно закону «О Регистре жителей» Департамент по делам гражданства и иммиграции (ДГИ) стал использовать для интерпретации понятий «действующий военнослужащий», «воинская часть» и «постоянная прописка». К «действующим военнослужащим» причислили всех отставных офицеров вместе с семьями. Под «пропиской в воинской части» стали понимать прописку в жилых домах, построенных и обслуживаемых квартирно-эксплуатационной частью (КЭЧ) Прибалтийского военного округа. А прописка без указания срока в общежитиях и «по отделу кадров» флота «постоянной» не признавалась[2].

Всем, кто попал под искусственно и противозаконно введённые ограничения, в советский паспорт вместо прямоугольного штампа с персональным кодом Регистра жителей ставили красную круглую печать с номером регистрационного участка ДГИ и предписание покинуть Латвию[2].

Уточнение дефиниций

В постановлениях Совета Министров ЛР от 7 и 14 апреля 1993 года было определено, в чем состоит разница между постоянной и временной пропиской: последней признавалась регистрация с указанием конкретного срока. Это вывело из-под удара большинство жильцов общежитий[2].

В июне 1993 года постановлением Верховного совета ЛР «О выдаче срочных видов на жительство лицам, находящимся в ЛР в связи с временной дислокацией Вооруженных сил РФ в ЛР» было уточнено отношение к семьям военнослужащих. К «нежелательным» были отнесены офицеры нелатвийского происхождения, уволившиеся в запас после 4 мая 1990 года, принятия декларации «О независимости»), их супруги (в том числе разведённые, если они не вступили в другой брак), а также живущие с ними члены их семей независимо от возраста, если эти лица появились в Латвии в связи с прибытием военнослужащего независимо от срока этого прибытия. Постановление по-прежнему определяло как нежелательных «гражданских лиц, прописанных в воинских частях Вооруженных сил Российской Федерации (СССР)». Последнее дало зелёный свет к появлению в жилых кварталах Риги «инспекций» с автоматчиками и овчарками, а также к проведению массовых облав в Елгаве[2].

Данные Регистра жителей Латвийской республики на 9 августа 1993 года о количестве граждан и неграждан[2]
Территория Жителей Граждан Неграждан В %% от населения "Круглопечатников" В %% от числа неграждан
Латвия 2 606 176 1 729 740 714 980 27,4% 161 456 18,4%
в том числе Рига 874 172 431 991 352 973 40,4% 89 208 20,2%

Ограничение прав «круглопечатников» в сравнении с негражданами

Латвийский комитет по правам человека (ЛКПЧ) в записке тогдашнему министру по правам человека Олафу Бруверису в июле 1994 года дал перечень аспектов дискриминации «круглопечатников»[2].

Решениями государства они были лишены прав[2]:

  1. приглашать родственников из-за границы;
  2. свободно возвращаться в Латвию (их обязали оформлять платную возвратную визу, а на практике им отказывали и в этом);
  3. свободно выбирать место жительства в пределах республики и своего населенного пункта;
  4. получить приватизационные сертификаты;
  5. получить налоговую книжку и полагающиеся любому работнику налоговые льготы;
  6. получать социальные пособия на детей;
  7. получать гарантированное государством медицинское обслуживание детей;
  8. получать пособия по безработице;
  9. трудоустройства: отсутствие в паспорте отметки Регистра жителей влекло угрозу увольнения с работы и невозможность нового легального трудоустройства.

Фиксировались и другие факты произвола: отказ в регистрации брака и новорождённых детей, отказ в допуске к экзаменам по государственному языку, в выдаче шоферских прав, документов в домоуправлениях и.т.п. На всех «круглопечатников» оказывалось давление с целью вынудить их взять срочный вид на жительство не более чем на один год, после чего по закону для них оставалась возможной лишь депортация[2].

Защита прав

ЛКПЧ стал оказывать правовые консультации по регистрации в Регистре жителей с 10 декабря 1992 года. На один из первых таких приёмов, организованный депутатами Рижской думы – членами ЛКПЧ в январе 1993, одновременно пришли около двух тысяч человек, что вызвало коллапс в работе городского самоуправления[2].

Этническую по сути чистку удалось остановить благодаря массовому обращению в суды при помощи Латвийского комитета по правам человека[8].

Число приговоров судов по искам «круглопечатников» к латвийскому Департаменту гражданства и иммиграции только за первое полугодие 1994 года составило 2121, из них в пользу истцов завершились 1933 (или 91 %). Но всё же большинство «круглопечатников» было вынуждено уехать. Количество таких людей оценено правозащитниками движения «Равноправие» в 136—161 тысячу человек[9]. На деле в 1991-1995 годах Латвию покинули 168,3 тысячи человек[10].

Судьба жителей домов КЭЧ и общежитий

Поскольку ограничения относительно КЭЧ и общежитий не были прописаны ни в одном законодательном акте, самоуправство в отношении жителей таких домов было поручено ДГИ. После серии связанных с этой деятельностью скандалов ДГИ заявило о решении заносить жителей КЭЧ и общежитий в Регистр, издав ведомственный Приказ № 24 от 24 мая 1994 г. (за подписью И.Зитарса, составленный У.Шульцем) «О проверке регистрации лиц, прописанных в жилых помещениях, находящихся во владении жилищно-эксплуатационных частей Вооруженных сил Российской Федерации» и аналогичный приказ относительно общежитий[2].

Этот приказ не облегчил, а усугубил положение, поскольку установил ряд не оговаривавшихся ранее ограничений, причём задним числом. Прокуратура, ранее опротестовывавшая действия ДГИ, начала вставать на его сторону. Суды начали пересматривать ранее принятые в отношении заявителей благоприятные решения. Российская Федерация никак не отреагировала на то, что Латвия самовольно причислила к выводимым военнослужащим гражданских лиц, в том числе женщин, детей и стариков[2].

12 апреля 1995 года под давлением находившейся в Латвии постоянной миссии ОБСЕ правовой статус неграждан был наконец-то урегулирован законом «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства». В переходных правилах было указано, что у лиц, проживающих в КЭЧевских домах, аннулируются срочные виды на жительство, а сведения о них вписываются в Регистр жителей на общих основаниях. В праве свободно выбирать место жительства в Латвии, выезжать и возвращаться, объединяться с живущими за границей супругами, детьми и родителями, а также не быть выдворенными из Латвии субъектов закона уравняли с гражданами. Ограничения были зафиксированы для военных, демобилизованных после 28 января 1992 года (день принятия Ельциным командования над Прибалтийским военным округом) и членов их семей[2].

Примечания

  1. А гражданство — отнять!. газета «Сегодня». bb.lv (21 мая 2018). Дата обращения: 14 сентября 2019. (недоступная ссылка)
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 Бузаев, Владимир. 3.2. Неграждане вне закона // Неграждане Латвии. — Рига: Латвийский комитет по правам человека, 2007. — С. 6, 22-30. — 117 с.
  3. LR Saeima. Par to bijušās PSRS pilsoņu statusu, kuriem nav Latvijas vai citas valsts pilsonības (латыш.). Законы Латвии (12 апреля 1995).
  4. 4,0 4,1 Владлен Дозорцев. Другой Юрканс.. — мемуары. — Рига, 2018. — С. 82—86. — 440 с. — ISBN 978-9934-8686-1-0.
  5. Решение ВС ЛР от 15.10.1991. «О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условиях натурализации»: , (англ.) — see Appendix 3, pp. 76-78 (pp. 37-39 of .pdf document) Архивировано 5 марта 2009 года.  (недоступная ссылка с 24-05-2013 [4270 дней] — историякопия)
  6. Tautas frontes 2. kongress. Programma, statūti, rezolūcijas — Rīga, LTF izdevniecība, 1990 Архивировано 2 апреля 2015 года. — 7. lpp.
  7. Гурин А. Хроника большого кидка Архивная копия от 27 января 2016 на Wayback Machine DELFI 2012
  8. Василий Ермаков. Латвия: русское сопротивление. Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом (11 января 2018).
  9. Бузаев, Владимир. Поступь истории: как нас [не регистрировали в регистре жителей] (недоступная ссылка). Русский союз Латвии. www.rusojuz.lv (7 января 2013). Дата обращения: 14 сентября 2019. Архивировано 29 июня 2019 года.
  10. Васильев, Александр Александрович. Русские Запада. Взгляд из Латвийской республики // Русские на Западе / Р.Ромов. — Москва: Экон-Информ, Институт современного развития, Балтийский форум, 2019. — С. 18—53. — 194 с. — ISBN 978-5-907057-80-7.