Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Барток)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Концерт для фортепиано с оркестром № 2

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль мажор, Sz. 95, BB 101 ― композиция Белы Бартока, написанная им в период с 1930 по 1931 год[1]. Типичное время исполнения произведения составляет от 25 до 30 минут.

Музыка

Подходя к написанию пьесы, Барток хотел, чтобы она была не такой трудной для оркестра, как концерт № 1[2][3]. Тем не менее, упростив оркестровую партию, композитор сделал концерт № 2 очень сложным для пианиста. Андраш Шифф сказал: «Это произведение ломает пальцы. [Это], вероятно, самая трудная пьеса, которую я когда-либо играл, и обычно моя клавиатура [при исполнении] покрыта кровью»[4]. Стивен Ковачевич также заявил, что для него это было самое технически сложное произведение, и что он практически парализовал руки во время репетиций[5].

Премьера пьесы

Премьера концерта состоялась 23 января 1933 года во Франкфурте-на-Майне под управлением Ханса Росбауда (солировал Барток)[6][7]. Это было последнее выступление композитора в Германии, которая впоследствии стала нацистской. Первое исполнение произведения в Венгрии прошло в 1933 году под управлением Отто Клемперера. По просьбе Бартока партию фортепиано сыграл Луис (Лайош) Кентнер[8].

Композитор также исполнил эту работу на Променадных концертах в Лондоне под руководством Генри Вуда 7 января 1936 года, по инициативе музыкального продюсера BBC Эдварда Кларка[9][10]. Американская премьера концерта состоялась в Чикаго 2 марта 1939 года под управлением Фредерика Стока  (англ.). Во Франции произведение впервые исполнила в 1945 году Ивонна Лорио, которая выучила этот концерт за восемь дней[11].

Структура

Композиция состоит из трёх частей:

  1. Allegro
  2. Adagio — Presto — Adagio
  3. Allegro molto — Più allegro (свободные вариации)

В первой части ощущается влияние балетов Игоря Стравинского «Петрушка» и «Жар-птица», что проявляется в увеличении роли духовых инструментов и в быстрой и отрывочной партии фортепиано.

Исполнительский состав

Концерт написан для фортепиано и оркестра, состоящего из 2 флейт (+ пикколо), 2 гобоев, 2 кларнетов in Bb, 2 фаготов (+ контрафагот), 4 валторн in F, 3 труб in C, 3 тромбонов, тубы, литавр, малого барабана, большого барабана, треугольника, тарелок и струнных.

Примечания

  1. Petazzi, Paolo (1979). Bartók: Piano Concertos Nos. 1 & 2. Liner notes to DGG 415 371-2 (Maurizio Pollini piano, Claudio Abbado conducting the CSO). Translated into English by Gwyn Morris.
  2. Bela Bartok Dies In Hospital Here. New York Times (27 September 1945). Дата обращения: 18 марта 2012. Архивировано 14 февраля 2018 года.
  3. Kárpáti,János, "The First Two Piano Concertos", in The Bartók Companion, edited by Malcolm Gillies (Portland, Oregon: Amadeus Press, 1993), pp. 498–514.
  4. Andras Schiff on Bartok's Piano Concertos (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 января 2023. Архивировано 14 января 2023 года.
  5. Bayley, Amanda. The Cambridge Companion to Bartók. — Cambridge University Press, 2001. — P. 232.
  6. May, Thomas. Program notes: Bartók: Piano Concerto No. 2 for Piano and Orchestra. San Francisco Symphony. Дата обращения: 30 октября 2011. Архивировано 6 апреля 2012 года.
  7. Greene, David Mason (1985). Greene's Biographical Encyclopedia of Composers. The Reproducing Piano Roll Foundation. p.1091. ISBN 0-385-14278-1.
  8. Summers, Jonathan. Louis Kentner. Naxos. Дата обращения: 18 марта 2012. Архивировано 23 января 2022 года.
  9. Quadrille, Ch. 6. Дата обращения: 14 января 2023. Архивировано 27 ноября 2010 года.
  10. BBC Proms Archive
  11. Loriod. olivier.messiaen.org. Дата обращения: 10 января 2019. Архивировано 27 апреля 2007 года.

Литература

  • Eckhardt van den Hoogen und Roy Howat, im: Beiheft der Aufnahme unter Simon Rattle, 1993
  • Alfred Baumgartner, Musik des 20. Jahrhunderts, Kiesel Verlag 1985, S.220

Ссылки