Перейти к содержанию

Клэпхемская секта

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Клэпхем в 1841 году

Клэ́пхемская[1] секта (англ. Clapham Sect) или «клэпхемские святые» (англ. Clapham Saints) — группа влиятельных религиозных и общественно-политических деятелей, связанных с Клэпхемом. Существовала в период с 1780-х по 1840-е годы. Несмотря на слово «секта» в названии, большинство её членов оставались в лоне доминирующей в Великобритании англиканской церкви, не разделяя каких-либо неортодоксальных религиозных учений или практик[1]. Членами клэпхемской секты были Уильям Уилберфорс, Генри Торнтон, Джеймс Стивен, Захария Маколей[2].

История

Клэпхемское движение выросло из евангельских течений англиканской церкви XVIII века и начало объединяться вокруг церкви Пресвятой Троицы в деревне Клэпхем. Среди его основателей выделяют священника Генри Венна-cтаршего и купца Джона Торнтона, разбогатевшего на торговле с Россией. Последний начал выделять значительные суммы денег на благотворительность[1]. Почти с момента зарождения участники движения систематически выступали за социальные реформы[3].

Особенно активна «клэпхемская секта» была во время ректората Джона Венна (1792—1813)[4], сына Генри Венна. Став по протекции Генри Торнтона настоятелем церкви, он приобрёл и реконструировал построенную в 1770 году усадьбу Баттерси-Райз, где начали собираться члены «секты». Торнтон и Венн пытались добиться того, чтобы члены сообщества жили поблизости и могли чаще встречаться для совместных молитв и обсуждения благотворительности[1].

Со временем представление, согласно которому каждый англичанин автоматически считался англиканином, ослабло[5][6]. Некоторые новые христианские группы (такие как методисты и плимутские братья) отошли от англиканства, а христианские социальные реформаторы, пришедшие на смену клэпхемской секте примерно в 1830-х годах[7], часто демонстрировали нонконформизм[8] и относили себя к группам, функционирующим вне устоявшейся англиканской церкви[9].

Идеи

«Клэпхемская секта» была консервативным в основе движением[2]. Её участники были уважаемыми и состоявшимися членами британского общества, часто участники группы становились членами парламента. Они верили в необходимость социальной иерархии и видели миссию богатых в заботе о бедных. С религиозной точки зрения они придавали особую важность личным отношениям с Богом[1].

Участники движения призывали к освобождению рабов[10], запрету работорговли и реформе пенитенциарной системы, в том числе полную отмену смертной казни, улучшение заботы о людях с психическими заболеваниями. Выступали за запрет жестоких видов спорта и отказ от насильственной вербовки людей в британский флот, требовали улучшения условий работы на фабриках[1][2].

Члены секты открывали религиозные школы для бедных[2], пытались сделать образование общедоступным. После освобождения британцами части рабов в ходе войны за независимость США они организовали аболиционистское Общество по образованию африканцев[1].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Чернов Василий Владимирович. «Клэпемская секта». Большая российская энциклопедия.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 Clapham Sect (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  3. Nirmala Sharma. Unraveling Misconceptions: A New Understanding of E. M. Forster's A Passage to India. — 21 March 2016. — ISBN 9781514475218.
  4. Venn, John. Annals of a Clerical Family: Being Some Account of the Family and Descendants of William Venn, Vicar of Otterton, Devon, 1600-1621. — reprint. — Cambridge : Cambridge University Press, 8 March 2012. — ISBN 9781108044929.
  5. Ditchfield, G. M. The Evangelical Revival. — reprint. — London : Psychology Press, 2003. — ISBN 9781857284812.
  6. Morgan, Edmund S. Visible Saints: The History of a Puritan Idea. — Pickle Partners Publishing, 28 June 2017. — ISBN 9781787204683.
  7. Twells, Alison. The Civilising Mission and the English Middle Class, 1792-1850: The 'Heathen' at Home and Overseas. — reprint. — Basingstoke : Springer, 17 December 2008. — P. 38. — ISBN 9780230234727.
  8. Bradley, Ian C. The Call to Seriousness: The Evangelical Impact on the Victorians. — Cape, 1976. — P. 16. — ISBN 9780224011624.
  9. Carter, Grayson. Evangelical Religion // The Human Tradition in Modern Britain. — Lanham : Rowman & Littlefield, 2006. — P. 56-57. — ISBN 9780742537354.
  10. Ann M. Burton, "British Evangelicals, Economic Warfare and the Abolition of the Atlantic Slave Trade, 1794–1810." Anglican and Episcopal History 65#2 (1996): 197–225. in JSTOR