Константинопольский собор (843)
Константинопольский собор 843 года — поместный собор, состоявшийся по инициативе императрицы Феодоры в Константинополе, на котором было восстановлено почитание икон.
После кончины императора Феофила (сына императора Михаила II) его вдова Феодора, возглавившая правительство империи при малолетнем императоре Михаиле III, стала готовить восстановление иконопочитания. Почитание священных изображений, принятое VII Вселенским собором (787) и вновь запрещённое после Константинопольского собора 815 года, втайне было широко распространено. Императрица была известна как тайная почитательница икон, что вызывало недовольство её супруга, воспитанного в строгом иконоборчестве. Впрочем, под конец правления Феофил, потерпевший несколько тяжёлых поражений от арабов, утратил былую уверенность в правоте своих убеждений. Не исключено, что на смертном одре он раскаялся в иконоборческой политике и пришёл к православию. Во всяком случае, в этом клятвенно заверяла Церковь его супруга.
В начале 843 года на совещании с представителями монашества — главной силы, стоявшей все предыдущие годы на защите почитания икон, императрица Феодора объявила о решении восстановить Православие. Вскоре главный идеолог иконоборчества патриарх Иоанн Грамматик был смещён и отправлен в ссылку. На Поместном соборе, проходившем во дворце в помещении каниклия (императорского секретариата, глава которого логофет Феоктист в то время считался неофициальным главой правительства), на Константинопольскую кафедру был избран Мефодий I. Его интронизация состоялась, вероятно, в воскресенье сырной седмицы. Тот же Собор объявил о восстановлении иконопочитания. Торжественное празднование этого события с участием императоров и патриарха и процессией из собора Святой Софии ко храму Богородицы Халкопратийской и форуму Константина состоялось в 1-е воскресенье Великого поста — 11 марта 843 года. Впоследствии (не ранее конца IX века) этот праздник под названием «Торжество православия» вошёл в число общецерковных и ежегодно отмечается Православной церковью.
Окончательная победа над последней в истории православия крупной ересью не потребовала созыва Вселенского собора, так как все необходимые решения уже были приняты VII Вселенским собором. В ближайшие после 843 года десятилетия Константинопольская православная церковь проводила активную разъяснительную работу среди других Православных церквей, утверждая необходимость закрепления этого Собора в числе Вселенских.
Литература
- Афиногенов Д. Е. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество Православия. — М., 2004.
- Афиногенов Д. Е. Торжественная процессия в Константинополе в день восстановления иконопочитания 11 марта 843 г. // Сакральная топография средневек. города / Ред.-сост.: А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. — М., 1998. — С. 31—35;
- Васильев А. А. Византия и арабы. — СПб., 1900. [T. 1:] Полит. отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. Прил. — С. 142—146;
- Boor C., de. Der Angriff der Rhos auf Byzanz // BZ. — 1895. — Bd. 4. — S. 445—466;
- Gouillard J. Le décret du synode de 843 // CIEB, 12. — 1964. — T. 2. — P. 439—449;
- Oratio historica in festum Restitutionis imaginum // Analecta byzantino-russica / Ed. W. Regel. Petropoli, 1891. P. 19-39.