Колобов, Михаил Викторович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Викторович Колобов
Принадлежность  Российская империя
Род войск армия
Годы службы 18861920
Звание генерал-майор
Сражения/войны Русско-японская война (1904—1905)
Награды и премии
Орден Святого Владимира 4-й степени Орден Святой Анны 2-й степени Орден Святого Станислава 2-й степени

Михаил Викторович Колобов (11 октября 1868 — 8 апреля 1944, Тяньцзинь, Китай) — генерал-майор русской императорской армии, участник Японской, Второй Отечественной войн и Белого движения на востоке России.

Военный инженер-путеец, конструктор. Создатель русских броневых поездов типа Хунхуз или «генеральского» типа.

Биография

После окончания Михайловского Воронежского кадетского корпуса вступил на службу в вооружённые силы России в начале сентября 1886 года. В 1887 — подпоручик. Продолжил обучение в Николаевском инженерном училище. В 1891 году в чине поручика направлен в 3-й железнодорожный батальон. Затем в 1894 году окончил курс Николаевской инженерной академии по 1-му разряду. Штабс-капитан (1893 год).

В 1894 году переведён в военные инженеры. Капитан (с 1896 года). Подполковник (с 1902 года). В течение года командовал ротой.

Позже переведён начальником штаба Заамурской железнодорожной бригады. Штаб-офицер при управлении КВЖД.

Участник Русско-японской войны 1904—1905 гг. С мая по ноябрь 1904 командовал 2-м Заамурским железнодорожным батальоном.

За отличия в 1907 году произведён в полковники.

Переведён на должность начальника военного отдела при управлении КВЖД по делам Заамурской железнодорожной бригады пограничной стражи.

С сентября 1914 года — командир 2-й Заамурской пограничной железнодорожной бригады.

16 декабря 1914 года М. Колобову присвоен чин генерал-майора. В период Второй Отечественной войны надзирал за строительством Заамурца.

Участник Гражданской войны и Белого движения на востоке России.

Служил помощником управляющего КВЖД Д. Л. Хорвата и начальником военного отдела КВЖД.

После поражение белых войск эмигрировал в Китай. Умер в Тяньцзине.

Конструкторские работы

К 1913 году были разработаны две модели бронепоездов: инженера К. Б. Крома и генерал-майора М. В. Колобова. К 23 сентября 1915 года были построены и находились в эксплуатации 5 бронепоездов, приданных железнодорожным батальонам. Из 5 бронепоездов, стоявших на вооружении русской армии 4 были «генеральского» типа или типа «Хунхуз».

Имелись:

  1. Бронепоезд № 1 «Хунхуз» — при 1-м Сибирском железнодорожном батальоне,
  2. Бронепоезд № 2 типа «Хунхуз» — при 2-м Заамурском железнодорожном батальоне,
  3. Бронепоезд № 3 типа «Хунхуз» — при 2-м Сибирском железнодорожном батальоне,
  4. Бронепоезд № 4 «Витязь» — при 1-м железнодорожном батальоне,
  5. Бронепоезд № 5 типа «Хунхуз» — при 3-м Заамурском железнодорожном батальоне[1][2].
Бронепоезд Хунхуз». 1.09.1915 года

Бронепоезд типа «Хунхуз»[3] («генеральский тип»). «Генеральский» бронепоезд состоял из бронепаровоза на базе стандартной «Овечки» и двух бронеплощадок, построенных из двухосных грузовых платформ. Толщина брони — до 16 мм на вертикальных и до 12 мм на горизонтальных поверхностях. Бронеплощадка состояла из пулемётного каземата, в котором устанавливались 6 пулемётов Шварцлозе на казематных станках, и башенноподобной орудийной установки с трехдюймовой горной пушкой образца 1904 года. Это орудие было выбрано в качестве основного вооружения за свои небольшие размеры и массу, позволявшие разместить её на поворотной установке в передней части вагона. Угол обстрела пушки по горизонтали 220 градусов. Команда бронепоезда состояла из 94 человек (из них 4 — офицеры), которым были обеспечены довольны комфортные условия для боевой работы. Обе бронеплощадки были оснащены системой парового отопления, тепло- и шумоизоляцией (20-мм слой пробки и 6-мм фанера).[1][2]

Командир бронепоезда вел наблюдение и руководил действиями своего экипажа из наблюдательной башенки, установленной на бронепаровозе. Для связи с бронеплощадками использовались электрическая сигнализация, рупорная, как на кораблях, и звонковая связь.[1][2]

Библиография

Автор книг и воспоминаний:

  • Борьба с большевиками на Дальнем Востоке. (Разделы: Хорват, Колчак, Семёнов, Меркулов, Дитерихс. Рукопись хранится в архиве Hoover Inst.);
  • Памятка русского монархиста. Пекин, 1925;
  • Монархия и свобода личности. Пекин, 1926;
  • Азбука русского монархизма. Пекин, 1926;
  • Церковная смута. Тяньцзинь, 1929.

Знаки отличия

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Коломиец, 1994, с. 25.
  2. 2,0 2,1 2,2 Дроговоз, 2002, с. 26—30.
  3. № 2 — Будущий Бронепоезд чехословацкого корпуса «Орлик»

Литература

  • Амирханов Л. И. Броненосцы железных дорог. — СПб.: Остров, 2005. Глава 1. Русские бронепоезда Первой мировой войны.
  • Дроговоз И.Г. Крепости на колёсах. История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002. — 352 с. — ISBN 985-13-0744-0.
  • Коломиец М. В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. — М.: Яуза, 2008. — 448 с. — (От двуглавого орла к красному знамени). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-27455-0.
  • Коломиец М. «Хунхуз» — первый бронепоезд. «Моделист-конструктор» // «Моделист-конструктор». — 1994. — № 8.
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905–1941. — М.: «Экспринт», 2002. — Т. 1. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.

Ссылки