Королевская чета, оплакивающая смерть дочери

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карл Фридрих Лессинг
Королевская чета, оплакивающая смерть дочери. 1830 год
нем.  Das trauernde Königspaar
Холст, масло. 215 × 193 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-4778

«Королевская чета, оплакивающая смерть дочери» — картина немецкого художника Карла Фридриха Лессинга из собрания Государственного Эрмитажа.

На картине изображены пожилой мужчина и женщина, сидящие в часовне на каменных ступенях возле окна или арки. На них широкие одеяния и они держатся за руки, справа статуя Маргариты Антиохийской с молитвенно сложенными руками, у её ног — щит с изображением дракона, традиционный атрибут святой[1]. За их спинами справа виден гроб на пьедестале, покрытый тёмной тканью, сверху лежит небольшой венок. Справа внизу на основании колонны подпись художника в виде монограммы и дата: CFL. 30.

Считается, что картина является иллюстрацией к стихотворению немецкого поэта-романтика Людвига Уланда «Замок у моря»:

«Царя и царицу ты видел ли там?
Ты видел ли с ними их милую дочь,
Младую, как утро весеннего дня?»

«Царя и царицу я видел… Вдвоём
Безгласны, печальны сидели они;
Но милой их дочери не было там»
(перевод с нем. В. А. Жуковского)[2]

Однако сам Лессинг упоминал, что «он работал над картиной, не думая о балладе Уланда, а под впечатлением смерти любимой всеми в дюссельдорфском обществе молодой девушки» [3].

Картина была заказана художнику в 1828 году, заказчиком картины выступило Берлинское художественное объединение. Как следует из авторской подписи, картина закончена в 1830 году.

Известно несколько подготовительных рисунков к картине работы разных художников — друзей Лессинга. Часть из них выполнили Э. Писториусrude и Т. Хильдебрандт. Предварительный рисунок головы короля исполнил гравёр Г. Людерицrude, причём моделью ему послужил директор Дюссельдорфской академии художеств Ф. В. фон Шадов[3]. В собрании художественного музея Цинциннати есть два собственноручных эскизных рисунка Лессинга с изображением женской фигуры. На одном из них женщина изображена погрудно, и её рука на голове обозначена весьма условно (бумага, карандаш; 17,6 × 19,8 см, инвентарный № 1882.3278)[4]. На другом рисунке эта женщина изображена обнажённой в полный рост, но её поза и жесты полностью соответствуют картине (бумага, карандаш; 35,1 × 26,8 см; инвентарный № 1882.3279)[5]. Кроме того, в том же музее есть ещё один рисунок Лессинга, условно называемый «Голова монаха» — лицо персонажа, хоть и изображено с иного ракурса, показывает несомненное портретное сходство с женским лицом на картине (бумага, карандаш, пастель; 27,1 × 22,9 см; инвентарный № 1882.3119)[6].

Сразу после написания Лессинг показал картину на выставке в Дюссельдорфе, а затем послал её на академическую выставку в Берлин, где полотно снискало большую популярность.

Драматург К. Л. Иммерман писал: «Лессинг, по-видимому, прекрасно умеет показывать глубоко значимое и возвышенное. Его картины и рисунки чрезвычайно серьезны. <…> В своих работах он тянется к мощным, властным сценам, к моментам титанического состояния духа. (…) Весь антураж указывает на героическое время. Это потерянный, большой мир, который отражён в этой картине»[7]. Искусствовед Г. Пюттманrude отмечал, что «королевские фигуры огромны и, подобно духам уединения, глубоко проникают в наш внутренний мир. <…> Серьезные, грустные королевские фигуры, в их мощных, благородных чертах виден настоящий траур. <…> Представляется, что королевская пара прощается с миром…»[8].

Э. Бендеман. «Евреи, скорбящие в изгнании»

Э. Бендеман в 1831—1832 годах написал картину «Евреи, скорбящие в изгнании» (холст, масло; 183 × 280 см; музей Вальраф-Рихартц в Кёльне, инвентарный № 1939)[9] — влияние работы Лессинга в этой картине несомненно. А. Шрёдтер в 1832 году написал своеобразную пародию на картину, «Скорбящие кожевенники» (музей Штеделевского художественного института, Франкфурт-на-Майне, инвентарный № SG 239)[10]. Г. Людеритц в 1838 году снял с картины гравюру, а затем Ф. Йенцен создал литографию — обе эти работы широко разошлись в Германии. Также известна полноразмерная копия картины работы Э. Грюндлера, находящаяся в собрании Нового дворца в Потсдаме[10].

По окончании Берлинской академической выставки картина была разыграна в лотерею, победитель пожелал оставаться неизвестным. Вскоре картина перешла в собственность прусского кронпринца Фридриха Вильгельма, который подарил картину своей сестре, российской императрице Александре Фёдоровне. Картина хранилась в Ропшинском дворце, в 1928 году была передана в Эрмитаж[10]. Выставляется в здании Главного штаба в зале 350[11].

Примечания

  1. Золотая легенда. Святые жёны, 2017, с. 209—210.
  2. Жуковский, т. 1, 1959.
  3. 3,0 3,1 Асварищ, 1988, с. 201.
  4. Cincinnati Art Museum. — Carl Friedrich Lessing. Study of a Girl.
  5. Cincinnati Art Museum. — Carl Friedrich Lessing. Male nude.
  6. Cincinnati Art Museum. — Carl Friedrich Lessing. Head of a Monk.
  7. Das trauernde Königspaar, 1830 // Wend von Kalnein: Die Düsseldorfer Malerschule. Mainz, Verlag Philipp von Zabern, 1979. — S. 390. — ISBN 3-8053-0409-9
  8. Püttmann H. Die Düsseldorfer Malerschule und ihre Leistungen seit der Errichtung des Kunstvereins im Jahre 1829. Ein Beitrag zur modernen Kunstgeschichte. Leipzig: Otto Wigand, 1839. — S. 39.
  9. Kulturelles Erbe Köln. — Eduard Julius Friedrich Bendemann. Die trauernden Juden im Exil.
  10. 10,0 10,1 10,2 Асварищ, 1988, с. 202.
  11. Государственный Эрмитаж. — Лессинг, Карл Фридрих. Королевская чета, оплакивающая смерть дочери.

Литература

  • Асварищ Б. И. Немецкая и австрийская живопись XIX—XX века. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1988. — 370 с.
  • Иаков Ворагинский. Золотая Легенда. Святые жены / пер. с англ., вступ. ст., примеч. В. Рохмистрова. — СПб., М.: Пальмира, Книга по требованию, 2017. — 318 с. — ISBN 978-5-521-00220-7.
  • Уланд Л. Замок на берегу моря (перевод с нем. В. А. Жуковского // В. А. Жуковский. Собрание сочинений в 4 т.. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. — Т. 1. Стихотворения.