Клементе, Франческо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Франческо Клементе
Место рождения Неаполь, Италия
Жанр живопись
Стиль неоэкспрессионизм, трансавангард

Франческо Клементе (англ. Francesco Clemente; род. 23 марта, 1952) — итальянский живописец-неоэкспрессионист.

Биография и творчество

Франческо Клементе родился в 1952 году в Неаполе в семье с аристократическими корнями. Он отправился в Рим изучать архитектуру в 1970. Покинув школу до окончания программы, он сосредоточился на искусстве.

Хотя в моде были арте повера и концептуальное искусство, Клементе сконцентрировался на рисовании на бумаге. Его первая персональная выставка прошла в Galleria Valle Giulia в Риме в 1971. После встречи с Алигьеро Боэтти в Риме в 1972 году Клементе путешествовал с ним по Афганистану.

В 1973 Клементе впервые посетил Индию, страну, в которую он будет возвращаться снова и снова. В 1974 он встретил Alba Primiceri, театральную актрису, на которой позднее женился. В 1976 и 1977 Клементе провел время в Мадрасском теософском обществе, где изучал религиозные и духовные тексты в библиотеке. Его интерес к духовной жизни и другим, не-европейским культурам сочетался с увлечением местной культурой и ремёслами. Клементе начал сотрудничать с индийскими мастерами миниатюры и изготовления бумаги, как в серии «Pinxit» (1980-81) — миниатюр гуашью на сделанной вручную бумаге.

Он продолжал создавать рисунки и другие работы на бумаге в 1970-х, изучая то, что стало его характерными темами: человеческие формы; его собственный образ; сексуальность; миф и духовность; не-западные символы; видения.

Клементе стал известен в 1970-х субъективными, эротическими образами часто изуродованных частей тела, искажёнными автопортретами и амбивалентными фигурами, часто изображёнными в насыщенных цветах. Участие Клементе в 1980 в Венецианской биеннале привлекло к нему международное внимание. Он быстро стал рассматриваться как один из лидеров «возвращения к фигуративности», названного трансавангардом в Италии (критиком Акилле Бонито Олива) и неоэкспрессионизмом в США. Это признание совпало с переездом Клементе в Нью-Йорк со своей растущей семьей. В 1981 он изучал санскрит в Нью-Йорке.

В 1981—1982 Клементе создал первую большую живопись маслом, серию из двенадцати картин, названных «Fourteen Stations», которая была показана в Whitechapel Art Gallery в Лондоне в 1983 году. В следующем году он сотрудничал с Энди Уорхолом и Жан-Мишелем Баския над рядом работ. Помимо работ большого формата Клементе создал ряд книжных проектов, включая три уникальных работы с поэтом Алленом Гинзбергом.

В 1980-х Клементе продолжал совершать путешествия по Индии; он также жил в Италии и на американском юго-западе. В 1990-х он добавил к списку своих любимых мест Ямайку и начал работать в студии в Нью-Мексико. В это время он использовал метод восковой фрески, известной как cera punica. Во время поездки в 1995 в Маунт Абу (Индия) Клементе писал акварели.

Среди менее традиционных работ Клементе были росписи ночного клуба «Palladium» в Нью-Йорке (1985) и роспись и абажуры для нью-йоркского отеля Hudson, который открылся в 2000. Помимо этого, он создал около двух сотен работ для фильма «Большие ожидания» (1998) Альфонсо Куарона. В 2008 Клементе выставил портреты восьми звёзд сезона на выставке, названной «The Sopranos», в галерее Арнольда и Марии Шварц (в Метрополитен-опера).

Искусство Клементе демонстрировалось на многих персональных и групповых выставках. Первая большая американская выставка его работ была организована John and Mable Ringling Museum of Art во Флориде (1986). Ретроспективные выставки были организованы Sezon Museum of Art в Токио (1994), Музеем Гуггенхайма (1999), Национальным археологическим музеем Неаполя (2002-03), Ирландским музеем современного искусства в Дублине (2004). Клементе продолжает проводить время между Нью-Йорком, Мадрасом и Римом.

Примечания

Ссылки