Кобоно-Кареджский порт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Новоладожский канал у пересечения с рекой Кобоной в деревне Кобона — место первоначального расположения порта
Выход реки Кобоны в Ладожское озеро у пересечения с Новолаадожским каналом

Кобоно-Кареджский порт — один из двух портов на Ладожском озере, созданных специально для обслуживания водного участка Дороги жизни в годы блокады Ленинграда[1][2] Ныне на территории, которую занимал сам порт, находится одноимённый музей, большинство сооружений не уцелело[3].

Порт был построен по проекту военных инженеров Краснознамённого Балтийского флота[4].

История

Кобоно-Кареджский порт был создан на основе небольшого рыбацкого пирса. Он, как и Осиновецкий порт по другую сторону Ладоги, был построен специально для обеспечения работы Дороги жизни[1]. Применение его в исходном состоянии для обеспечения нужд Дороги жизни было невозможно, поэтому в период с марта по август 1942 года было построено семь больших пирсов, выходящих достаточно далеко в воды Ладоги, чтобы обеспечить возможность швартовки практически любых типов судов, которые в этот период ходили по Ладожскому озеру[2]. Позднее было достроено еще шесть пирсов, так что общее число работавших в порту пирсов было доведено до тринадцати[4].

Обновленный порт расположился на всей территории от Кобоны до Кареджской косы, благодаря чему и получил своё название[2].

К порту была подведена собственная железнодорожная ветка протяженностью 33 километра, отходившая от станции Войбокало[2].

Значение Кобоно-Кареджского порта

Строительство порта, который был способен принимать все типы ходящих по Ладоге судов, а также организация выделенного железнодорожного сообщения к нему позволили существенно сократить длину дороги от западного до восточного берега Ладожского озера, между которыми пролегала водная часть трассы Дороги жизни[2].

Порт использовался для доставки продовольствия и топлива в осаждённый город, а также для организации эвакуации людей из Ленинграда[3].

В зимнее время года, когда судоходство было невозможно, ледовая трасса Дороги жизни также пролегала на прямой между Кобоно-Кареджским и Осиновецким портами[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кобоно-Кареджский порт — необычный блокадный музей под открытым небом. Рамблер/новости. Дата обращения: 8 февраля 2021. Архивировано 13 февраля 2021 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Дорога Жизни / Кобоно-Каредежский Порт. www.kobona.ru. Дата обращения: 8 февраля 2021. Архивировано 19 июля 2011 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Новые музеи расскажут о Дороге жизни —Вечерний Санкт-Петербург (рус.) ?. Дата обращения: 8 февраля 2021. Архивировано 14 февраля 2021 года.
  4. 4,0 4,1 IX. Навигация 1942 г. на Ладожском озере - Непокоренный Ленинград - Ленинград Блокада Подвиг. blokada.otrok.ru. Дата обращения: 8 февраля 2021. Архивировано 21 февраля 2022 года.