Красный круг на чёрной поверхности

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Илья Чашник
Красный круг на чёрной поверхности. 1925 год
Холст, масло
Частная коллекция

«Кра́сный круг на чёрной пове́рхности» — картина Ильи Чашника 1925 года. Полотно Чашника продолжило тему космоса в супрематизме, начатую работами Казимира Малевича 1916—1918 годов.

История

В 1916 году Казимир Малевич, во многом исчерпав запас композиционных наработок начального периода супрематизма 1915—1916 годов, в которых на белом фоне располагались не соприкасающиеся друг с другом супремы, начал разрабатывать живописные плоскостные композиции космического пространства[1].

Главными отличиями космических супрем от супрем предыдущего периода были нахождение их в движении и сборные построения нескольких супрем, скреплённых прямой или изогнутой линией[2].

Илья Чашник. 1923

Выход супрематизма в дальнейшем в объём и архитектуру не закрыл для учеников Малевича живописную плоскостную тему космоса; она продолжала их волновать. Картина Ильи Чашника 1925 года «Красный круг на чёрной поверхности», с одной стороны, является прямым продолжением этой темы, с другой стороны, в ней использованы элементы, присущие супрематизму, космическому в том числе, именно Чашника — чёрный фон, увеличенный круг (шар) в верхней части полотна и стремящаяся к нему изящная связка супрем (условный «звездолёт»)[2].

Искусствовед Александр Демченко так оценивал «Красный круг на чёрной поверхности» в 2013 году:

Работа Ильи Чашника <...> при всей плакатности выполнения способна удивить точностью предвидения: мрачная бездна вселенского пространства, шар неведомой планеты и приближающаяся к ней космическая станция. <...> [Картина] довольно недвусмысленно оказывалась рупором «передового общественного строя». Социальный энтузиазм переживаемого тогда исторического момента отозвался на немалом числе опытов отечественного абстрактивизма[3].

Воспроизведение

Обложка книги Аниндиты Банерджи «Мы современные люди: Научная фантастика и осуществление российской модернизации» (2013)

Полотно Ильи Чашника «Красный круг на чёрной поверхности» регулярно воспроизводится в современной визуализации тем космоса и научной фантастики — в первую очередь, советских и российских. Так, в 2013 году американское университетское издательство Wesleyan University Press  (англ.) опубликовало книгу Аниндиты Банерджи «Мы современные люди: Научная фантастика и осуществление российской модернизации»[4] с картиной Чашника на обложке. Автор книги утверждает, что благодаря появившейся раньше английской русской научной фантастике рубежа XIX—XX веков в Советской России были форсированы процессы модернизации[5].

Примечания

  1. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования), 2007, с. 167.
  2. 2,0 2,1 Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования), 2007, с. 168.
  3. Демченко А. И. Космогония авангарда // Аналогии и параллели. — Саратов, 2013. Архивировано 6 августа 2016 года.
  4. Banerjee Anindita. We Modern People: Science Fiction and the Making of Russian Modernity. — Middletown: Wesleyan University Press. — 218 p. — (Early Classics of Science Fiction). — ISBN 978-0-8195-7334-6.
  5. Ланин Б. А. Русская утопия, антиутопия и фантастика в новом социально-культурном контексте // Проблемы современного образования. — 2014. — № 1. — С. 161—169.

Литература

  • Хан-Магомедов С. О. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования). — М.: Архитектура-С, 2007. — С. 167—168. — ISBN 978-5-9647-0139-2.