Королевство Бумтанг

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Королевство Бумтанг было одним из нескольких небольших королевств на территории современного Бутана до первого объединения под руководством Шабдрунга Нгаванга Намгьяла в 1616 году. После первого объединения королевство Бумтанг стало провинцией Бумтанг, одной из девяти провинций Бутана. Регион был примерно равен современному району Бумтанг. В 1907 году он был повторно включен в современное Королевство Бутан.

Королевство Бумтанг особенно выделяется среди многих современных ему бутанских княжеств, поскольку именно здесь впервые в Бутане укоренился буддизм. В королевстве также находится несколько мест, связанных с легендами Бутана. Королевство также является прародиной Династии Вангчук, которая принадлежала к числу местных правящих родов. В ранний период истории Бутана Бумтанг служил местом ссылки тибетских и индийских правителей, а также местом пребывания буддийского святого Пема Лингпы[1].

Распространение буддизма

Сонгцэн Гампо

Буддизм впервые появился в Бутане в 7 веке нашей эры. Тибетский король Сонгцэн Гампо[2] (годы правления 627—649), обращенный в буддизм, приказал построить два буддийских храма — в Бумтанге в центральной части Бутана и в Кьичу (около Паро) в долине Паро[3].

Буддизм заменил, но не ликвидировал религиозную практику Бон, которая также была распространена в Тибете до конца VI века. Вместо этого буддизм вобрал в себя Бон и его последователей. По мере развития страны в её многочисленных плодородных долинах[англ.] буддизм развивался и становился объединяющим элементом. Именно буддийская литература и хроники положили начало письменной истории Бутана[3].

Буддизм начал активно распространяться[2] в 746 году[4] при царе Синдху Раджа (Sindhu Rāja) (также Кюнджом[5]; Сендха Гьяб; Чакхар Гьялпо), изгнанном индийском царе, который основал правительство в Бумтанге во дворце Чакхар Гутхо[1][6]. Король вел войну с королем Навучхе, другим индийским королем на юге, во время которой король заболел физически из-за одержимости демоном Бон. Как сообщается, болезнь царя была вызвана потерей его сына Тала Мебара в войне, а также последующим отказом от своего духа-хранителя («Пхола») и совершением различных нечистых поступков. Это заставило Селинга Карпо, начальника лхадай (богов и демонов), отозвать душу царя[6].

По совету малого фьефа Синдху Раджа (Sindhu Rāja) пригласил Падмасамбхаву изгнать демона и вылечить его болезнь. По прибытии святой попросил тантрическую супругу (Зунгма), и в ответ царь предложил свою дочь Лхачиг Бумден Цомо (Менмо Таши Кьеден), которая обладала двадцатью одним знаком Дакини[6]. Поймав демона и обратив его в буддизм, Гуру Ринпоче исцелил царя Бумтанга. Сам король также обратился в буддизм[3] и основал несколько мест паломничества, включая храм Кудже (Kuje)[6][7]. В результате многие горы и божества, которым поклонялись Бонпа, были вобраны в местный буддизм[8][9].

Дочь царя отправилась жить в пещеру Дорджи Цепа, где медитировал её Учитель. Она исполняла роль Дупдемо, в обязанности которого входило приносить воду и помогать Учителю в его религиозной деятельности. Её стали называть Мачиг Бумден («мать-одиночка») из-за её достойного религиозного служения[6].

Бумтанг в легендах

Природа Бумтанга

Королевство Бумтанг занимает важное место в некоторых легендах древнего Бутана. Самая древняя из них связана с известным храмом Джакар. Джамбей-лакханг в Бумтанге, согласно легенде, был одним из 108 храмов[2], построенных за одну ночь Сонгцэном Гампо (605 или 617?-649). Джамбей-лакханг был разрушен демонами, которые мешали его восстановлению. Чтобы прогнать их, жители деревни танцевали обнаженными под полной луной, что привело демонов в смятение и панику. В честь этой легенды в лакханге ежегодно проводится местный танцевальный фестиваль[5][10].

Некоторые поздние буддисты в регионе считали, что корни их традиции, предшествовали самому буддизму и вели свою линию передачи от царя Дриме Кундене и предыдущих воплощений Будды, между 2000 и 1000 гг. до н. э.[8]

Мебарцо, или Горящее озеро, названо в честь легенды о ламе Пема Лингпе, который вошел в озеро, чтобы найти священное сокровище (Терму), и вышел не только с сокровищем, но и с горящей лампой[2][10].

Легенда также гласит, что в древние времена один усердный лама построил чортены вдоль дороги в Бумтханге, чтобы распространять буддизм. Он назвал каждый чортен с суффиксом -джи, что означает «ягода», после того как по дороге упали гроздья его благословенных ягод[10].

Объединение

Пенлоп Тронгсы Угьен Вангчук, глава Тронгсы, Паро и де-факто глава провинции Бумтанг

Упадок королевства Бумтанг начался с объединения Бутана Шабдрунгом Нгавангом Намгьялом в 1616 году. Шабдрунг, отбиваясь от вторжений из Тибета, позже установил действенный контроль над центральным и восточным Бутаном, включая Бумтханг, после ряда сражений с помощью своего лейтенанта Чогьяла Минджура Тенпы (1613—1680; п. 1667—1680). Минджур Тенпа был первым пенлопом Тронгсы (Тонгсаба), назначенным Шабдрунгом Нгавангом Намгьялом. Он родился Дамчо Лхундруб в Мин-Чуд, Тибет, и с детства вел монашеский образ жизни. До назначения Тонгсабом он занимал должность Умзея (мастера песнопений)[6].

Верный сторонник Шабдрунга, Минджур Тенпа был послан покорить королей Бумтанга, Лхунце, Трашиганга, Жемганга и других владык из Дзонга Тронгсы. После этого Тонгсаб разделил свой контроль на востоке на восемь областей (Шачо Кхорло Цегай), надзор за которыми осуществляли дунгпы и кутшабы (гражданские служащие). В дальнейшем он построил дзонги Джакар, Лхунце, Трашиганг и Жемганг[укр.]. С этого времени статус независимого королевства был сведен к полунезависимой провинции Бумтанг, Дзонгпен(губернатор) которой подчинялся Тронгсе[6].

Наследие

Наследие королевства Бумтанг находит свое выражение в его религиозном и политическом статусе в современном Бутане. Бутанская аристократия, включая современный королевский дом Вангчук, ведет свое происхождение из королевства Бумтаанг.

Знать Бумтанга

Знать Бумтанга представляет собой широкий исторически сложившийся аристократический класс в регионах Бумтанг, Кхенг и Монгар (Жонгар). Местный титул для таких знатных семей — дунг (Дзонг-кэ: དུང་/གདུང་; Вайли: дунг/гдунг; «кость, рог, раковина»)[11]. Две основные ветви знати — Ура и Монгар[8]. Как таковые, существуют две традиционные версии происхождения родовой знати: традиции Ура и Монгар. Обе они связаны с утверждениями о полубожественном происхождении и восходят к исторической личности Лхаванг Драгпа, который был родом из центрального Тибета[8].

Согласно истории из местности Ура, после смерти короля Чикхатаро у королевства не было наследника. Поскольку подданные Бумтанга ссорились, они также молились Богу Небес. Бог Небес послал своего сына, который вошел в тело деревенской женщины, родился под именем Лхагон Пелчен и стал королем. Через три поколения царский род снова угас, но не раньше, чем внук Лхагон Пелчена дал указания найти его следующее воплощение. Его выжившие отправились в центральный Тибет и стали сбрасывать фрукты из региона Монпа, похитив ребёнка, собравшего больше всех, и вернув его в Уру. Этот юноша стал Лхавангом Драгпой. Став взрослым, он изучил свое происхождение и обнаружил, что происходит от сына тибетского царя Ландармы. Обрадованный своей королевской родословной, он остался в Бумтанге и женился на знатной женщине из Тронгсы (Чокхор)[8].

Согласно версии из Монгара, Бог Неба в облике змеи оплодотворил суженую царя Дангсамкха. Ребёнок принял облик рыбы и попал в сети рыбака, который решил сохранить ему жизнь, обнаружив, что он умеет говорить. Рыба превратилась в ребёнка, пока рыбак был на работе, выполняя работу для своего хозяина. Когда он был в таком виде, рыбак однажды выбросил рыбью кожу, оставив ребёнка человеком. Полубог стал вождем региона и получил контроль над Ура и Монгаром. Перед смертью он предсказал, что перевоплотится в ребёнка в центральном Тибете, который соберет больше всего раковин. Этим ребёнком оказался Лхаванг Драгпа[8].

В Бумтанге появились и другие независимые знатные семьи. Эти семьи называются Шелнго. После убийства Ландармы в 841 году семья его убийцы, Лхалунга Пелкии Дордже, по сообщениям, бежала в Бумтанг через Пхари и Паро и далее в Куртед через Лходру. Один из родов Бумтанга стал Пенлопом Тронгсы, а остальные правили некоторыми восточными районами[8].

Династия Вангчук

Король Бутана Джигме Кхесар Намгьял Вангчук 16-й Пенлоп Тронгсы, глава Династии Вангчук

Королевство Бумтанг является исконной территорией дома Вангчук. Семья Вангчук возникла в регионе Бумтанг в центральном Бутане задолго до объединения Бутана[12]. Семья принадлежит к клану Ньё и происходит от Пема Лингпы, бутанского святого Ньингми. Клан Ньё возник как местная знатная семья, вытеснив многие старые аристократические семьи тибетского происхождения, которые перешли на сторону Тибета во время вторжения в Бутан. В результате клан занял наследственную должность Пенлопа Тронгсы, а также важные государственные и местные правительственные посты[1].

Пенлоп Тронгсы контролировал центральную часть Бутана; соперничающий с ним Пенлоп Паро контролировал западную часть Бутана; а дзонгпоны контролировали территории вокруг своих Дзонгов. Пенлоп Паро, в отличие от Тронгсы, был должностью, назначаемой центральным правительством Друк Деси. Поскольку через западные районы, контролируемые пенлопом Паро, проходили прибыльные торговые пути, он стал объектом соперничества между аристократическими семьями[1].

Хотя Бутан в целом поддерживал благоприятные отношения как с Тибетом, так и с Британской Индией на протяжении 19 века, расширение британской власти на границах Бутана, а также вторжения тибетцев в британский Сикким привели к политическому противостоянию протибетских и пробританских сил[13]. Этот период интенсивного соперничества между западным и центральным Бутаном и внутри них, в сочетании с внешними силами из Тибета и особенно Британской империи, создал условия для прихода к власти Пенлопа из Тронгсы[1].

После Дуарской войны с Великобританией (1864-65 гг.), а также значительных территориальных потерь (Куч-Бихар 1835 г.; Ассам и Дуары 1841 г.), вооруженный конфликт переместился внутрь страны. В 1870 году, на фоне продолжающихся гражданских войн, 10-й Пенлоп Тронгсы Джигме Намгьял взошел на пост Друк Деси. В 1879 году он назначил своего 17-летнего сына Угьена Вангчука пенлопом Паро. Джигме Намгьял правил до своей смерти в 1881 году, с периодами отставки, во время которых он сохранял действенный контроль над страной[14].

Пробританский 12-й Пенлоп Тронгсы Угьен Вангчук в конечном итоге одержал победу над протибетским и антибританским пенлопом Паро после серии гражданских войн и восстаний в период с 1882 по 1885 год. После смерти отца в 1881 году Угьен Вангчук вступил в борьбу за пост Пенлопа Тронгсы. В 1882 году, в возрасте 20 лет, он совершил поход на Бумтанг и Тронгсу, завоевав пост пенлопа Тронгсы в дополнение к Паро. В 1885 году Угьен Вангчук вмешался в конфликт между Дзонгпенами Пунакха и Тхимпху, разграбил обе стороны и захватил Симток-дзонг. С этого времени должность Деси стала чисто церемониальной[14].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Gter-ston,?-1521 Padma-gling-pa. The life and revelations of Pema Lingpa. — Ithaca, NY: Snow Lion Publications, 2003. — xii, 180 pages с. — ISBN 1-55939-194-4. — ISBN 978-1-55939-194-8.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Ruth Padel. Tigers in red weather : a quest for the last wild tigers. — New York: Walker & Co, 2006. — xi, 432 pages, 4 unnumbered pages of plates с. — ISBN 0-8027-1544-3. — ISBN 978-0-8027-1544-9.
  3. 3,0 3,1 3,2 Bhutan: country studies. Library of Congress, Washington, D.C. 20540 USA. Дата обращения: 6 декабря 2022.
  4. Paul Hattaway. Peoples of the Buddhist world : a Christian prayer diary. — Carlisle: Piquant, 2004. — xxvi, 453 pages с. — ISBN 1-903689-90-2. — ISBN 0-87808-361-8.
  5. 5,0 5,1 Bhutan : ways of knowing. — Charlotte, NC: Information Age Pub, 2008. — 1 online resource (xii, 304 pages) с. — ISBN 978-1-60752-824-1. — ISBN 1-60752-824-X.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 C. T. Dorji. History of Bhutan based on Buddhism. — 1st ed. — Thimphu, Bhutan: Sangay Xam in collaboration with Prominent Publishers, 1994. — xvii, 264 pages с. — ISBN 81-86239-01-4. — ISBN 978-81-86239-01-8.
  7. Rūpa-pratirūpa = Mind, man, and mask. — New Delhi: Indira Gandhi National Centre for the Arts, 2001. — xli, 334 pages, [102] pages of plates с. — ISBN 81-7305-192-5, 978-81-7305-192-0.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Bhutan : mountain fortress of the gods. — 1st ed. — London: Serindia Pub, 1997. — 276 pages с. — ISBN 0-906026-44-X. — ISBN 978-0-906026-44-1.
  9. Awadhesh Coomar Sinha. Himalayan kingdom Bhutan : tradition, transition, and transformation. — New Delhi: Indus Pub. Co, 2001. — 260 pages с. — ISBN 81-7387-119-1. — ISBN 978-81-7387-119-1.
  10. 10,0 10,1 10,2 Harish Kapadia. Into the untravelled Himalaya : travels, treks, and climbs. — New Delhi: Indus Pub. Co, 2005. — 256 pages, 24 unnumbered pages of plates с. — ISBN 81-7387-181-7. — ISBN 978-81-7387-181-8.
  11. Diamond Way Buddhism. web.archive.org (28 марта 2010). Дата обращения: 6 декабря 2022.
  12. Barbara Crossette. So close to heaven : the vanishing Buddhist kingdoms of the Himalayas. — New York: Vintage Books, 1996. — 1 online resource с. — ISBN 978-0-307-80190-6. — ISBN 0-307-80190-X.
  13. The Far East and Australasia 2003.. — 34th ed. — L.: Europa, 2002. — 1538 pages с. — ISBN 1-85743-133-2. — ISBN 978-1-85743-133-9.
  14. 14,0 14,1 Lindsay Brown. Bhutan. — 3rd ed. — Footscray, Vic., 2007. — 296 pages, 16 unnumbered pages of plates с. — ISBN 978-1-74059-529-2. — ISBN 1-74059-529-7.