Перейти к содержанию

Концепция единого индустриального общества Р. Арона

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Концепция единого индустриального общества — теория, предложенная французским философом, политологом, социологом и публицистом Раймоном Ароном в 60-х гг. XX в. Р.Арон верил в то, что, поскольку капиталистическое и социалистические общества представляют собой две разновидности индустриального общества (их главными отличиями являются политические режимы и формы собственности на факторы производства), то в будущем они могут быть объединены в единое индустриальное общество под началом капитализма. При этом под понятием «индустриальное общество» Р. Арон понимал такое общество, где преобладает крупное промышленное производство[1]. Раймон Арон выделил 5 характеристик индустриального общества:

  1. Строгое разделение между предприятием и семьей;
  2. Индустриальное производство создает своеобразный способ разделения труда, основанный на отделении технологического труда от всех других производственных процессов;
  3. Индустриальное производство подразумевает под собой накопление капитала;
  4. Индустриальное общество невозможно построить без четкого экономического расчета;
  5. Надлежащая организация рабочих мест со стороны владельцев производств, и, как следствие, высокая концентрация рабочей силы[1].

Р. Арон считает, что «чисто капиталистическое» общество существует только в теории, в реальной же жизни капитализм зачастую приближен к социализму. Так, например, он полагает, что в результате процесса национализации, затронувшего страны Западного мира после Второй Мировой войны, капитализму стала присуща социалистическая модель коллективной собственности. По его мнению, прибавочная стоимость, которая, как правило, ассоциируется, в основном, исключительно с капиталистическим производством, является неотъемлемой характеристикой и социалистического общества, с той лишь разницей, что в последнем она возвращается к коллективу, а не к владельцу производства. Более того, Арон справедливо отмечает, что оба типа общества сталкиваются с одинаковыми проблемами с распределением национального дохода, о чем свидетельствует наличие в них неравенства[2].

История появления концепции

Изначально теория индустриального общества возникла в 40-ые гг. XX века под влиянием противостояния капиталистического Запада и социалистического Востока. Ее основоположником по праву считают американского экономиста П. Друкера. Но по-настоящему популярной теория стала только в 50-ые гг. благодаря работам таких теоретиков, как У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт и Р. Арону.

Р. Арон на протяжении почти всей своей научной деятельности выступал ярым критиком марксизма, заявляя, что К. Маркс при создании своей теории не учёл специфику современных обществ и сделал слишком большую ставку на саморазрушение капитализма, что, в конечном счете, должно было повлечь переход к и устранение всеобщего неравенства. Все эти идеи нашли отражение в его книге «Опиум для интеллигенции», изданной в 1955 году[3]. В этом же году в Сорбонне Р. Арон прочел ряд лекций, которые в 1963 году были опубликованы в качестве самостоятельного труда под названием «Восемнадцать лекций об индустриальном обществе»[1]. В 1966 г. Раймон Арон издал книгу «Три очерка об индустриальной эпохе»[4], в которой он продолжил своё учение об индустриальных обществах.

18 лекций об индустриальном обществе

Первые четыре лекции носят сугубо описательный характер теорий и концепций, разработанный до Р. Арона. В них политолог критикует труды Маркса, Токвиля и Монтескьё. В последующих лекциях Арон проводит подробный анализ двух разновидностей индустриального общества, капиталистического и социалистического, и приходит к трем основополагающим выводам.

Во-первых, любое индустриальное общество стремится к прогрессу. До промышленной революции XIX—XX веков, развитие общества проходило медленно, индустриализация же сделала стремление к прогрессу и экономическому росту неотъемлемой частью т. н. нового общества. Экономический прогресс стал измеряться показателями роста добавленной стоимости. По мнению Арона, экономический рост играет основополагающую роль в развитии общества, а, значит, он может привести и к глубоким социальным и политическим изменениям[1].

Во-вторых, Р. Арон пришел к выводу, что с точки зрения роста качества жизни советскую модель экономики нельзя назвать эффективной. Такое заключение ученый сделал после тщательного изучения механизмов плановой экономики СССР. На момент лекций в Сорбонне (1955), экономический рост СССР был самым большим в мире: в период с 1929 по 1955 гг. объемы промышленного производства в стране увеличились в 10 раз. Однако Арон отмечает и ряд недостатков, присущих такому прогрессу, а именно принудительное переселение населения в города в связи с нехваткой рабочих рук на промышленных предприятиях. В то же время, несмотря на экономический рост, уровень качества жизни в СССР оставался прежним, поскольку основная часть избыточно вырученных средств направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Более того, при такой политике государства существенно страдали такие сферы, как легкая промышленность, сельское хозяйство (что привело к голоду в 1932—1933 гг.), а также торговля. Еще в 1955 году Р. Арон писал, что именно эти три сектора станут определяющими в будущем развитии СССР. Он также отмечал, что, политическая система сложившаяся в СССР, не способствовала развитию здоровых экономических отношений в стране, поскольку экономика являлась отражением политической воли, а не естественных рыночных процессов[1].

В-третьих, по мнению Арона, только капиталистическая модель может лежать в основе демократического общества. Частная собственность на средства производства, стремление к эгалитаризму, равномерное распределение прибавочной стоимости — все эти факторы являются преимуществами капиталистической системы перед социалистической. Вместе с тем, Арон делал акцент на том, что демократия ведет к снижению экономического роста. Таким образом, если капитализм когда-нибудь и перестанет существовать, то это произойдет из-за его разрушения «изнутри», а не за счет его абсорбции социализмом[5].

Роль концепции в теории развития индустриального общества

Концепция Раймона Арона стала своего рода критикой теории конвергенции, в соответствие с которой капиталистический Запад и коммунистический Восток движутся по направлению друг к другу. Точкой их конвергенции должен стать социализм (посредством социализации Запада и либерализации Востока)[6]. Он считал, что последователи теории конвергенции являются сторонниками плановой экономики и разделяют идею о превосходстве социалистической модели экономики над капиталистической. Р.Арон был уверен в том, что теория конвергенции является продуктом идеологии, а для объективного анализа двух моделей необходимо провести сравнение не только идеологической, но также экономической и политической сфер жизнедеятельности общества[6].

Критика

Раймона Арона часто критикуют за отсутствие четкого определения «индустриального общества», поскольку предложенного им понятие (и. о. — это общество с преобладание крупной промышленности) слишком широкое и расплывчатое[7].

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 ARON, Raymond. Dix-huit leçons sur la société industrielle (фр.) // Collection Idées. — 1964. Архивировано 14 октября 2018 года.
  2. Grosser, Alfred. Aron (Raymond) - Sociologie des sociétés industrielles. Esquisse d'une théorie des régimes politiques ; Aron (Raymond) - La société industrielle et la guerre, suivi d'un Tableau de la diplomatie mondiale en 1958 (фр.) // Revue française de science politique. — 1960. — Vol. 10, livr. 1. Архивировано 17 ноября 2021 года.
  3. L’Opium des intellectuels de Raymond Aron (фр.), Contrepoints (29 août 2011). Архивировано 14 октября 2018 года. Дата обращения 14 октября 2018.
  4. Walch, Jean. Aron R., Trois essais sur l'âge industriel (фр.) // Revue française de sociologie. — 1967. — Vol. 8, livr. 2.
  5. Aron, Raymond, 1905-1983. Demokratii︠a︡ i totalitarizm. — Moskva: Tekst, 1993. — 301 pages с. — ISBN 5871060730, 9785871060735.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 Georges Canguilhem. Raymond Aron et la philosophie critique de l’histoire (фр.) // Enquête. — 1992-06-02. — Livr. 7. — ISSN 1953-809X 1245-2084, 1953-809X. — doi:10.4000/enquete.138. Архивировано 14 октября 2018 года.
  7. Лавриненко В.Н. Социология. — 3-е изд., перераб. и доп.. — Москва: ЮНИТИДАНА, 2012. — 448 с. — ISBN 978-5-238-01147-9.