Конусное устройство

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Двойной четырёхдырный конус постоянного сечения с раздельным выпуском. Паровоз RENFE 141 F
Схема работы конусного устройства. Конусное устройство (а) выбрасывет пар под давлением в дымовую коробку (b), подсасывая топочные газы из дымогарных труб (с) и создавая тягу в дымовой трубе (d)

Ко́нусное устро́йство (ко́нус) — устройство, находящееся в дымовой коробке паровоза. Предназначено для создания и регулировки тяги в топке паровоза. Работает по принципу эжектора.

Конусное устройство выбрасывает отработанный («мятый») пар из цилиндров паровой машины в дымовую коробку, подсасывая топочные газы из дымогарных труб и создавая высокую тягу в относительно короткой дымовой трубе паровоза. Выходящий под давлением на высокой скорости пар подсасывает газы из топки.

Конус обычно изготавливается из чугуна и устанавливается на фланец выхлопных каналов цилиндров. Выходное сечение отверстия конуса регулируется из кабины машиниста с помощью специального привода, что позволяет изменять количество пара, создающего тягу в дымовой трубе, то есть управлять скоростью сгорания топлива и образования в котле свежего пара.

По форме сечения отверстие конуса может быть круглым, или другой формы, например, звездообразным, квадратным и так далее. В мощных паровозах конусы имеют несколько выхлопных отверстий для уменьшения сопротивления, а также разделения выхлопов от разных цилиндров. Такие меры позволяют поднять мощность паровоза.

Конусное устройство (12) на схеме паровоза