Кондратенко, Филипп Викторович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Филипп Викторович Кондратенко
Филипп Кондратенко. Март 2012Филипп Кондратенко. Март 2012
Дата рождения 13 мая 1974(1974-05-13) (50 лет)
Место рождения Ленинград
Жанр живописец, график
Стиль абстракционизм

Филипп Викторович Кондратенко (род. 13 мая 1974, Ленинград, СССР) — российский художник. Член Санкт-Петербургского Союза художников (с 1998).

Биография

Родился в 1974 году в Ленинграде, сын О. В. Кустовой (Давтян), редактора и переводчика. Окончил факультет изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена (1997). Занимается станковой живописью, акварелью, рисунком. Живет в Санкт-Петербурге.

Творчество

1998–2004

Кондратенко формировался как художник преимущественно путём самообразования, с ориентацией сначала на ленинградский реалистический пейзаж 1920–1930-х (А. С. Ведерников, В. А. Гринберг, Н. Ф. Лапшин, А. И. Русаков и др.), затем — на опыты русского авангарда (прежде всего, супрематизм К. С. Малевича и теория расширенного смотрения М. В. Матюшина). Позднее испытал влияние американского и европейского абстракционизма 1950-х годов (абстрактный экспрессионизм, информель).
Первые самостоятельные работы Кондратенко относятся к концу 1990-х. С этого времени и до середины 2000-х он занимается преимущественно городским пейзажем и портретом, постепенно очищая круг используемых выразительных средств до элементарного минимума: наносимых в один слой нескольких пятен локального или модулированного цвета и свободного от светотеневых обоснований, самодовлеющего контура, родственного иероглифическому письму. Пейзаж (в живописи) достигает к 2003–2004 годам знаковой компактности и одновременно эмансипируется от натурных отсылок.

У Ф. Кондратенко, вернее, у его живописи есть удивительная особенность — он живописует не некие эпизоды, увиденные им, а идею связности, объединяющую то, что мы бессловесно зрим, в мир внятности и точности[1]. — Николай Кононов

Портрет (в живописи и графике), концентрируясь на членах семьи художника и круге близких ему (но не знакомых) деятелей петербургской — ленинградской культуры, стремится к «письменной узнаваемости», не использующей традиционные приемы достижения сходства.

2005–2009

С середины 2000-х Кондратенко работает в области беспредметной живописи, постепенно переходит от масляной техники к акрилу, пишет всё более быстро, ища в больших сериях одних и тех же элементарных мотивов (линия, точка, треугольник, круг и др.) непредвиденного, зависящего не только от замысла, но и от случая, прямого воздействия.

Филиппу Кондратенко удалось, пожалуй, самое сложное: проявляя несомненное глубокое знакомство с традицией беспредметного искусства (скажем даже точнее и смелее — её понимание и постижение), пройти собственный путь эволюции, очищая на каждом из этапов живопись от примет видимой реальности и параллельно насыщая её лишь ей самой присущими качествами[2]. — Елена Баснер

В работах этого времени, тем не менее, сохраняется и даже упрочивается связь его живописного языка с литературой и письмом: соотношение фона (часто светлого, близкого к белому) и фигуры/контура (часто темно-синих или черных) по-разному разыгрывает ситуацию начертания буквы на чистом листе бумаги. В 2008 году Кондратенко выполняет цикл графических работ, посвященных рассказу Мориса Бланшо «Безумие дня».

2010–2015

Серия обесцвеченных, решенных в бело-серой гамме работ 2011–2012 годов предельно обостряет тему безъязычия живописи: прежняя «буква» (контур, фигура) распадается на незначащие отрезки линий, которые обедненное цветовое решение не позволяет опознать каким-либо образом и в визуальных, пространственных координатах. В это же время Кондратенко пишет серию «черных» портретов: эти работы, впервые у него лишенные контура и вообще линии, бескомпромиссно ставят вопрос о возможности живописного пространства, не опирающегося ни на возможности письма, ни — что куда радикальнее — на свет как фундаментальное условие человеческого зрения.

2015–2016

В работах, стремящихся к малому формату (до 14 × 17 см) и акцентирующих вещественность картины за счет использования грубого холста, часто наклеенного на оргалит, Кондратенко вновь скрещивает абстракцию с предельно обобщенной пейзажной схемой.

2016–2019

Кондратенко переходит к акварельной живописи и еще более радикально минимизирует формат произведений (вплоть до 1 × 1,5 см), параллельно очищая изобразительное поле как от цветового, так и от тонального контраста.

Работы в собраниях

Персональные выставки

  • «—», Музей сновидений Зигмунда Фрейда, Санкт-Петербург, Россия, 2019
  • «_off», галерея «Сарай» Музея Анны Ахматовой, Санкт-Петербург, Россия, 2017 [Каталог]
  • «Тихая обитель», Музей сновидений Зигмунда Фрейда, Санкт-Петербург, Россия, 2015/16 [Каталог]
  • «Цвет дня», Музей В. В. Набокова СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, 2015
  • «В черном свете», Музей сновидений Зигмунда Фрейда, Санкт-Петербург, Россия, 2014 [Каталог]
  • «365», галерея «Формула», лофт-проект «Этажи», Санкт-Петербург, Россия, 2014
  • «Живопись, графика», Музей В. В. Набокова СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, 2012
  • «„Музей“ петербургского текста», Музей Анны Ахматовой, Санкт-Петербург, Россия, 2012 [Каталог]
  • «Внутренний человек», галерея «GuelmanProjects», Москва, Россия, 2009 [Каталог]
  • «Безумие дня», Музей В. В. Набокова, Санкт-Петербург, Россия, 2008
  • «Слово внутри», Музей В. В. Набокова, Санкт-Петербург, Россия, 2006 [Каталог]
  • «Живопись», выставочный зал журнала НоМИ, Санкт-Петербург, Россия, 2005
  • «Письмо 2004», Музей В. В. Набокова, Санкт-Петербург, Россия, 2004/05
  • «Наброски к петербургскому портрету», Музей-квартира А. А. Блока, Санкт-Петербург, Россия, 2004 [Каталог]
  • «Городской житель», Музей В. В. Набокова, Санкт-Петербург, Россия, 2003
  • «Акварель, гуашь», Государственный Музей городской скульптуры, Санкт-Петербург, Россия, 2000
  • «Графика», галерея «Форум», Санкт-Петербург, Россия, 1999

Групповые выставки

Издания

Филипп Кондратенко: «Музей» петербургского текста / вступ. ст. Н. Кононова и А. Шестакова. СПб.: ИНАПРЕСС, 2012. — 80 с.

Примечания

  1. Кононов Н. Сон без хлорала // Критика цвета. — СПб.: Новый Мир Искусства, 2007. С. 132.
  2. Баснер Е. Вступительная статья // Слово внутри / Каталог выставки. — СПб.: Музей В. В. Набокова, 2006. С. 3.

Ссылки

  • Обсуждение выставки «Тихая обитель» в Музее сновидений Зигмунда Фрейда (Санкт-Петербург), 23 января 2016 [1]
  • Статья Никиты Елисеева в журнале «Эксперт», 2012 [2]
  • Страница на сайте artlib.ru [3]
  • Страница на портале «Искусство Санкт-Петербурга»[4]