Кори-агунг

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Падуракша (слева) отмечает вход в главное святилище храма, в то время как канди бентар (справа) отмечает вход во внешнее святилище храма.

Кори-анунг, также известный как падуракша — один из двух типов ворот, распространённых на островах Ява и Бали в Индонезии. В отличие от другого типа ворот — чанди-бентар — покрыт возвышающейся крышей. Эта архитектурная особенность обычно встречается в зданиях классического индусско-буддийского периода Индонезии. Кори-агунг как пправило отмечает порог в самом священном месте (внутреннее святилище) внутри религиозного комплекса, кладбища или дворца[1]. В балийской архитектуре тщательно украшенные возвышающиеся кори-агунг часто являются самым внушительным сооружением храма[2].

Форма

Баджанг Рату, падуракша XIII века в Троулане.

Кори-агунг — ворота в форме чанди. Сооружение состоит из трех частей: базы, на которой расположен лестничный пролёт; корпус, в котором находится входной проём; короны, с её ступенчатым профилем, характерным для чанди. Входной проём иногда оборудован дверью из дерева с тонкой резьбой[3].

Один из старейших сохранившихся ворот падуракша — Баджанг Рату в Троулане, элегантные ворота из красного кирпича, построенные в середине 14 века в Маджапахите. Ворота Баджанг Рату украшены барельефами, изображающими историю Шри Танджунга и Рамаяны.[4] Форма конструкции высокая и стройная, она поднимается на высоту до 16,5 метров и демонстрирует сложный рельефный декор, особенно на участке крыши.

В то время как основная форма падуракши — ступенчатые чанди, она может быть обильно украшена орнаментами, фигурами и символами. На Бали корона падуракши украшена пламенными орнаментами и небесными фигурами. Над входным проёмом часто вырезана грозная голова бхома или свирепого кала, в то время как изображения в виде льва или пары свирепых великанов двапарала охраняют стороны входа. Считается, что обе угрожающие фигуры головы Калы и стражей дверей двапарала обладают защитным свойством отгонять злых духов от входа в сооружение

Основной Кори-агунг, который отмечает порог во внутреннем святилище главной святыни, известен как kori agung («Великий Кори»). Кори-агунг в комплексе исламских кладбищ в Сенданге Дувур содержит загадочную, похожую на крыло особенность, которая, как считается, представляет собой крылья меру; это может быть связано с небесной птицей гарудой[5].

Классический яванский и балийский индуистский храм

Высоко украшенный падуракша в Пура Пусех Деса Сингападу, Бали .

Кори-агунг и канди-бентар (еще один тип ворот) являются неотъемлемыми чертами балийской индуистской храмовой архитектуры и, возможно, классического яванского индуистского храма. Оба типа ворот отмечают границу между различными уровнями святости в храме. На Бали, в канди бентар стоит на границе между внешним миром с внешней областью индуистского храма, ниста мандала («внешнее святилище»), в то время как кори-агунг отмечает границу между мадья мандалой («среднее святилище») с самой священной мандалой утама («главное святилище»).[6]

В балийской храмовой архитектуре главный храм обычно имеет тройные ворота кори-агунг, самый большой и высокий кори-агунг между двумя меньшими. Ежедневно посвящённые и случайные посетители используют боковые двери, в то время как главная дверь заперта, за исключением религиозных праздников.[2] На Бали центральные ворота кори-агунг предназначены для священников и богов.

Происхождение и эволюция

Падуракша комплекса Плаосан, IX век.

Кори-агунг — индонезийская адаптация классического индийского гопурама. Ранние формы крытых ворот можно найти в паре храмовых комплексов 8-9-го века в Центральной Яве, например, Прамбанан, Плаосан и Рату Боко. В более поздний период эти ворота приняли более стройную форму. Рельефы с изображением чанди-бентар и кори-агунг были обнаружены в XIII веке Candi Jago на Восточной Яве.[3] Падуракша 13-14 века в Восточной Яве, такие как найденные в индуистский период Сингхасари и Маджапахит, выглядят идентично балийским. В месте археологических раскопок Троулана — столицы империи Маджапахит 14-го века — падуракша под названием Баджанг Рату (яв. «маленький/уродливый царь»), является старейшим из сохранившихся до сих пор кори-агунг. Кори-агунг Баджанг Рату содержит круглые отверстия, указывающие на то, что когда-то здесь была двустворчатая дверь[7].

Ворота кори-агунг Королевского кладбища Кота Геде, XVI век.

Кори-агунг до сих пор широко используются после наступления периода ислама в XV веке. Большая мечеть Матарама (Месджид Геде Матарам) в Котагеде содержит кори-агунг который отмечает порог мечети, где находится гробница Панембахана Сенопати. Мечеть 16-го века Менара Кудус, одна из старейших мечетей на Яве, имеет кори-агунг на входе и внутри мечети. Многие дворцовые (кратон) комплексы исламской Явы использует кори-агунг, например, в Кратон Ngayogyakarta Hadiningrat из султаната Джокьякарта, Кратон Kasepuhan и Kanoman из султаната Чиребон и разрушенном Кратон Kaibon из султаната Бантам. Мусульманский кладбищенский комплекс также использовал кори-агунг для обозначения места, где находится могила, например, в кладбищенском комплексе Имогири. В кладбищенском комплексе Сенданг Дувур есть два кори-агунг с архитектурными деталями в виде крыла, которые, как считается, представляют собой крылатую Меру.[8]

См. также

Ссылки

  1. Wardani, Sitindjak, Mayang Sari, 2015, p. 2.
  2. 2,0 2,1 Bali and Lombok. — Rough Guides[англ.], 2002. — ISBN 9781858289021.
  3. 3,0 3,1 Davison, 2003, p. 36.
  4. Candi Bajangratu. Perpustakaan Nasional. Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 5 января 2020 года.
  5. Uka Tjandrasasmita, 2009, pp. 243.
  6. Wardani, Sitindjak, Mayang Sari, 2015, p. 3.
  7. Miksic, 1998, pp. 70—1.
  8. Uka Tjandrasasmita, 2009, pp. 242—3.

Цитируемые работы