Кларк, Ребекка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ребекка Кларк
англ. Rebecca Clarke
Основная информация
Имя при рождении Ребекка Хелферих Кларк
Полное имя англ. Rebecca Helferich Clarke
Дата рождения 27 августа 1886(1886-08-27)
Место рождения Харроу, Лондон
Дата смерти 13 октября 1979(1979-10-13) (93 года)
Место смерти Нью-Йорк
Страна  Великобритания
Профессии композитор, альтист
Инструменты альт
Псевдонимы Энтони Трент

Р.Кларк с альтом. 1919
Афиша выступления Р.Кларк в 1917 году (её пьеса для скрипки и фортепиано Морфей подписана чужим именем)

Ребекка Хелферих Кларк (англ. Rebecca Helferich Clarke; 27 августа 1886, Харроу, Лондон — 13 октября 1979, Нью-Йорк) — британский композитор и альтистка американско-немецкого происхождения, одна из крупнейших женщин-композиторов Англии.

Жизнь и творчество

Р.Кларк родилась в семье с богатыми культурными традициями. Её отец, американец, был представителем фирмы Eastman Kodak в Европе, дед по матери — профессор экономики в Мюнхене, двоюродный её дед Леопольд фон Ранке был знаменитым немецким историком. В 1903 году Ребекка начинает учёбу в Королевской музыкальной академии по классу скрипки. В 1905 году, в связи со сделанным Ребекке доцентом Академии по классу гармонии Перси Хильдером Майлзом предложением выйти за него замуж, деспотичный отец вынуждает девушку прекратить обучение (скончавшийся в 1922 году Майлз завещал Ребекке принадлежавшую ему скрипку Антонио Страдивари). В 1907 Кларк возобновляет свои занятия в Академии, на этот раз по классу композиции, став одной из первых студентов-женщин у Чарльза Стэнфорда. По его совету Р.Кларк меняет свою музыкальную специализацию со скрипки на альт, только недавно ставший самостоятельным исполнительским соло-инструментом. Брала также частные уроки у альтиста Лайонела Тертиса. В 1910 году девушка вновь была вынуждена прервать своё образование, так как была изгнана отцом из родительского дома после того, как она разоблачила и раскритиковала отцовские внебрачные похождения. Чтобы заработать на жизнь, девушка начинает весьма успешную карьеру профессиональной альтистки, став также членом различных, составленных исключительно из женщин-музыкантов камерных коллективов, в том числе квартета Норы Кленч (Norah Clench Quartet). В 1912 году она, по приглашению Генри Вуда, становится членом оркестра Куинс-холла (Queen’s Hall Orchestra), став одной из первых женщин, профессионально играющих в музыкальных оркестрах. Сочинённые ею музыкальные произведения Р.Кларк зачастую публикует под псевдонимами (например, её «Морфей» в 1917 году был подписан именем Энтони Трент).

В 1916 году Р.Кларк переезжает в США, где к тому времени уже живут два её брата. В Америке она устраивает многочисленные концерты, часто выступая вместе с виолончелисткой Мэй Макле. В 1918—1919 проводит турне на Гавайях, а в 1923 — кругосветное турне с выступлениями в странах Дальнего Востока и в британских колониях. С 1917 года Ребекка пользовалась покровительством известной американской меценатки Элизабет Кулидж (была единственной женщиной, творчеству которой Кулидж оказывала поддержку). В 1919 и в 1921 годах сочинённые Кларк Соната для альта и фортепиано и Фортепианное трио завоевали 2-е призы на организуемых Э.Кулидж Беркширских музыкальных фестивалях. В 1922 году, получив гонорар в 1.000 $, Кларк пишет для своей покровительницы Рапсодии для альта и фортепиано.

В 1924 композитор возвращается в Англию и селится в Лондоне. Здесь она выступает с соло-концертами, а также как партнёр таких известных исполнителей, как Майра Хесс, Адила Факири, Андре Манжо, Гордон Брайан, Гильермина Суджа, Адольф Галлис и др. В 1927 Кларк становится соучредительницей фортепианного квартета «The English Ensemble». Выступает с концертами по радио в программах BBC. В конце 1920-х годов Р.Кларк всё меньше и меньше занимается композиторской деятельностью.

С началом Второй мировой войны Р.Кларк окончательно переезжает в США, где живёт в семьях своих братьев. Отношения с родными у неё не складываются. В 1939—1942 годах происходит временный, последний подъём в её творчестве как композитора. В 1942 Кларк представляет на музыкальном конкурсе в Беркшире свою Прелюдию, аллегро и пастораль для кларнета и альта. В последующее время она практически прекращает сочинять музыку. В 1944 году Р.Кларк выходит замуж за Джеймса Фрискина, пианиста и преподавателя музыки, знакомого ей ещё со времён совместного обучения в Королевской музыкальной академии. После замужества Кларк создала всего 3 произведения, в том числе написанную ею в 1954 году песню «God Made a Tree». В 1949 году она становится президентом нью-йоркского общества Чантанква, в котором выступала с концертами камерной музыки в 1945—1956 годах. В 1963 она получает почётный титул доцента Королевского музыкального колледжа.

Р.Кларк продала доствашуюся ей по наследству от П.Майлза скрипку Страдивари и на вырученные средства учредила при Королевской музыкальной академии премию Мэй Макле, в честь своей старой подруги и партнёра по выступлениям. Эта премия до сих пор ежегодно вручается наиболее выдающимся виолончелистам планеты.

Известнейшие музыкальные сочинения

  • «Shiv and the Grasshopper», песня на текст Р.Киплинга (1904)
  • 2 Сонаты для альта (G-Dur, D-Dur), 1907-09
  • «Shy One», песня на текст У. Б. Йейтса (1912)
  • Morpheus для скрипки и фортепиано (1917-18)
  • Sonata для альта (или виолончели) и фортепиано (1919)
  • Piano Trio для скрипки, альта и фортепиано (1921)
  • Chinese Puzzle для скрипки и фортепиано (1921)
  • He that dwelleth in the secret place (91. Psalm) для смешанного хора (1921)
  • «The Seal Man», песня на текст Джона Мейсфилда (1922)
  • Rhapsody для виолончели и фортепиано (1923)
  • «The Aspidistra», песня на текст Клода Флайта (1929)
  • Cortège для фортепиано (1930)
  • «The Tiger» (1929-33), песня на текст У.Блейка (1929-33)
  • Passacaglia on an Old English Tune для альта (или виолончели) и фортепиано (?1940-41)
  • Prelude, Allegro and Pastorale для виолончели и кларнета (1941)
  • «God made a tree» (1954), песня на текст Екатерины Кендалл

Литература

  • L. Finscher (Hrsg.): Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Kassel u. a., Bärenreiter 2000, Personenteil Bd. 4, Sp. 1194—1195. ISBN 3-7618-1110-1