Кодунай эрхидж балгасан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Теократическое государство
Худанай эрхэтэ балгааhан (Кодунское государство)
Худанай эрхэтэ балгааhан
 
 
Столица Соорхэ
Язык(и) бурятский язык
Религия Буддизм
Площадь ок. 7000 кв. км
Население ок.10 000 чел.
Форма правления Теократия
История
 • 23 апреля 1919 года Провозглашение независимости
 • 11 мая 1919 года Вхождение в Российское государство

Худанай эрхэтэ балгааһан (Кодунское государство) — теократическое бурятское государство, провозглашённое на территории нынешнего Кижингинского района Бурятии в 1919 году[1]. Первая и единственная попытка бурятского народа учредить теократическое государство по примеру Тибета[2].

Предыстория создания

Во время гражданской войны в Хоринском аймаке (куда по административному делению того времени входил Кижингинский район) большое значение получило так называемое «теократическое балагатское движение» во главе с ламой Л.-С. Цыденовым.[3] Началось оно в июне 1918 года, когда хоринские буряты в ответ на мобилизацию, объявленную Военно-революционным штабом Забайкалья, на своём аймачном съезде приняли резолюцию «об освобождении бурят от призыва в Улан Цагды (красные всадники), как никогда не привлекаемые к военной службе». Позднее, хоринцы по той же причине, отказывались идти в Цаган Цагды (белые всадники) атамана Семёнова. Остальные буряты тоже отрицательно восприняли призыв о мобилизации, но реакция хоринских бурят была наиболее организованная — хоринцы действовали «…по предсказанию созерцателя ламы Цыденова».[3]

В ходе разгоревшихся в 1918 г. в боевых действий между большевиками и мятежными Забайкальскими казаками, летом 1918 г. власть в Забайкалье захватил белогвардейский атаман Семёнов.[4] После захвата Верхнеудинска им был издан указ о мобилизации бурят в Белую армию. Поскольку ранее, при царской власти у кочевых бурят не было воинской повинности, они начали активно избегать призыва в армию атамана Семёнова. В ответ на эти действия белогвардейцев среди бурятского населения начало расти недовольство, выражавшееся в саботировании призыва в Белую армию[2].

Образование Кодунского государства

Неудовлетворённые малым количеством бурят-новобранцев, белогвардейские власти атамана Семёнова разослали старейшинам родов послания с угрозой применения репрессий в случае срыва мобилизации бурятского населения. Угрозы семёновской администрации были восприняты населением с полной серьёзностью — семёновцы проводили регулярные карательные рейды против мирного населения. Особенно отличались жестокостью казаки отрядов Семёнова, возглавляемые генералами А. И. Тирбахом, бароном фон Унгерном (будущим диктатором Монголии), а также карательные отряды Чистохина и Филыпина.[5] В феврале 1919 г. представители буддистов долин Кодуна и Кижинги, страдавшие от насильственного привлечения в ряды Белого движения, подали письменное прошение о защите от притеснений своему религиозному лидеру — Лубсан-Сандану Цыденову[6]. На это Л.-С. Цыденов рекомендовал кижингинским бурятам создать своё собственное государство.

23 апреля 1919 года (14 числа 5 месяца 1 года по летоисчислению балагатов) на склоне священной горы Челсана состоялся съезд (Учредительный Великий суглан) из 102 делегатов, представлявших значительную часть населения Кодунской, Чесанской и Кижингинской долин, Ульдурги, Булума и других мест, на котором был оглашён Манифест о создании теократического государства «Худанай эрхэтэ балгаһаан» "наподобие Тибета"[6][2]. Манифест был вручён представителям Бурнардумы и прежде всего атаману Семёнову. Государственное устройство было описано в Конституции из 36 статей. В Конституции не предусматривалось наличие какой либо войнной силы. Государство занимало территорию трёх хошунов — Цагатского, Богольдунского и Хальбинского. Лубсан-Сандан Цыденов стал главой этого государства, приняв титул «Цог-Тугулдур Дхарма Раджа-хан» («Царь трёх миров, Владыка учения»).Как пишет С.Ю.Лепехов, территория государства включала Чесанскую, Кодунскую, Кижингинскую долины, часть территории нынешних Хоринского и Еравнинского районов»[2]. Центром государства стало местопребывание главы государства в местности Соорхэ, возле с. Усть-Орот (так как всё это время Сандан лама не прерывал своего затворничества и всё общение с подданными шло в письменном виде).

Говоря о роли теократического государства, созданного Цыденовым, Ю. С. Лепехов отмечает[7]:

Временный характер теократического государства хорошо понимался его лидерами, однако его существование, пусть на относительно короткий срок, спасло его «подданных» от втягивания в междоусобную братоубийственную войну. Кроме того (и это, может быть, не менее важно), его создание, освященное авторитетом Лубсан-Сандана, имело знаковый характер. Оно задало в сознании его приверженцев норму отношения к неправедной власти – не соучаствовать в ее делах, и это давало силы к духовному сопротивлению в последующие годы

.

Цыденова неоднократно арестовывали. Своего преемника он назвал, находясь в тюрьме. Им стал мальчик Бидия Дандарон, которому было тогда 8 лет и которого считали перерождением одного из тибетских лам[1].

Исследуя новые государственные образования, возникшие после объявления независимости монгольских земель и их выхода из состава империи Цин, специалисты выделяют теократическую государственность «Худанай Эрхэтэ Балгаһаан» в отдельную модель государственности[8]. В пределах образованного государства ликвидировались хошунные и сомонные управления Бурнардумы, вместо сомонов образовывались тосхоны, а вместо хошунов - 11 балагатских обществ ("Балагатское движение"). Были избраны главы правительства и министры, за исключением министра обороны, так как гос-во Худанай эрхэтэ балгааhан не занималось формированием армии[2][7]. Глава государства (ширетуй) Дхарма Раджа-хан Цыденов запретил своим подданным вступать как в Белую, так и в Красную армию. Это давало бурятам формальный повод отказывать командующим Белого движения в службе, направляя их к ширетую Л.-С. Цыденову как своему главе.[6]

Ликвидация Кодунского государства

Реакция атамана Семёнова на такой демарш кижингинских бурят была незамедлительной — уже в середине мая в Худанай эрхэтэ балгааһан прибыл отряд Забайкальских казаков для наведения порядка. В ночь с 10 на 11 мая 1919 года в ставку Л.-С. Цыденова в урочище Соорхэ прибыл отряд семёновцев во главе с полковником Корвин-Пиотровским (позднее в эмиграции получивший известность как поэт, прозаик и драматург). Они арестовали правительство Худанай эрхэтэ балгааһан во главе с Дхарма Раджа-ханом Цыденовым — всего 14 (по другим данным — 29[3]) человек . На территории нынешнего Кижингинского района была восстановлена власть белогвардейской администрации, и территория Кодунского государства была включена в состав Российского государства Верховного правителя Колчака. Арестованные члены правительства были помещены в Верхнеудинскую тюрьму[2]. 19 июня Л.-С. Цыденов был отпущен как «ненормальный». Однако его популярность среди бурят значительно возросла. В течение 1919 года Л.-С. Цыденов ещё 2 раза арестовывался представителями Белого движения.

Попытки воссоздания Худанай эрхэтэ балгааһан

В марте 1920 г. пал режим атамана Семёнова и к власти пришла администрация ДВР, отличавшаяся ещё меньшей симпатией к Дхарма Раджа-хану Л.-С. Цыденову. Почти всё оставшееся время до своей смерти Л.-С. Цыденов провёл в местах заключения. В начале июля 1921 года в Шолотском дацане, согласно письменному распоряжению из тюрьмы Сандан-ламы Цыденова, состоялось возведение в сан его преемника, признанного им перерождением Гьяяг Ринпоче — восьмилетнего Бидиядары Дандарона.[6] В торжестве, длившемся 3 дня, участвовало «…огромное количество верующих. Были торжественные молитвы, конские бега, борьба, угощения и т. д.». Новому главе теократов "…преподносится звание Наследника престола, …Нанзан хадак, жертвоприношение посредством мандала, предоставляя ему почётное кресло «Түшэлгэтэй шэрээ»[3]. В 1922 году лама Цыденов был выслан за пределы ДВР в Ново-Николаевск, где и умер от плеврита.[6] В улусе Шана нынешнего Кижингинского района учреждается так называемый «балагатский центр», со своим штатом милиции и арестными помещениями. На этот раз балагаты-теократы продержались 9 месяцев. В марте 1922 года были арестованы 11 главных руководителей, остальные ламы Шолотского дацана были разогнаны. В ответ началось то, против чего в своё время зародилась идея теократии, — вооруженное противостояние, особенно энергично проявили себя жители села Могсохон. Они организовали отряд из 150 всадников и пытались освободить арестованных. Но это им не удалось, все арестованные были высланы. Но сопротивление продолжалось ещё долго, и только в феврале 1927 года специальной оперативной группой ОГПУ были ликвидированы последние остатки движения балагатов.[3]

Литература

Цыремпилов Николай Владимирович Кудунская теократия Лубсан-Самдан Цыденова: истоки, содержание и хронология событий // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kudunskaya-teokratiya-lubsan-samdan-tsydenova-istoki-soderzhanie-i-hronologiya-sobytiy

Примечания

  1. 1,0 1,1 Житенев Т. Е. Буддизм в России: вехи истории Архивная копия от 31 июля 2021 на Wayback Machine//Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2011, №7
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Лепехов С.Ю. Балагатское движение Архивная копия от 31 января 2021 на Wayback Machine //Историческая энциклопедия Сибири (в 3 т.). Том1/гл. ред.: В. А. Ламин. – Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2009. С. 159.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Нестерова Надежда Николаевна. Взгляд сквозь годы. Историко-культурное наследие на территории с. Михайловка (26 февраля 2012). Дата обращения: 11 апреля 2015. Архивировано 11 апреля 2015 года.
  4. Шишкин С. Н. Гражданская война на Дальнем Востоке. — Москва. — Военное издательство министерства обороны СССР, 1957.
  5. Дело Н-18765. — Т. 4.; Т. 5. С. 82.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Б. Д. Дандарон. Под ред. В. М. Монтлевича. Избранные статьи. Чёрная тетрадь. Материалы к биографии. «История Кукунора» Сумпы Кенпо.. — статья: Лубсан Сандан Цыденов.: Евразия,, 2006 г.. — С. стр. 255—276.. — ISBN 5-8071-0204-5.
  7. 7,0 7,1 Лепехов С. Ю. Движение Риме в Центрально-Азиатском буддизме: тенденции и параллели // Культура Центральной Азии: письменные источники. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ). 2016, № 9. С. 118.
  8. Дудин П.Н., Павлов А.К. Моделирование процессов государствостроительства у монголоязычных народов российско-китайского приграничья Архивная копия от 28 июля 2021 на Wayback Machine//Россия – Китай: история и культура: сборник статей и докладов участников VIII Международной научно-практической конференции (Казань, 8 – 11 октября 2015 г.). / Отв. Мартынов Д. Е. – Казань, 2015. C. 85–88. – ISBN 978-5-98688-067-6