Климент I
Климент I | |
---|---|
Clemens Romanus I | |
Рождение |
начало I века н. э. Рим, Римская империя |
Смерть |
97 (99) или 101 Херсонес Таврический, Боспорское царство, Римская империя |
Почитается | в католической и православных церквях |
В лике | апостолы от семидесяти |
День памяти | 25 ноября (8 декабря) в православии, 23 ноября в католицизме |
Подвижничество | апостол от семидесяти |
Кли́мент I Римский (лат. Clemens Romanus I, умер в 97, или 99, или 101 году) — святой Православной и Католической церкви, апостол от семидесяти, четвёртый епископ Рима (папа римский) (согласно официальной хронике Римской Католической церкви, с 88 или 90 по 97 или 99 год), один из мужей апостольских. Широко почитался в Древней Руси.
Почитаем в Православии как один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья, которые через тысячу лет стали землями Киевской Руси. По преданию, около 98 года был сослан из Рима в Инкерманские каменоломни, где проповедовал. Встретил мученическую смерть в Херсонесе. Память в Православной церкви — 25 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 23 ноября.
Биография
Свидетельства раннехристианских источников
Исторических свидетельств о Клименте сохранилось мало. Возможно, именно будущий епископ упоминается апостолом Павлом в Послании к Филиппийцам:
Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни[1].
Тертуллиан сообщает, что Климент Римский был рукоположён святым Петром. Ириней Лионский упоминает Климента как современника апостолов. Согласно Евсевию, Климент был предстоятелем Римской церкви с 92 по 101 год.
Житие Святого Климента
Согласно православному житию святого Климента, он происходил из знатной римской семьи.
Вскоре после рождения Климента (30-е годы I века по Р. Х.) его мать Матфидия и два брата отправились по морю из Рима в Афины. Их корабль потерпел крушение, но они выжили, хотя потеряли друг друга. Мать Климента, оплакивая потерю детей, осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья; малолетние же братья оказались в Иудее и были там усыновлены.
Через некоторое время отец Климента, Фавст, отправился разыскивать пропавших членов семьи, решив не возвращаться в Рим, пока не отыщет их. Климент же взрослел в Риме, изучая науки и скорбя о пропавших родичах. Ни языческая религия, ни философия не могли дать ему удовлетворительного ответа на вопрос, что происходит с людьми после смерти.
Когда Клименту исполнилось 24 года, он услышал о пришествии Христа в мир и решил узнать подробнее о его учении, для чего отправился на восток. В Александрии он слушал проповеди апостола Варнавы, а в Иудее нашёл святого апостола Петра, принял от него крещение и присоединился к его ученикам (среди которых оказались и пропавшие братья Климента, им не узнанные). Затем, по усмотрению Божию, во время путешествия апостола Петра Климент встретил мать, а потом и отца; при участии апостола семья воссоединилась, и родители приняли крещение. Климент стал одним из ближайших сподвижников Петра и был рукоположён им во епископа, а около 91 года, после смерти епископа Анаклета, возглавил Римскую церковь. Мудро управляя Церковью во времена волнений и усобиц в Риме, Климент прославился многочисленными обращениями ко Христу, благодеяниями и исцелениями.
Во время очередной волны гонений на христианство Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным в изгнание на каторжные работы. В каменоломнях возле крупного античного города Херсонеса Таврического (нынешний Севастополь), отождествляемых обычно с Инкерманскими каменоломнями[2], Климент обнаружил большое число ранее осуждённых христиан. Работая среди них, Климент утешал их и наставлял. Близ места работы не было воды, из-за чего каторжане терпели значительные неудобства; вследствие молитвы Климента Господь открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову, и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент всякий день крестил до 500 язычников, и число христиан так увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых храмов; языческие идолы были разбиты, а капища — разрушены.
В Херсонес для наведения порядка император Траян направил специального посланника, который приказал привязать Климента к якорю и утопить в море, дабы последователи не нашли его тела. Однако по молитвам учеников Климента и остального народа море отступило от берега на три стадия (около 500 м), и люди нашли тело мученика[3].
Впоследствии на протяжении семи веков (вплоть до царствования византийского императора Никифора I) море каждый год отступало на несколько дней, давая возможность приходить желающим поклониться. При этом совершались многие чудеса по молитве святого, которого прославил Господь. В начале 800-х годов море перестало отступать, однако около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора Святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм[4].
Возникновение легенды о мученичестве в Херсонесе и обретение мощей
Легенда о мученичестве Климента в Херсонесе складывалась постепенно. В IV веке церковный историк Евсевий Памфил отмечал его смерть в 101 году, ничего не зная о его мученичестве, ни даже о его святости. О святости Климента впервые говорил Руфин Аквилейский в конце IV века, но мучеником его тоже не считал. Впервые Климент назван мучеником в 417 году в послании папы Зосимы. В VI веке Григорий Турский впервые пересказал легенду об утоплении святого, но без географической привязки. Как полагают, отождествление херсонесского мученика Климента с римским епископом относится к эпохе святого Кирилла (в миру Константина философа) и едва ли не его личное дело[5].
Легенда содержит ряд антиисторических подробностей, начиная с того, что в I веке Херсонес не был частью Римской империи (хотя в нём и стоял римский гарнизон, он сохранял атрибуты суверенного города-государства) и потому, в отличие от византийской эпохи, не мог служить местом ссылки и каторжных работ. Е. В. Уханова считает, что как обретение мощей, так и перенос их в Рим были актами, направленными на примирение Константинополя с римским престолом в два момента, когда это казалось возможным: при избрании патриархом Фотия I (до его известного разрыва с папой Николаем I) и после смещения Фотия[6]. Предполагают, что константинопольские священники (едва ли не сам Константин-Кирилл) отождествили с папой римским местночтимого святого, погребённого на островке, со временем наполовину ушедшем под воду[7][8].
Святой Климент и Тит Флавий Клемент
Имеет место совпадение имени святого Климента с именем двоюродного брата императора Домициана и второго консула 95 года — Тита Флавия Клемента, убитого в 96 году по приказу императора (по некоторым версиям, в частности, приводимым Дионом, по обвинению в «безбожии и соблюдении еврейских обрядов», то есть за его симпатии к христианам или иудеям).
Наконец, он (Домициан) убил по самому ничтожному подозрению своего двоюродного брата Флавия Клемента (Flavium Clementem) чуть ли не во время его консульства, хотя человек это был ничтожный и ленивый и хотя его маленьких сыновей он сам открыто прочил в свои наследники, переименовав одного из них в Веспасиана, а другого в Домициана. (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей[9])
В результате некоторые источники, как античные, так и современные, объединяют эти два исторических лица (например, см. примечание к соответствующему месту в переводе «Жизнь двенадцати цезарей» Михаила Гаспарова[9]). К тому же на участке его жены Флавии Домициллы, подвергнутой изгнанию, были обнаружены одни из древнейших христианских катакомб. Базилика Святого Климента в Риме, по некоторым версиям, тоже находится на месте дома консула Клемента.
Очевидно, что святой Климент был современником двоюродного брата императора Домициана, возможно, тоже христианина, однако, судя по всему, это всё же два разных исторических лица: Тит Флавий Клемент был консулом в 95 году — очевидным образом эта должность, предполагавшая участие в многочисленных официальных жертвоприношениях и прочих языческих церемониях, как и близость к императору, была несовместима с римским епископством.
Почитание
Живший задолго до разделения Церквей, святой Климент Римский одинаково почитается и православной, и католической церквями. Святой Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (храм Священномученика Климента, папы римского), Торжке и иных местах. Связано это с тем, что мощи папы Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861 года. Святой равноапостольный Кирилл лично перевёз мощи в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 — начало 868 года). Папа Адриан II утвердил богослужение на славянском языке и переведённые книги приказал положить в римских храмах. Мефодий был рукоположён в епископский сан. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До того среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья были заподозрены в ереси и вызваны в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, который имеет надписание «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называет его «Корсунской легендой»). Мощи святого Климента были перенесены в римскую базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.
Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города князем Владимиром Великим в 988 или 989 году мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) по его приказу были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси.
После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе[10].
Судя по всему, для мощей святого Климента была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве в херсонесской мраморной гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.
О глубоком почитании на Руси святого Климента свидетельствует «Слово на обновление Десятинной церкви» (XI век). В нём Климент определяется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого некоторое время были, наряду с Ольгиным Крестом, единственной и главной отечественной святыней.
…Церковное солнце, своего угодника, а нашего заступника, святого, достойного этого имени, священномученика Климента от Рима в Херсонес, а от Херсонеса в нашу Русскую страну привел Христос Бог наш, преизобильной милостью Своею для спасения нас, верующих…[11]
Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Климентовского храма.
Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.
Когда Генрих, король французский, послал в Рабастию шалонского епископа Роже за дочерью короля той страны, по имени Анна, на которой он должен был жениться, настоятель Одальрик просил того епископа, не соизволит ли тот узнать, в тех ли краях находится Херсонес, в котором, как пишут, покоится святой Климент… Епископ исполнил это. [Далее следует рассказ о судьбе мощей святого Климента, обнаруженных Роже, к своему удивлению, в Киеве, куда он и направлялся в составе посольства][12].
Про Херсонес как место упокоения святого Климента было известно в Европе. Например, упомянутый выше посланник французского короля спрашивал у великого князя Ярослава Мудрого:
Не в тех ли местах находится Херсон, где, как говорят, почил Климент; отходит ли море и теперь в день его рождения и делается ли доступным для проходящих?[13]
В XIII веке французский монах Гильом де Рубрук писал:
И плывя перед этим городом, мы увидели остров, на котором находился знаменитый храм, сооружённый, как говорят, «руками ангельскими»… Вышеупомянутая область Цесария (Крым) окружена морем с трёх сторон, а именно с запада, где находится Керсона, город Климента…[9]
Памятник священномученику Клименту Римскому в Казачьей бухте Севастополя был установлен в конце декабря 2019 года и освящён 12 января 2020 года[14].
Сочинения
Первое послание к Коринфянам
Святому Клименту приписывалось авторство двух «Посланий» (Первое и Второе к Коринфянам), направленных им в качестве епископа Рима, христианской церкви в Коринфе (Греция). В III и IV веках большинство христианских авторов рассматривало первое послание как каноническую часть Нового Завета; оно читались на воскресных службах наряду с Новым Заветом. Текст первого послания запечатлел весомое доказательство авторитета римского епископа по отношению к другой церковной общине. Папа Климент обращается к христианам Коринфской церкви как начальствующее лицо, желающее навести порядок в их делах: «Посланных от нас, Клавдия Эфеба и Валерия Витона с Фортунатом, немедленно отпустите к нам в мире с радостию, чтобы они скорее известили нас о желаемом и вожделенном для нас мире и согласии вашем, дабы и мы скорее могли порадоваться о вашем благоустройстве»[15].
Считается[16], что идея апостольского преемства впервые была сформулирована Климентом в его «Первом послании к Коринфянам»:
«И апостолы наши знали через Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском звании. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение. И немалый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства»[17].
Второе послание к Коринфянам
По жанру произведение, несмотря на своё название, никак не подходит под определение «посланий»: оно является типичной проповедью и, вероятно, первой по времени из сохранившихся христианских гомилий. Предпосылки возникновения христианского жанра гомилий сложились уже в иудаизме на рубеже новой эры (Филон Александрийский, «Четвёртая книга Маккавейская» и пр.), а основы его заложены в Новом Завете (Нагорная проповедь самого Господа, проповеди апостолов, частично сохранённые в Деяниях апостолов и т. д.). Чистота учения и назидательность второго послания вместе с его древностью были причиной того, что ещё в IV веке оно употреблялось для церковного чтения наравне с Первым посланием Климента. Свидетельство это сохранилось в собрании «правил апостольских», где оно упомянуто в числе книг, назначенных для общего употребления христиан, наряду с Первым посланием Климента и другими священными книгами. Такую честь оно получило и в Александрии, как это показывает кодекс Библии, в котором сохранился его отрывок[18].
Святой Климент в истории Древней Руси
В древнерусском Тмутараканском княжестве, при тысяцком Ратиборе (1079 год) была выпущена серебряная монета. На одной стороне монеты лик Святого Климента. На другой надпись «От Ратибора». Имела хождение в Тмутаракани и Крыму. В настоящее время известно 11 таких монет.
Согласно Ипатьевской летописи, Климент Смолятич, из-за отсутствия патриарха в Константинополе, был поставлен митрополитом Всея Руси с помощью головы святого Климента.
Подложные сочинения
- Апостольские постановления — написанный от лица Климента ранний кодекс канонического права (по мнению современных исследователей, составленный в Сирии около 380 года).
- Восьмикнижие Климента (Clementine Octateuch) — хорошо известное в VI веке сочинение, переведённое в 687 году с греческого языка на сирийский Севиром Антиохийским[19].
- «Климентины», или «Псевдо-Климентины» — группа памятников древнехристианской письменности IV века[20].
- Два окружных послания «О девстве» («De virginitate»), написанные в III веке неизвестным автором в Палестине либо в сиро-палестинском ареале (входят в состав Климентин)[20][21][22].
-
Климент Римский на гербе Инкермана
-
На фреске Дж. Б. Тьеполо
Примечания
- ↑ Флп. 4:3
- ↑ По мнению некоторых исследователей, это могут быть и другие места в окрестностях Херсонеса, например, мраморные каменоломни на берегу Казачьей бухты, однако православная традиция говорит именно о каменоломнях Инкермана.
- ↑ Православные источники считают местом упокоения святого Климента Казачью бухту в западной части Гераклейского полуострова.
- ↑ Жития святых Ростовского, 25 ноября, 1903—1916.
- ↑ Лавров И. А. Житие Константина // Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. — Труды славянской комиссии. — Т. I. — Л., 1930. — С. 11-13.
- ↑ Уханова Е. В. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внутренней и внешней политики Византийской империи IX века // Византийский временник. — М.: Наука. — Т. 59. Архивировано 5 февраля 2016 года.
- ↑ Обретение мощей св. Климента Римского в Херсонесе . Дата обращения: 27 января 2016. Архивировано 2 февраля 2016 года.
- ↑ Сказания о начале славянской письменности и современная им эпоха // Сказания о начале славянской письменности / Отв. ред. В. Д. Королюк, вступ. ст., пер. и комм. Б. Н. Флори. — М.: Наука, 1981. — 200 с. — (Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы).
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. — М.: Наука, 1993.
- ↑ Повесть временных лет. / Пер. Д. С. Лихачёва
- ↑ Слово на обновление Десятинной церкви / Пер. Виталия Задворного // Истина и жизнь. — 1994. — № 10. — С. 38.
- ↑ Назаренко А. В. Западноевропейские источники. — С. 354; перевод А. В. Назаренко по Glossa Remensis ad Psalterium Odalrici. — Paris, 1904.
- ↑ Бертье-Делагард А. Л. Раскопки Херсонеса // Материалы по археологии России. — 1893. — № 12. — С. 61.
- ↑ Памятник священномученику Клименту Римскому освящён в Крыму . Православие.ру (14 января 2020). Дата обращения: 14 января 2020. Архивировано 14 января 2020 года.
- ↑ 1 Кор. Климента Римского 59:1-2; цит. по: Св. Климента Еп. Римск. къ Коринф. послание 1. // Писания мужей апостольских / в рус. пер., с введ. и прим. прот. П. Преображенского. — СПб., 1895.
- ↑ Evangelisches Kirchenlexikon, Bd. 1. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1986 — S. 518: «Auf dieser Bahn geht 1Clem weiter, der das Bischofsamt unmittelbar auf die ordnungsgemäße Einsetzung durch die Apostel zurückführt und damit erstmals den Gedanken apostolischer Sukzession anklingen läßt (44,2f).».
- ↑ Ранние Отцы Церкви. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. — С. 70.
- ↑ Grelot P., Dumais Μ. Homelies sur 1’Ecriture a Tepoque apostolique. — Paris, 1989. — P. 25 etc.
- ↑ Пентковский А. Антиохийская литургическая традиция в IV—V столетиях (недоступная ссылка) // Журнал Московской патриархии. — 2002. — № 2.
- ↑ 20,0 20,1 Mercer dictionary of the Bible / ed. Watson E. Mills, Roger Aubrey Bullard. — Macon, GA: Mercer University Press[англ.], 1997. — P. 160—161.
- ↑ Августин (Гуляницкий), еп. Два окружных послания о девстве, или к девственникам и девственницам. // Труды Киевской духовной академии — 1869, май. — С. 193—201.
- ↑ Сидоров А. И. Курс патрологии: возникновение церковной письменности. — М., 1996.
Литература
- Амслер Ф., Виноградов А. Ю., Заиграйкина С. П., Королёв А. А., Макаров Е. Е., Никифоров М. В., Ткаченко А. А. Климент // Православная энциклопедия. — М., 2014. — Т. XXXV : «Кириопасха — Клосс». — С. 413—462. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-041-7.
- Задворный В. Л. Первое Послание Климента I к коринфянам // Сочинения римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — С. 27—32.
- Задворный В. Л. Климент I — первый небесный покровитель Древней Руси // Сочинения римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — С. 274—280.
- Житие и страдание святого священномученика Климента, папы Римского // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Московская Синодальная типография, 1903—1916. — Т. III: Ноябрь, День 25. — С. 700.
- Климент, римские папы и антипапы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Память святых апостолов Апеллия, Луки и Климента // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Московская Синодальная типография, 1903—1916. — Т. I: Сентябрь, День 10. — С. 235.
- Савваитов П. И. Святой Климент, еп. Римский. Патрологический опыт. — СПб., 1852.
- Селин А. А. О посвящении сельских храмов в Новгородской земле XVI в. Св. Климент (папа римский) // Теоретическая конференция «Философия религии и религиозная философия: Россия. Запад. Восток». — СПб., 1995. — С. 80—82.
- Уханова Е. В. Культ св. Климента, папы Римского, в истории византийской и древнерусской церкви IX — первой половины XI в. // Annali del’Istituto universario Orientale di Napoli. Aion Slavistica. — Vol. 5. — 1997—1998. — P. 514—519.
Русские переводы:
- Климента, папы Римского, к коринфянам послание. / Пер. с греч. И. Дмитревского. — М., 1781. — 80 с.
- Первое послание. // Христианское чтение. 1824, ч.4.
- Прот. Петр Преображенский. Памятники древней христианской письменности, т. II. Писания мужей Апостольских Архивная копия от 22 апреля 2012 на Wayback Machine. — М., 1860.
- Первое послание Климента Римского к коринфянам Архивная копия от 10 сентября 2014 на Wayback Machine
- Второе послание Климента Римского Архивная копия от 10 сентября 2014 на Wayback Machine
- Первое и второе послания к коринфянам. / Пер. Петра Преображенского. — М., 1861.
- переизд.: М.: ИС РПЦ, 2003. — С. 135—191; СПб.: Амфора, 2007. — С. 103—202.
- Два окружных послания св. Климента Римского о девстве, или К девственникам и девственницам. / Пер. и предисл. еп. Августина (Гуляницкого). — К.: ТКДА, 1869. (копия) Архивная копия от 17 марта 2012 на Wayback Machine
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Риме
- Умершие в Крыму
- Святые по алфавиту
- Папы римские
- Христианство в Крыму
- Апостолы от семидесяти
- Умершие в 97 году
- Апостольские мужи
- Канонизированные папы римские
- Святые Единой Церкви
- Патристика
- Христианские святые I века
- Церковные деятели I века
- Похороненные в Риме
- Мироточивые святые
- 97 год в Крыму