Колёня, Шахин

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Шахин Колёня

Шахин Колёня (алб. Shahin Kolonja; тур. Şahin Teki Kolonya; 1865, Старье1919, Стамбул) — албанский журналист и политик.

Биография

Шахин Колёня родился в селении Старье, на территории сегодняшней южной Албании, тогда входившей в Османскую империю[1].

Колёня окончил школу гражданской службы (мюлькие) и был директором нескольких школ идадие, первоначально в Эдирне[2][3]. Он был одним из множества албанцев, находившихся на османской государственной службе, и некоторое время был мутасаррифом санджака Афон (Айнароз)[2][4]. Колёня оставил государственную службу, чтобы следовать другим жизненным целям и убеждениям. Позднее он был арестован в Манастире и приговорён к трём годам тюремного заключения за распространение произведений на албанском языке. В 1897 году он написал меморандум в адрес османских властей о разрешении издавать газету на албанском языке[5]. Его просьба была отклонена[5]. Через два года он обратился за помощью в публикации газеты к австро-венгерскому консулу в Манастире. Из-за трудностей и постоянного наблюдения со стороны властей ему пришлось покинуть страну. Колёня побывал в различных странах Европы, окончательно обосновавшись в Софии.

С 1901 по 1908 год он издавал в Софии журнал «Дрита», который в 1884 году основал Петро Пога, при содействии Кристо Люараси (1876—1934) и финансовой поддержке Австро-Венгрии[6][2]. Люараси был управляющим издательства «Прогресс» (алб. Mbrothësia), которое ранее было создано албанской общиной Софии, организованной преимущественно вокруг общества «Желание» (алб. Dëshira), которое ставило своей задачей распространение знаний и албанских языковых норм среди албанцев и служение национальному делу[7].

Через газету Колёня и Люараси активно работали над укреплением национального сознания албанцев и представляли книги на албанском языке. Статьи Колёни в «Дрите» и других изданиях освещали социально-экономический аспект албанского национального движения, критиковали османский аристократический класс, к которому принадлежал и сам Колёня, будучи беем, и отмечали тяжёлое положение крестьянства[5]. Колёня выступал за идеи Албанского национального возрождения и безопасность национального существования, обеспечиваемую улучшением конституционных отношений между албанцами и Османской империей. Но в то же время он поддерживал деятельность албанских партизан, борющихся с турками[5].

Находясь в Софии, Колёня поддерживал Мустафу Рагиба, младотурецкого революционера из Болгарии[8]. С помощью Колёни Рагиб возобновил издание своей газеты «Общественное мнение» (тур. Efkar-ı Umumiye) на болгарском и турецком языках[8]. Поэтому в этом издании также публиковались материалы об албанских делах[8]. Это не осталось незамеченным со стороны османских властей, отозвавших Рагиба, чтобы вывести его из под влияния Колёни [8].

Колёня не доверял арберешам, которых он считал пешками в руках итальянского правительства, отстаивающего свои интересы в албанском вопросе, и отказывался сотрудничать с ними[9]. Он поддерживал помощь Австро-Венгрии в осуществлении албанских чаяний на Балканах[10].

В 1904 году Колёня перевёл на османский язык и опубликовал в «Дрите» манифест Сами Фрашери 1889 года «Албания — какой она была, какой она стала, какой она будет» (алб. Shqipëria ç´ka qenë, ç´është e ç´do të bëhet)[11][12][13].

В 1906 году Колёня участвовал в вербовочной деятельности за рубежом, среди албанской диаспоры в Бухаресте, Констанце, Софии и Египте, для Албанского манастирского комитета[14].

В 1908 году Колёня был избран депутатом от Корчи в османский парламент[15][16] при финансовой поддержке албанских активистов. Он был видным членом 26 собраний, которые представляли четыре албанских вилайета[17][15]. В том же году он стал одним из делегатов конгресса в Манастире, на котором был стандартизирован албанский алфавит[18].

После обсуждений, проведённых рядом делегатов в ходе Манастирского конгресса, Колёня в качестве парламентария намеревался представить Османской империи программу албанского образования[19]. Она предусматривала албанское начальное и среднее образование, сокращение государственного финансирования греческих школ с православными албанскими учащимися и замену его османскими государственными фондами и доходами от церковной собственности, подготовка зарубежных учёных для создания албанского университета, содержание католического и православного духовенства, оплачиваемое Османской империей[19], албанскую военную службу на албанских землях, албанскую жандармерию, местную албанскую собственность на транспортную инфраструктуру и эксплуатацию природных ресурсов, открытое свободное голосование и сбор налогов с признанием албанской нации и языка[20].

В 1908 году он вступил в партию Ахрар Исмаила Кемали, а в 1910 году — в Демократическую партию, основанную Ибрахимом Темо и Абдуллой Джевдетом. Из-за военных действий с младотурками ему пришлось снова уехать за границу в 1911 году. Проведя пару месяцев во Влёре в 1913 году, он вернулся со своей семьёй в Стамбул в 1915 году. Колёня был женат на дочери Наима Фрашери[6]. С этого времени и до своей смерти в 1919 году он не участвовал более в политической деятельности из-за проблем со здоровьем и алкогольной зависимости.

Примечания

  1. Piro Tako (1984), Shahin Kolonja (Ypi): jeta dhe veprimtaria atdhetare e publicistike, Tirana: 8 Nëntori, OCLC 66803008, <https://books.google.com/books?id=_qRNQwAACAAJ&dq=elez+isufi&hl=en&sa=X&ei=Fof5UvLKEsaw0AG37IGwDw&ved=0CFUQ6AEwCDgK>  Архивная копия от 27 марта 2019 на Wayback Machine
  2. 2,0 2,1 2,2 Skendi, 1967, pp. 155–156.
  3. Somel, Selçuk Akşin. The modernization of public education in the Ottoman Empire, 1839-1908: Islamization, autocracy, and discipline (англ.). — BRILL, 2001. — P. 128. — ISBN 978-90-04-11903-1.
  4. Gawrych, 2006, p. 147.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Skendi, 1967, pp. 186–187.
  6. 6,0 6,1 Elisabeth Özdalga. Late Ottoman Society: The Intellectual Legacy (англ.). — I. — Routledge, 2011. — P. 294, 315—317. — ISBN 978-0415665445.
  7. Edwin Jacques. The Albanians: An Ethnic History from Prehistoric Times to the Present (англ.). — McFarland. — Vol. II. — P. 298—299. — ISBN 978-0786442386.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Hanioğlu, 2001, p. 75.
  9. Skendi, 1967, pp. 232–233.
  10. Skendi, 1967, p. 268.
  11. Balázs Trencsényi, Michal Kopeček. National Romanticism: The Formation of National Movements (англ.). — Central European Univ Pr, 2007. — P. 301. — (Discourses of Collective Identity in Central and Southeast Europe). — ISBN 978-9637326608.
  12. Gawrych, 2006, p. 130.
  13. Hanioğlu, M. Șükrü. Preparation for a Revolution: The Young Turks, 1902-1908 (англ.). — Oxford University Press, 2001. — P. 361. — ISBN 9780199771110.
  14. Skendi, 1967, p. 208.
  15. 15,0 15,1 Skendi, 1967, p. 361.
  16. Gawrych, George. The Crescent and the Eagle: Ottoman rule, Islam and the Albanians, 1874–1913 (англ.). — London: IB Tauris, 2006. — P. 181.. — ISBN 9781845112875.
  17. Pearson, Owen. Albania in the twentieth century: a history (англ.). — I.B.Tauris, 2004. — P. 2. — ISBN 978-1-84511-013-0.
  18. Skendi, 1967, p. 370.
  19. 19,0 19,1 Skendi, 1967, pp. 368–369.
  20. Skendi, Stavro. The Albanian national awakening (неопр.). — Princeton: Princeton University Press, 1967. — С. 398.. — ISBN 9781400847761.