Князь ветра

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Князь ветра
Издание 2001 годаИздание 2001 года
Автор Леонид Юзефович
Жанр детектив
Язык оригинала русский
Оригинал издан 2001

«Князь ветра»детективный роман Леонида Юзефовича, заключительная часть трилогии о сыщике Иване Путилине. Опубликован в 2001 году, экранизирован в 2007 году.

Сюжет

В романе переплетены несколько сюжетных линий, действие которых происходит в разные годы в разных странах.

Иван Путилин, вышедший в отставку с поста начальника сыскной полиции Петербурга, рассказывает литератору Сафронову о делах, которые ему приходилось расследовать. На сей раз речь идёт о случившемся в 1870-х годах убийстве писателя Николая Каменского, который, помимо рассказов в духе реализма, писал бульварные романы под псевдонимом Н. Добрый о легендарном сыщике Путилове. Это убийство связано с другим — убийством монгольского князя Найдан-вана, принявшего православие, чтобы продать душу дьяволу. Здесь в качестве персонажа появляется Иван Тургенев, которому Каменский подарил образ «красных собак» (их в романе «Отцы и дети» перед смертью видит Базаров).

Другая линия — записки русского офицера Солодовникова, который в 1913 году служил военным инструктором в монгольской армии во время войны Монголии с гоминьдановским Китаем. Записки попадают в руки Сафронова, и в них даётся разгадка событий тридцатилетней давности. Завершается роман в 1918 году, когда Сафронов на улицах революционного Петрограда встречает одного из героев записок Солодовникова.

История создания и публикации

Сюжет романа не основан на мемуарах исторического Путилина, а полностью выдуман Юзефовичем. Прототипом Каменского-Доброго стал малоизвестный писатель Р. Л. Антропов, который действительно выпускал книги о Путилине под псевдонимом Роман Добрый. Важная для романа монгольская тема — давнее увлечение Юзефовича, он заинтересовался этой страной, когда служил в армии в Забайкалье, а в 1993 году написал документальный роман о бароне Унгерне «Самодержец пустыни».

Впервые роман появился на страницах журнала «Дружба народов» в январском и февральском номерах 2000 года. Отдельной книгой он вышел в 2001 году в издательстве «Вагриус» вместе с предыдущими книгами трилогии: «Костюмом Арлекина» и «Домом свиданий». Роман был переведён на немецкий, итальянский, французский языки[1].

Критика

По мнению критиков, «Князь ветра» — лучший роман трилогии. Отмечая великолепный детективный сюжет, многие критики пишут о том, что детективная составляющая в этом романе не главная. «Роман только притворяется детективом», — утверждает Владимир Березин[2]. Елена Иваницкая и Лев Данилкин называют его «шедевром» и «явлением в современной русской прозе»[3][4]. Совсем другое мнение у Ирины Роднянской: в статье «Гамбургский ёжик в тумане»[5] она относит «Князь ветра» (вместе с книгами Виктора Пелевина, Михаила Шишкина, Татьяны Толстой, Михаила Успенского) к «плохой хорошей литературе», для которой важно обращение не к реальности, а к вымыслу, как можно более экзотическому и далёкому от жизни.

Награды

Примечания

  1. Леонид Юзефович на сайте агентства Nibbe & Wiedling Архивная копия от 26 марта 2009 на Wayback Machine (англ.)
  2. Владимир Березин. «Запад и Восток Леонида Юзефовича». Дата обращения: 26 октября 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  3. Лев Данилкин. «Князь ветра». Дата обращения: 1 июня 2008. Архивировано 3 марта 2008 года.
  4. Елена Иваницкая. «Всё связано со всем». Дата обращения: 1 июня 2008. Архивировано 15 ноября 2003 года.
  5. Ирина Роднянская. «Гамбургский ёжик в тумане». Дата обращения: 1 июня 2008. Архивировано 16 мая 2011 года.

Ссылки