Перейти к содержанию

Нефе, Кристиан Готлоб

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Кристиан Готлоб Нефе»)
Кристиан Готлоб Нефе
Основная информация
Профессии композитор, дирижёр, органист, эстетик
Инструменты фортепиано, орган
Коллективы труппы в Саксонии, Бонне, Дессау

Кри́стиан Го́тлоб Не́фе (нем. Christian Gottlob Neefe; 5 февраля 1748, Хемниц, Курфюршество Саксония — 26 января 1798, Дессау, Ангальт-Дессау) — немецкий композитор, дирижёр, органист и эстетик.

Биография

Нефе родился 5 февраля 1748 года в Хемнице. Музыке обучался в Лейпциге под руководством И. А. Хиллера. Там же изучал право в 1769—1771 годах. С 1776 года был дирижёром оперной труппы Зейлера, вместе с труппой совершил поездки в ряд немецких городов.[1] Также был дирижёром театральных трупп в Саксонии, Рейнско-Майнской области, Боннском курфюрстском Национальном театре и около 1780 года в труппе Гроссмана в Бонне. Однако везде работа не приносила ему много денег, и ему приходилось жить в нужде[2].

В 1796 году Нефе обосновался в Дессау, где стал музыкальным директором театральной труппы. Здесь его материальное состояние немного улучшилось. В начале 1780-х годов в Бонне Нефе был учителем Людвига ван Бетховена (обучал игре на фортепиано, органе и композиции). Нефе оценил талант Бетховена и оказал важную роль в его дальнейшем музыкальном развитии.[1][2] Он первым письменно известил о Бетховене и в качестве поощрения осуществил издание его сочинения 9 вариаций на тему марша Дресслера — первого из опубликованных[3][4].

Нефе скончался в 1798 году в Дессау. Вскоре после его смерти Ф. Рохлицем опубликовал его автобиографию (Лейпциг, 1798—1799). Советский музыковед Арнольд Альшванг характеризовал его следующим образом: «Не будучи первоклассным композитором, Нефе выделялся своей разносторонностью, огромной работоспособностью и волей. И если как художник, как композитор он не достиг совершенства, то, во всяком случае, остался одним из самых образованных музыкантов своей эпохи. <…> По своим воззрениям и роду деятельности Нефе принадлежал к числу видных немецких просветителей XVIII века»[5].

Творчество

Нефе активно отстаивал идеи просвещения.[2] Из сочинений Нефе наиболее известны зингшпили, в том числе «Аптека» (Берлин, 1771), «Раёк Амура» (Кёнигсберг, 1772) и др. Сочинял оперы (например, «Адельхайд фон Вельтхайм», Франкфурт-на-Майне, 1780), оперетты, вокальные произведения (оды Клопштока с мелодиями, 1776; «Путеводитель для любителей пения и фортепиано», 1780), пьесы для фортепиано.

Также Нефе принадлежат монодрама «Софонисба» (Лейпциг, 1782), концерт для фортепиано с оркестром (1782), фантазия для чембало (1797), 6 фортепианных сонат с сопровождением скрипки (1776) и т. д.

Переводил на немецкий язык оперные либретто с французского и итальянского. Нефе написал клавирные переложения партитур опер Вольфганга Амадея Моцарта.[2]

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 [az-libr.ru/Persons/D5M/6efac49d/index.shtml Нефе, Кристиан Готлоб] (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 января 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3. — С. 967—968. — 1102 с.
  3. Столяр, 2017, с. 135.
  4. Нефе, Кристиан Готлоб. Карточка личности (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 января 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
  5. Альшванг, 1966, с. 34.

Литература

Ссылки