Кого это волнует?

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кого это волнует?
Who Cares?
Композитор Джордж Гершвин
Хореограф Джордж Баланчин
Оркестровка Херши Кей[en]
Дирижёр-постановщик Роберт Ирвинг[en]
Сценография свет: Рональд Бейтс[en]
костюмы: Варвара Каринская, Бен Бенсон (с 1983)
декорации: Джо Милзинер[en] (с ноября 1970)
Количество действий 1 (40 мин.)
Первая постановка 5 февраля 1970
Место первой постановки Театр штата Нью-Йорк[en], Линкольн-центр

«Кого это волнует?», иногда также «Кому какое дело?» (англ. Who Cares?) — одноактный балет Джорджа Баланчина на музыку Джорджа Гершвина в оркестровке Херши Кея[en]. Название балету дано по песне Джорджа и Айры Гершвинов Who Cares?[en] (1931), использованной для последнего дуэта.

Премьера спектакля состоялась 5 февраля 1970 года в Линкольн-центре, на сцене Театра штата Нью-Йорк[en] в исполнении артистов Нью-Йорк Сити Балле, дирижёр Роберт Ирвинг[en], пианист Гордон Болцнер (Gordon Boelzner). Главные партии исполнили Жак д’Амбуаз[en], Патриция Макбрайд[en], Марни Моррис и Карин фон Арольдинген.

В вечер премьеры мэр города Джон Линдси вручил Баланчину Медаль Генделя[en] — высшую награду Нью-Йорка в области культуры[1].

Хореография

«Кого это волнует?» — один из самых романтичных и безмятежных балетов хореографа. Вслед за такими балетами, как «Западная симфония[en]» (1954) и «Звёзды и полосы» (1958), он составляет баланчинскую «американу», своеобразную дань балетмейстера своей новой родине. Как и во многих других одноактных бессюжетных балетах хореографа, хореография выстроена вокруг четырёх элементов, – но здесь это не пары (танцовщик и балерина), а исполнители-солисты: юноша и три его партнёрши, в окончательной версии балета не взаимодействующие ни друг с другом, ни с кордебалетом.

Хореограф не стал делать из постановки ностальгию по ревущим двадцатым и легендарной весёлой жизни, пришедшей к концу с началом Великой депрессии. Ритм Манхэттена и настроение Бродвея угадываются, но не даны в полную силу. Жизнерадостные вариации и беспечные, сексапильные танцы кордебалета здесь соседствуют с дуэтами, полными лиризма, когда в дуэтах-свиданиях юноша (Жак д’Амбуаз[en]) флиртует с тремя девушками (Патриция Макбрайд[en], Марни Моррис и Карин фон Арольдинген) по очереди. В целом непринуждённая атмосфера навевает образы вечеринок нью-йоркских пентхаусов, старлеток из Ревю Зигфелда и Фреда Астера, улыбающегося очередной красотке.

Оформление

Первоначально балет шёл без декораций – оформление Джо Милзинера[en] было добавлено чуть позднее, в ноябре 1970 года. В 1983 году по желанию Баланчина костюмы Варвары Каринской были заменены на костюмы Бена Бенсона.

Музыка

Баланчин был лично знаком с Гершвином — в 1937 году тот пригласил его в Голливуд для создания хореографии на свою музыку к фильму «Безумства Голдвина» (Goldwyn’s Follies). Композитор не закончил свою часть работы: в начале июля он был госпитализирован и затем скоропостижно скончался. Три с лишним десятилетия спустя Баланчин решил обратиться к сценическому воплощению музыки Гершвина. «Кого это волнует?» — его единственный балет на музыку этого композитора. Создавая оркестровку песен, Херши Кей[en] опирался на аранжировки, сделанные самим Гершвином. К моменту премьеры было оркестровано всего два номера — Strike up the Band[en], начинающий балет, и I Got Rhythm, заканчивающий его. Предпоследний номер, Clap Yo' Hands[en], (позднее Баланчин убрал его из балета) танцевался солистами под аудиозапись в исполнении самого композитора[1].

В балете используется музыка 16 (первоначально 17[1]) песен из джазового стандарта Джорджа Гершвина, написанных в период 1924—1931 годов: Strike Up the Band[en] (1927), Sweet and Low Down (1925), Somebody Loves Me[en] (1924), Bidin' My Time[en] (1930), 'S Wonderful[en] (1927), That Certain Feeling[en] (1925), Do Do Do[en] (1926), Oh, Lady Be Good![en] (1924), The Man I Love[en] (1924), Stairway to Paradise[en] (1922), Embraceable You[en] (1930), Fascinating Rhythm[en] (1924), Who Cares?[en] (1931), My One and Only[en] (1927), Liza[en] (1929), Clap Yo' Hands[en] (1926), I Got Rhythm (1930).

Балетный критик Клайв Барнс[en] в своей рецензии на премьеру отметил, что Гордон Болцнер доказал, что может играть джазовые композиции не хуже, чем Шопена — однако сама музыка Гершвина не вдохновляет Баланчина так, как музыка Брамса[1].

Очерёдность номеров

Постановки в других театрах

См. также: Список постановок балета (англ.)

(*) — в скобках указан год возобновления.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Клайв Барнс[en]. His Newest Work, a Tribute to the City, Is Unveiled Архивная копия от 22 июля 2018 на Wayback Machine // рецензия на премьеру, «Нью-Йорк таймс», 6 февраля 1970.
  2. Т. Кузнецова Танцовщики остались в тени // «Коммерсант», 1 апреля 2010.

Ссылки