Константинопольский синаксарь

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Синаксарь издания 1902 года Ипполита Делеэ. Нажмите, чтобы открыть.

Константинопольский cинаксарь — греческий синаксарь, то есть сборник кратких повествований о святых, поминаемых в православных церквах Константинопольского патриархата, и расположенных по праздникам. Каждая заметка содержит краткое жизнеописание святого, а также дату и место празднования (собора). Он также содержит описания крестных ходов и много информации о географии Константинополя[1]. Константинопольский cинаксарь был заказан императором Константином VII во время его единоличного правления (944—959 гг.) и составлен диаконом и библиотекарем Эваристом[1].

Заметки в синаксаре носят житийный характер и редко бывают длиннее одного абзаца[2]. Обычно они представляют собой краткое изложение более длинных житий святых[3]. Особое внимание уделяется мученичеству. Последним святым, включённым в книгу, является патриарх Константинопольский Антоний Кавлея, умерший в 901 году. Некоторые редакции синаксаря XII века и позже включали стихи из житийных поэм Христофора Митиленского[2]. Существует более 300 рукописных копий Константинопольского cинаксаря[4]. Арабский перевод был сделан в XI веке для мелькитской общины. Этот перевод был дополнен сведениями о некоторых мелькитских святых[5]. Считается, что армянский синаксарь, написанный в 1240-ых годах, был сделан на основе армянского перевода Константинопольского cинаксаря, осуществлённого в 991—992 годах Иосифом, диаконом из Константинополя. В XIII и XIV веках были сделаны переводы синаксаря на церковнославянский язык[6].

Константинопольский cинаксарь часто передавался вместе с литургическими сведениями для помощи в совершении ежедневного богослужения. В монашеской традиции он иногда сочетался с типиконом[7]. Чтения из синаксаря также включались в минеи[8]. Однако наибольшее количество рукописей не содержит таких включений и представляют собой «чистый» синаксарь[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Anderson, 2018.
  2. 2,0 2,1 Taft, Ševčenko, 1991.
  3. Flusin, 2011, p. 575.
  4. Luzzi, 2014, p. 202 n. 26.
  5. Luzzi, 2014, p. 203.
  6. Luzzi, 2014, p. 204.
  7. 7,0 7,1 Luzzi, 2014, p. 198.
  8. Flusin, 2011, p. 574.

Литература

  • Anderson, Benjamin. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae // The Oxford Dictionary of Late Antiquity / Nicholson, Oliver (ed.). — Oxford: Oxford University Press, 2018. — Vol. 2: J–Z. — ISBN 978-0-19-881625-6.
  • Flusin, Bernard. Synaxarion of the Great Church // Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History / David Thomas ; Alex Mallett ; Juan Pedro Monferrer Sala ; Johannes Pahlitzsch ; Mark Swanson. — Leiden : Brill, 2011. — Vol. 3 (1050–1200). — P. 574–585.
  • Luzzi, Andrea. Synaxaria and the Synaxarion of Constantinople // The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography, Volume II: Genres and Contexts / Stephanos Efthymiadis. — Ashgate, 2014. — P. 197–208.
  • Taft, Robert F.; Ševčenko, Nancy Patterson. Synaxarion // The Oxford Dictionary of Byzantium / Kazhdan, Alexander (ed.). — Oxford and New York: Oxford University Press, 1991. — ISBN 0-19-504652-8.