Комитеты железных дорог
Комитеты железнодорожные — совещательные учреждения, которые первоначально создавались в Российской империи для обсуждения или осуществления проектов постройки отдельных железных дорог[1].
История
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%8C%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%85%D0%BE%D0%B4_00034.jpg&width=282)
В 1842 году образован был Комитет для устройства Санкт-Петербурго-Московской железной дороги[2] под председательством наследника престола цесаревича Александра Николаевича[3], закрытый в 1858 году[2].
В 1855 году был учреждён Комитет для определения основных начал условий на сооружение железных дорог частными компаниями. В 1858 году образован комитет железных дорог для предварительного обсуждения главных мер и положений по частным железным дорогам; заключения Комитета вносились на Высочайшее усмотрение[2].
Председатель и члены Железнодорожного комитета назначались Высочайшей властью; непременными членами считались министры финансов и министры путей сообщения. Комитет железных дорог упразднён в 1874 году[2].
С 1870 по 1873 год существовал ещё особый Комитет для наблюдения за постройкой в России узколинейных (узкоколейных) железных дорог и для разрешения важнейших вопросов в отношении постройки и эксплуатации железных дорог[2].
Комитет Сибирской железной дороги (1892—1905) был учреждён указом от 10 декабря 1892 года для общего руководства строительством Транссибирской магистрали и различными дополнительными мероприятиями по развитию прилежащих к магистрали территорий. Для предварительного рассмотрения законодательных дел, подлежащих представлению на Высочайшее усмотрение, через общее собрание государственного совета, составлялось каждый раз, с особого Высочайшего разрешения, соединённое присутствие из членов комитета и соответствующего департамента государственного совета[2].
Председателем Комитета Сибирской железной дороги в 1892 году был назначен наследник престола Николай Александрович, по вступлении на престол он оставил за собой председательство в Комитете. Поэтому в тех случаях, когда заседания Комитета происходили в Высочайшем присутствии, некоторые статьи учреждения Комитета Сибирской железной дороги[4], касающиеся порядка действий Комитета, естественно теряли своё значение, и движение дел упрощалось. Членами комитета являлись: председатель Комитета министров, министры финансов, внутренних дел, земледелия и государственных имуществ, путей сообщения, военный и морской. Управляющий делами назначен А. Н. Куломзин.[5]
До середины мая 1895 года Комитет провёл 23 заседания. Журналы заседаний Комитета были опубликованы в периодической печати[2].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8%2C_1891.jpg&width=255)
По высшим исполнительным делам, требующим Высочайшего разрешения, постановления Комитета представлялись на Высочайшее утверждение непосредственно. По всем прочим вопросам, вносимым на рассмотрение Комитета, только единогласные постановления его приводились в исполнение без испрошения на то Высочайшего утверждения. Делопроизводство по Комитету было сосредоточено в канцелярии Комитета министров, а управление делами возложено на управляющего делами последнего[2].
Положения Комитета приводились в исполнение министрами по принадлежности. Председатель и вице-председатель Комитета назначались Высочайшей властью; членами Комитета являлись министры внутренних дел, земледелия и государственных имуществ, финансов, путей сообщения, военный, управляющий морским министерством и государственный контролёр[2].
С упразднением Комитета железных дорог его функции были переданы Комитету министров[6].
Примечания
- ↑ Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Комитеты железнодорожные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Постройка и эксплуатация Николаевской железной дороги (1842—1851—1901 года) : Краткий исторический очерк. — СПб.: тип. Ю. Н. Эрлих, 1901. — 64 с.
- ↑ Свод Законов, т. I, ч. 2, изд. 1893 г.
- ↑ Комитет Сибирской железной дороги . Энциклопедия Всемирная история. Дата обращения: 2 августа 2020. Архивировано 17 мая 2021 года.
- ↑ Комитет железных дорог // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Литература
- Архипов Сергей Валентинович. Деятельность Комитета Сибирской железной дороги по реализации государственной переселенческой политики в конце XIX - начале XX вв. (историко-правовой аспект) // Вестник Костромского государственного университета. — 2015. — № 3.