Ковальчук, Владимир Александрович (художник)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Александрович Ковальчук
Дата рождения 22 марта 1951(1951-03-22) (73 года)
Место рождения Владимир-Волынский
Гражданство  Россия, Канада
Профессия художник, сценограф
Декорации В. Ковальчука в БДТ им. Товстоногова, спектакль Г. Ибсена «Привидения», режиссёр Р. Мархолиа
Декорации В. Ковальчука в БДТ, спектакль «Игрок» по Достоевскому, режиссёр Р. Мархолиа

Владимир Александрович Ковальчук (род. 1951) — советский, канадский, украинский и российский художник, сценограф, живописец и педагог.

Биография

Владимир Ковальчук родился в семье ветерана Великой Отечественной войны, отставного офицера Александра Ковальчука (1920—2005). Через 8 лет после рождения сына семья переселилась в Луцк. Здесь Владимир проучился 5 лет в художественной школе, а в 15 лет поступил в Днепропетровское художественное училище. Закончил его по классу живописи в 1970 году. В 1974-м поступил в Латвийскую Академию художеств, где получил звание магистра по классу живописи и сценографии.

После завершения академии начал карьеру художника и сценографа. С 1981 по 1988 годы — художник-постановщик Рижского ТЮЗа. За эти годы работы создал сценографии к спектаклям «Маугли» Редьярда Киплинга, «Сотворившая чудо» Уильяма Гибсона, «Изобретение вальса» Владимира Набокова, «Демократия» Иосифа Бродского и др.

С 1986 года начал творческий союз с режиссёром Анатолием Васильевым: «Вариации феи Драже» Андрея Кутерницкого (1987, Рига, ТЮЗ). 1988—1990 годы работал в театре «Школа драматического искусства» («Фьоренца» Томаса Манна, 1990, реж. А.Васильев).

В 1990 иммигрировал в Канаду, где прожил и проработал 10 лет. За время проживания в Канаде оформил около 20 спектаклей, в основном в сотрудничестве с режиссёром Григорием Гладием. По приглашению Анатолия Васильева вернулся в Россию и проработал до 2004 в театре «Школа драматического искусства». В сотрудничестве с Васильевым создал несколько проектов, среди них: «Амфитрион» (Комеди Франсез, Париж, 2002), «МедеяМатериал» (Школа драматического искусства, Москва, 2001) и др.

2004—2006 годы работал главным художником театра на Таганке, где совместно с Юрием Любимовым выпустил два спектакля «Суфле» и «Антигона». Параллельно активно участвовал в выставках сценографии и живописи.

Выпустил около 200 спектаклей в различных театрах Канады, США, Италии, Франции, Бельгии, Японии, России. Коллекции художника хранятся во многих музеях и галереях мира, в частности в Театральном музее им. А. А. Бахрушина, художественном музее Западной Украины (Луцк), в рижском художественном музее, а также присутствуют в частных коллекциях в Канаде, США, Германии, Франции, России, Латвии, Украине и других странах.

Награды и премии

Литература

  • Регина Хидекель «Причины и следствие» // Ж-л «Творчество» №4; 1988 г.
  • Ж-л «The Ukrainian Weekly», №12; 2000 г.
  • Майкл Гроберман «Trap doors reveal set designer's dreams» // Г-та «Citizen» 10 октября, 1991 г.
  • Елена Лазарева «Извлечение корня времени» // Г-та «Культура» 24 июня — 7 июля 2004 г.
  • Г. Кирчхоф «Sharp comic banter with a pinch of social conscience» // Г-та «The Globe and Mail» 28 апреля, 1994 г.
  • Алла Шендерова «Смертельный танец» // Ж-л «Ваш досуг» №38; 23 сентября — 4 октября 2009 г.