Перейти к содержанию

Коуэн, Эндрю (автогонщик)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эндрю Коуэн
Место рождения Шотландия
Гражданство Флаг Великобритании Великобритания
Флаг Шотландии Шотландия
Чемпионат мира по ралли
Годы в ралли 1973-1981
Команды Mitsubishi Motors
Этапы 18
Чемпионские титулы 0
Побед 0
Подиумов 2
Выигранных допов 0
Очков 0
Первое ралли 1973 Флаг Великобритании Ралли Великобритании

Эндрю Коуэн (англ. Andrew Cowan, 13 декабря 1936 — 15 октября 2019) — шотландский автогонщик, а также основатель и старший директор гоночной команды Mitsubishi Ralliart до выхода на пенсию 30 ноября 2005 года. Именно под его руководством были достигнуты главные успехи марки Mitsubishi в чемпионате мира по ралли (единственная победа в зачёте марок и 4 чемпионских титула в личном зачёте), одержано 7 побед в ралли-рейде Париж — Дакар[1].

Чемпион Шотландии по ралли 1976 года.

Карьера

Коуэн родился в маленьком городе Дунс в Шотландии. Там он познакомился и подружился на долгие годы с будущим чемпионом мира по автогонкам в классе Формула-1 Джимом Кларком, они были молодыми фермерами. По словам Коуэна, их образ жизни стал хорошим подспорьем в будущей гоночной карьере: «У каждого из нас был автомобиль. И каждый день мы ездили по полям, по бездорожью и по извилистым дорогам, которыми богаты окрестности Дунса. Общественного движения по дорогам не было, и мы гоняли, гоняли целыми днями. И в этом наше преимущество, у наших конкурентов в жизни такого не было». Они вместе вступили в местный автоклуб в конце 1950-х. Кларк сделал выбор в пользу гонок с открытыми колесами. Коуэн пошёл по пути раллийного гонщика. Он принял участие в 1960 году в Ралли Великобритании. С тех пор Эндрю начал стабильно выступать в Британских раллийных гонках, к нему стал приходить успех. После того как отец подарил ему новый автомобиль Sunbeam Rapier[англ.], Коуэн выиграл дважды подряд Шотландском ралли в 1962 и 1963 годах. А уже в 1968 он победил в крупном ралли-марафоне «Лондон — Сидней» за рулём Hillman Hunter[англ.].

Дальнейшие его успехи привели к тому, что в 1972 году Эндрю подписал контракт с Mitsubishi Motors на выступления в качестве заводского гонщика. Один из плодов этого сотрудничества — пять подряд побед в австралийском Southern Cross Rally[англ.] (1972—1976), выигрыш в Ралли Кот-д’Ивуара 1977 (этапе кубка мира для ралли-пилотов). Хотя параллельно Коуэн стартовал и на машинах других марок, в том числе заводских. Например, в марафоне «Лондон — Сидней» 1977 года ему удалось победить за рулём Mercedes-Benz 280 E[2], а в 20000-мильном южноамериканском ралли-марафоне Vuelta a la America del Sud на Mercedes-Benz 450 SLC. Шотландец традиционно хорошо выступал на кенийском этапе чемпионата мира по ралли, где попадал в первую четверку четыре раза за пять лет (1975—1977, 1979), выступая как на Mitsubishi, так и на Mercedes-Benz. Также он принимал участие в ралли-рейде Париж — Дакар, где его лучшими результатами стали третье место в 1984 году[англ.] и второе место в 1985 году[англ.][1] за рулём спортпрототипа Mitsubishi Pajero, построенного в стенах руководимой им команды. Коуэн закончил активную карьеру пилота в 1990 году, хотя в отдельных гонках выходил на старт и позже, как например в Eifel Rallye Festival 2015.

В 1983 году Mitsubishi Motors пригласила Эндрю работать в Европейскую спортивную базу своей команды — он основал команду Andrew Cowen Motorsports (ACMS). Постепенно развиваясь она трансформировалась впоследствии в Mitsubishi Ralliart. Наибольшие успехи этого коллектива, в период, когда её возглавлял Коуэн — это четыре подряд титула чемпиона мира по ралли Томми Мякинена на Mitsubishi Lancer Evolution (19961999), а также победа Mitsubishi в Кубке производителей 1998 года (оба достижения являются единственными в истории для Mitsubishi в WRC)[3].

После не очень удачного сезона 2002, в 2003 году Mitsubishi Motors переименовали команду в Mitsubishi Motorsport и взяли управление в свои руки (после чего на машинах этой японской марки не было завоёвано ни одной победы в мировом первенстве, даже на отдельном этапе), Коуэн остался в должности спортивного советника на ближайшие два года. Затем он вышел на пенсию в возрасте 69 лет.

Победы в международных ралли

Год Ралли Автомобиль
1962 Флаг Шотландии Шотландское Ралли Sunbeam Rapier
1963 Флаг Шотландии Шотландское Ралли Sunbeam Rapier
1977 Флаг Кот-д’Ивуара Ралли Кот-д'Ивуара Mitsubishi Colt Lancer

Титулы

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Dakar Historic book. 1979-2019 (англ.) (PDF). A.S.O. (2019). Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 25 июня 2021 года.
  2. Ралли Лондон — Сидней 1977. «За рулём», №3, 1978 (Март 1978). Дата обращения: 13 декабря 2019. Архивировано 7 января 2020 года.
  3. Нерождённый Mitsubishi Группы B. stregrast.ru (14 мая 2020). Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 29 апреля 2021 года.

Ссылки

Интервью