Кровь и почва
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Идеология крови и почвы (нем. Blut-und-Boden-Ideologie) рассматривает взаимосвязь национального происхождения («крови») и родной земли, дающей нации пропитание («почвы»), как основополагающую константу, стержень национал-социалистической расовой политики и культурно-политического воспитания.
Теория
На основании теории «крови и почвы» носителями и образцом народных традиций, наиболее сохранивших связь с родной землёй, являлось немецкое крестьянство. Кроме этого, понятие «почвы» означало не только сохранение своих земель, но и завоевание новых для «немецкой крови и немецкого плуга», то есть расширение жизненного пространства (в частности — Натиск на Восток). Идеология «крови и почвы» в Германии возникла из распространившихся в конце XIX столетия расистских и националистических учений. Её критики указывали на то, что данная идеология служит для оправдания преступной политики наций, желающих обеспечить своё процветание путём развязывания войн и уничтожения других, «менее достойных» народов. Оправданием же должны были служить расистски обоснованные ссылки на особую ценность и чистоту крови народа-агрессора.
Впервые появление понятия «крови и почвы» отмечено в вышедшей в 1922 году философской работе О. Шпенглера «Закат Европы», в которой говорится о «борьбе между кровью и почвой за внутреннее сложение (форму) взращенного (на этой почве) вида животных или человека». Затем оно используется А. Виннигом в своих книгах «Освобождение» (1926) и «Рейх как республика» (1928), которые начинались с тезы: Кровь и почва — это судьба народов. Лишь в 1930-м году теория «крови и почвы» сформировалась в определённую национал-социалистскую доктрину — в сочинении Рихарда Дарре «Новая аристократия из крови и почвы». В этой работе раскрывались связи между расовыми, хозяйственными и аграрно-политическими основами в идеологии национал-социалистов.
Во исполнение требований теории «крови и почвы» после прихода в Германии к власти НСДАП, в сентябре 1933 года принимается «Имперский закон наследования», где особо было выделено выдающееся положение в обществе немецкого крестьянства и его защита. В частности, этим законом утверждалось, что «Имперское правительство будет защищать наследные традиции и обычаи крестьянства, дабы сохранить природный источник крови немецкого народа. Крестьянские хозяйства должны быть защищены от непосильных долгов и разделов при их наследовании… Крестьянином может быть только немецкий гражданин, с немецкой или близкородственной кровью…»
Кроме этого идеология «крови и почвы» содержала также элементы ламаркизма, утверждая, что этнические особенности народов тесно связаны с географической средой, в которой эти народы формируются и проживают — увязывая таким образом ещё более понятия «крови» и «почвы» между собой. Только на родной земле могут наиболее полновесно раскрыться таланты и возможности порождённой ею «крови».
Тезисы идеологии «крови и почвы» пытался оспаривать философ М. Хайдеггер в своих Фрейбургских лекциях 1933 года, указывая, что: «Кровь и почва хоть и являются мощным и необходимым, однако недостаточным условием для существования какого-либо народа».
В январе 1934 года в Берлине было основано издательство Blut und Boden Verlag GmbH. В 1935 году оно было переведено в Гослар, позднее вернулось вновь в Берлин. Здесь печаталась литература, призванная внедрять в массы национал-социалистскую идеологию «крови и почвы». В 1945 году издание такой литературы было прекращено, само издательство было закрыто в 1958 году.
Литература и искусство
В годы правления в Германии национал-социалистов в этой стране зародилось и развивалось особого рода литературное направление «крови и почвы» (т. н. «Blubo-Literatur»), в произведениях которого разрабатывались идеи возникновения и становления чистокровной арийской крестьянской расы господ. В Германии издавались такого рода романы из жизни крестьян, переселенцев и «завоевателей земель». Среди писавших в этом жанре следует назвать таких авторов как Герхард Шуман, Герберт Бёме, Генрих Анакер, Гериберт Менцель, Йозефа Беренс-Тотеноль.
В изобразительном искусстве времён национал-социализма в Германии эта тема также нашла широкое воплощение — особенно в живописи и монументальной скульптуре. Создаются многочисленные произведения, восхваляющие трудолюбие и прилежание немецкого крестьянина, храбрость арийского солдата, плодовитость немецкой женщины, надёжность и верность в немецкой семье. Среди прочих художников, выполнявших этот социальный заказ, следует упомянуть таких мастеров, как Адольф Циглер, Пауль Падуа, Вернер Пейнер, Артур Кампф, Арно Брекер, Йозеф Торак. Многие из них были отмечены наградами и премиями и стали ведущими деятелями в культурной политике НСДАП.
См. также
Примечания
Литература
- Götz Aly, Susanne Heim: Vordenker der Vernichtung. Auschwitz und die deutschen Pläne für eine neue europäische Ordnung, S. Fischer, Frankfurt 1993, ISBN 3-596-11268-0
- Anna Bramwell: Blut und Boden, В книге: Deutsche Erinnerungsorte, Hg. Etienne Francois und Hagen Schulze, Band 3, C.H. Beck, München 2003, S. 380—391
- Berthold Hinz: Die Malerei im deutschen Faschismus. Kunst und Konterrevolution, Hanser, München 1974, ISBN 3-446-11938-8
- Hermann Hinkel: Zur Funktion des Bildes im deutschen Faschismus, Anabas, Steinbach 1975, ISBN 3-87038-033-0
- Kunst im 3. Reich — Dokumente der Unterwerfung, Katalog des Frankfurter Kunstvereins, 1974