Ковалёв, Александр Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Николаевич Ковалёв
Портрет писателя Александра КовалёваПортрет писателя Александра Ковалёва
Род деятельности ученый, писатель, поэт, публицист
Отец Ковалёв Николай Иванович
Мать Ковалёва Нина Ивановна
Супруга Боровикова Галина Степановна
Награды и премии

Премия Ленинского комсомола

Сайт umoristy.ru/p99.html

Александр Николаевич Ковалёв (род. 30 мая 1949, Донецк, Украинская ССР) — советский писатель, поэт, доктор технических наук.

По образованию — инженер-энергетик, доктор технических наук, профессор, академик ПАНИ, автор ряда статей и изобретений в области энергетики и энергомашиностроения. Одновременно много лет профессионально работает в литературе, член Союза писателей СССР (России), автор двух десятков книг поэзии, прозы, юмора и многочисленных публикаций в российской и зарубежной периодике.

Биография

Родился в русско-белорусской семье. Отец — русский, водитель автобуса; мать — белоруска, лаборант-строитель. По образованию — инженер-энергетик, закончил Московский Энергетический институт (1968-74) и аспирантуру при Ленинградском Политехническом институте (1978-82), доктор технических наук, профессор, академик ПАНИ, эксперт Международного Энергетического Комитета, один из ведущих специалистов страны в области энергетики, автор ряда статей, монографий и изобретений. Прошел путь от инженера до Главного конструктора КБ газовых турбин знаменитого «Ленинградского Металлического завода». Стажировался в США (компания «Вестингаус» 1994), в дальнейшем работал в ведущих западных энергетических компаниях «АВВ», «Ренишоу», «Фортум».

Одновременно много лет профессионально работает в литературе в жанрах поэзии, прозы и публицистики, член Союза Писателей СССР (1991), затем СП России. Собственно, эта ипостась и определила его наибольшую известность и популярность.
Как говорит сам писатель в одном из своих интервью: « Я родился на самом излёте тех самых „сороковых-роковых“ в небольшом шахтерском городке под Донецком, куда мои родители приехали в 1946 по комсомольскому призыву на восстановление послевоенного разрушенного Донбасса. Отец, Ковалёв Николай Иванович, после мобилизации из Красной армии, в которой он с июля 1942 по май 1945 прошел по дорогам войны от Моздока до Берлина и Праги. Мама, урождённая Дятлова Нина Ивановна, из сожженного фашистами белорусского Витебска, в котором она пятнадцатилетней девчонкой чудом выжила в годы оккупации. Своего „донецкого житья“ я почти не помню, так как в четыре года родители переехали из Донбасса на Северный Кавказ, родину моего отца. Так что своё детство и юность я провел в совершенно удивительных лермонтовских местах — Пятигорск, Кисловодск, Черкесск, которые, собственно, и воспитали меня своей природой, историей, удивительной атмосферой творчества и романтизма…».

Первый литературный опыт писатель приобрел в Москве, где в студенческие годы занимался в поэтической мастерской Александра Межирова, здесь же, на радио и в московских молодёжных газетах появились первые публикации его стихов. Всерьез же литературным творчеством занялся уже в Ленинграде, куда был распределен после окончания института на работу в турбостроительное КБ «Ленинградского Металлического завода».

По признанию самого поэта в Питере он «сразу попал в хорошие руки», занимался в ЛИТО у Леонида Хаустова и Сергея Давыдова, работал в семинарах Леонида Агеева и Натальи Грудининой, был участником нескольких конференций молодых писателей Северо-Запада. Как результат первые же крупные публикации стихов (альм. «Молодой Ленинград — 78» и ж."Звезда", 1978, № 10) обратили на себя внимание критики. Так, Наталья Банк в своей статье «Кто же примет эстафету» о молодой поэзии Ленинграда (г. «Вечерний Ленинград», 27.04.1981), называя фамилию Ковалёва в числе наиболее обещающих молодых поэтов, обращает внимание на серьёзный, профессиональный подход молодого автора к работе над словом: «Материал хорошо изучен — каждой главе предпослан документальный эпиграф…» — это о небольшой поэме «Первая любовь Республики» о строительстве первенца электрификации Волховской ГЭС.
А поэт Вячеслав Кузнецов, в конце семидесятых возглавивший отдел поэзии журнала «Звезда», представляя лирическую подборку поэта в журнале, пишет: «Сегодня это один из наиболее заметных молодых ленинградских поэтов, со своим видением мира, незаёмной поэтикой, острым поэтическим зрением. Поэзии Александра Ковалёва, его лучшим стихам и поэмам присущи настоящий профессионализм, высокие художественные идеалы, четкость нравственной позиции и в лирике, и в стихах гражданственной тематики…».
Разумеется, столь высокая оценка в известной мере обязана времени. На дворе конец семидесятых — начало восьмидесятых.. Молодой поэт с хорошей биографией инженера-турбостроителя приходится ко двору и официальной критике, и кураторам молодой литературы от Ленинградского Обкома и ЦК ВЛКСМ. Но бесспорны и неординарные творческие способности. При всей идеологизированности средств массовой информации и печати того времени, в издательствах и отделах поэзии журналов работают настоящие профессионалы, которые посредственность в печать просто не пускают. А стихи Ковалёва с начала восьмидесятых с завидным постоянством публикуют журналы «Нева», «Аврора», «Звезда», «Смена», «Молодая Гвардия», «Советский воин», «Литературная учёба», «Дружба», «Студенческий меридиан», «Комсомольская правда» и многие другие издания, стихи переводятся за рубежом (болгарский, английский, финский и др.).
Автор много ездит по стране в творческие командировки: Урал, Дальний восток, Сибирь. Теперь вместе со стихами в печати появляются его публицистические работы — очерк о первостроителях Комсомольска-на-Амуре (ж. «Смена», 1982, № 11), очерк о строителях Саяно-Шушенской ГЭС «Енисейский меридиан» (г. «Турбостроитель», 08.1983), многочисленные корреспонденции и статьи в газетах «Смена», «ЛГ», «Вечерний Петербург».
В 1982 в «Лениздате» у Ковалёва выходит первый авторский сборник стихов «Равновесие». Несмотря на то, что в книге всего три десятка лирических стихотворений и небольшая поэма о войне «Лейтенанты», книга хорошо встречена критикой и товарищами по литературному цеху, особенно поэма. Но книга крохотная, всего один авторский лист — 700 поэтических строк из многих тысяч написанных автором к тому времени. Ленинградский поэт Александр Шевелев, давно и хорошо знакомый с творчеством молодого автора, берется в качестве редактора подготовить к изданию в московском издательстве «Современник», с которым он плотно сотрудничает, второй поэтический сборник поэта.
В те времена процесс подготовки и издания книги в госиздательстве многотрудный и многолетний, а страна в середине восьмидесятых меняется на глазах. Публицистический и гражданственный темперамент Ковалёва активно реагирует на перемены в обществе. В это время из-под пера поэта выходит ряд острых публицистических стихотворений и поэм, которые сразу же публикуются в толстых журналах: поэма «Десант» (ж. «Нева», 1984, № 9), поэма «Дамба» (ж. «Аврора», 1985, № 10), поэма «Три минуты — по Гринвичу» (ж. «Звезда», 1986, № 7).
Особый резонанс в обществе вызвала антивоенная поэма «Три минуты — по Гринвичу», впервые опубликованная в июне 1985 в газете «Комсомольская правда» (приложение «Современник») . Сюжет поэмы основан на реальном событии, когда американские военные радары приняли стаю птиц за советские ракеты с ядерными боеголовками. В поэме через судьбы конкретных персонажей проходит вся боль, вся нелепость и безумие этой роковой ошибки, едва не приведшей мир к ядерной катастрофе. В рецензии на эту работу московский критик Алла Киреева писала: «Вторжение публицистики в поэзию — явление не новое, но очень нужное сегодня. Поэма молодого ленинградца Александра Ковалёва основана на действительном факте. Сюжет, подкинутый автору жизнью, непрост, драматичен, даже скорее трагичен. И в нём (в его авторском, поэтическом отражении) есть острота, ирония, непреходящая актуальность и непосредственная причастность к каждому отдельному человеку…» (ж. «Литературная учёба», 1986, № 3).
В 1989 в издательстве «Современник» под редакцией А.Шевелева у Ковалёва выходит второй, на этот раз полновесный поэтический сборник «Взаимосвязь», в котором поэту удалось показать многое из того, что он сумел сделать в 70-е и 80-е. Да и времена изменились, возможным стало печатать то, что не могло бы увидеть свет ещё 3 — 4 года назад. Ну, хотя бы такие строки из стихотворения «Провинция»: «Провинция — великая провидица,/ ей все всегда известно наперед,/ когда в столице голод лишь предвидится,/ провинция уже с сумой бредет…».
В 1990 в разных издательствах Москвы и Ленинграда у поэта выходят сразу три поэтические книжки: «Точка возврата» (изд. ж. «Молодая Гвардия»), «Урочный час» (ЛО изд. «Советский писатель») и «Перекресток» (изд. «Молодая Гвардия»). Издательства все ещё государственные, советские, тиражи по 25 тыс.экз плюс отменный гонорар, но уже, практически, никакой цензуры, и поэт волен печатать, например, острое, нелицеприятное власти стихотворение об уходе Высоцкого «На смерть паруса» и ещё вчера совсем непредставимую в печати «Балладу о возвращении в Герат»: «Мы уходим в Герат, мы молчим, нам афганская осень/ не напомнит своей в Таганроге, Рязани, Орле./ Нам не трудно молчать — нас комбаты и письма не спросят:/ кто вы ей и зачем вы на этой земле…».
В последние пару десятилетий новейшей истории нашей страны автор продолжает активно работать в литературе. За эти годы при спонсорской поддержке у него вышло более десятка новых книг поэзии и прозы. Его стихи и публицистику по-прежнему охотно публикуют центральные газеты и толстые журналы, а критика отмечает теперь иные качества его творчества, свойственные профессиональной зрелости.
В своей статье о поэзии Александра Ковалёва «Всесильный бог деталей…» (г. «Деловое обозрение», СПб, 05, 2001) критик Валентин Линев пишет: «…поэзия Ковалёва всегда узнаваема и её легко отличить от многочисленных и непритязательно-злободневных сочинений сегодняшнего дня. И главное, на мой взгляд, качество, которое её отличает — достоверность детали…»

Собственно, «достоверность детали» в его поэзии распространяется не только на бытовые коллизии, но и на оценку самого творческого процесса сочинительства в современном мире: «Пора грустить, пора печалиться!/ Теперь уж в точности проверено:/ увы, ничто не возвращается -/ ни времена, ни вдохновение./ А на подмостках рифмы пенятся,/ имен без счета напророчено./ Но век серебряный не сменится/ ни золотым, ни позолоченным…».

Впрочем, поэт всегда был честен со своими читателями не только в стихах, но и в жизни. В одном из интервью (ж. "Невский альманах, 2009, № 3) на вопрос: «Что сегодня нужно поэту в плане обратной связи?», он ответил буквально следующее:

«Как ни печально, не хватает тех, для кого литератор творит — читателей. Мы, писатели, сегодня „варимся в собственном соку“, ибо о тиражах книг в 300—500 экземпляров говорить несерьезно. У меня были звездные часы: полосы центральных газет, отданные под мои поэмы, шесть гонорарных, ещё советских книг, миллионные тиражи, мешки читательских писем, встречи с читателями в престижных столичных залах и на площадях провинциальных городов. Увы, все это в прошлом. Правда, сейчас у меня есть другая возможность — стараюсь компенсировать недостаток общения с широким читателем через Центральное телевидение, через Интернет, но, конечно, откликов, живых голосов не хватает…».

И ещё один штрих. Творческий портрет Александра Ковалёва был бы неполным без иронических творений. Юмористические строки, пародии, иронические стихи и сатирические рассказы с удовольствием публикуют «Литературная газета» и журнал «Крокодил», журнал «Вокруг смеха» и далекий американский «Бостонский космополит», их читают с эстрады и на телевидении известные мастера эстрадного жанра, а также сам автор в популярных юмористических передачах ЦТ — «Смехопанорама» «Кривое зеркало», «Смеяться разрешается»…. Сам же автор о своих «смешных» творениях говорит следующее: «Все, что я делаю в жанре литературной пародии, я делаю исключительно в свободное от серьёзной литературной работы время, исключительно для собственного удовольствия и исключительно из любви к пародируемым авторам — моим друзьям по литературному цеху. А мои друзья по определению не могут быть плохими поэтами. На плохих я просто не пишу. Надеюсь, что мои опыты в этом жанре — в меру корректны, чтобы не показаться слишком обидными для отдельных персоналий, и в меру забавны, чтобы не показаться слишком скучными для читателя…» (г. «ЛГ», 2007, № 7, стр.16).
Александр Ковалёв, лауреат премии Ленинского комсомола, Всероссийской независимой литературной премии им. Б. Корнилова (2008), . премии им. Маршала Говорова ЗАКСА Санкт-Петербурга (2016), премии им. Александра Невского Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры (2017) и ряда других премий современной России.

В 2014 году он был удостоен премии «Золотой телёнок» «Литературной Газеты» («Клуба 12 стульев»).

Его стихи и проза переводились на болгарский, английский, финский и др.яз.

Живёт и работает в Санкт- Петербурге.

Библиография

  • РАВНОВЕСИЕ, сб. стихов, изд. «Лениздат», 1982.
  • Я ВЕРНУСЬ НА ЗАРЕ, стихи и поэма (книга в книге), сб. «Васильевский остров», изд. «Современник», М., 1985.
  • ВЗАИМОСВЯЗЬ, сб. стихов, изд. «Современник», М., 1989.
  • УРОЧНЫЙ ЧАС, сб. стихов, изд. ЛО «Советский писатель», Л.,1990.
  • ТОЧКА ВОЗВРАТА, сб. стихов, изд. «Молодая Гвардия», М., 1990.
  • ПЕРЕКРЕСТОК, сб. стихов, изд. «Молдая Гвардия», М., 1990.
  • ПРИГОРОД, сб. стихов, изд. «Сатисъ», СПб., 1993.
  • ПАРОДИЗ, сб. литературных пародий, изд. «Сатисъ», СПб., 1993.
  • ВРЕМЕНА, избранные стихи и поэмы, изд. «Сатисъ», СПб., 1994.
  • ПОСЛЕДНИЙ СНЕГОПАД, интимная лирика, изд. «ЛИО Редактор», СПб., 1996.
  • НА ЧУЖОМ МЕРИДИАНЕ, стихи о загранице, изд. «Сатисъ», СПб., 1998.
  • В ТЕ ВРЕМЕНА, сб. стихов, изд. «ЛИО Редактор», СПб., 1997.
  • ЛИХОЛЕТЬЕ, сб. стихов, изд. «Сатисъ», СПб., 2000.
  • ТАМ, НА ХОЛМЕ ПОД СОЛНЦЕМ, прозаические тетради, изд. «Сатисъ», СПб., 2003.
  • МУЗЫ И КРНФУЗЫ, литературные пародии, изд. «Дума», СПб., 2003.
  • ЗАТЕВАЯ ЖИЗНЬ СНАЧАЛА, сб. стихов, изд. «Родные просторы», СПб., 2005.
  • ПОЖАР В БАНЕ, литературные пародии, изд. «Родные просторы», СПб., 2006.
  • Избранные сочинения в 2-х томах, изд. «Родные просторы», СПб., 2008.
  • Горе в юбке, литературные пародии, изд. «Родные просторы», СПб., 2010.

Некоторые статьи о творчестве Ал. Ковалёва

  • Банк Н. Кто же примет эстафету // газ. Вечерний Ленинград, 1981, № 97, стр.3
  • Попов М. О поэме Александра Ковалёва // ж. Литературная учёба, 1986, № 3, стр.69
  • Линев В. Последний снегопад столетия // газ. Деловое обозрение, 1999, № 10, стр.4
  • Линев В. «Всесильный бог деталей…» // газ. Деловое обозрение, 2000, № 12, стр.6
  • Юрков О. Исповедь Александра Ковалёва // газ. Литературный Петербург, 2004, № 51, с.4
  • Шатохина О. Блиц-рецензия На стыке времен // Лит. газ. 2005, № 47, С.8
  • Мелихан К. «На плохих я просто не пишу…» // Лит. газ. 2007, № 7, стр.16
  • Щагина С. Старый плавучий чемодан // газ. Вечерний Петербург, 15.03.2007, стр.7
  • Шатохина О. Основа основ // Лит. газ. 2008, № 52, стр.8
  • Яркова М. На холме, где горизонты шире // ж. Невский альманах, 2009, № 3, стр.6

Ссылки

Литература