Клаич, Нада
Нада Клаич | |
---|---|
хорв. Nada Klaić | |
Альма-матер | Загребский университет |
Нада Клаич (хорв. Nada Klaić, 21 июля 1920, Загреб — 2 августа 1988, Загреб) — хорватский историк, выдающаяся хорватская медиевистка XX века[1], внучка Векослава Клаича. Существенная часть её научного наследия посвящена критике средневековых источников[1].
Научная карьера
Нада Клаич окончила философский факультет Загребского университета, где потом преподавала в течение 45 лет[2], начав свою преподавательскую и научную работу в 1943 году на кафедре истории этого факультета[1] и став в 1969 году профессором средневековой истории Хорватии[1][2]. Этот пост она занимала до своей смерти в 1988 году[1].
Начиная с 1946 года, когда Нада получила степень доктора, защитив диссертацию «Политический и общественный строй Славонии при Арпадах»[1][2][2], она несколько десятилетий занималась исследованием средневековой истории Хорватии. Клаич собирала выводы своих развёрнутых аналитических расследований, обнародовала в журналах и изданиях научных учреждений, а также монографиях и научных исследованиях по истории Хорватии.
Исторические исследования
Она исследовала период от прихода славян (см. Великое переселение народов) до XIX века[1]. Под ранним влиянием М. Баради, Л. Гауптмана, Б. Графенауэра и Я. Шидака вносила свой вклад в хорватскую медиевистику, писала статьи на темы социальной истории[1]. Книга «История народов Югославии ІІ» (1959) включает её всеобъемлющий обзор истории Хорватии раннего нового времени, включающий элементы экономической и социальной истории[1].
Особое внимание уделяла истории городов, о чём свидетельствуют несколько её исследований и книг: «Задар в средние века до 1409 года» (с Иво Петричоли, 1976), «Загреб в средние века» (1982), «Заметки о Вуковаре в средние века» (1983), «Трогир в средние века: публичная жизнь города и его жителей» (1985), «Копривница в средние века» (1987)[1].
Нада — автор многочисленных трудов о беспорядках и общественных конфликтах, которые собрала в книге «Общественные потрясения и мятежи в Хорватии в XVI и XVII веках» (1976)[1]. Роль конкретных вельмож описала в книгах «Последние князья Цельские в землях короны Святого Иштвана» (1982) и «Медведград и его владельцы» (1987)[1].
Великая часть её наработок — это разбор и обнародование исторических источников[1]. Полагаясь частично на вклад историков, она проанализировала весь хорватский дипломатический материал раннего средневековья («Дипломатический анализ документов эпохи правителей Хорватии местного происхождения», 1965, 1966–67), поставив под вопрос его подлинность[1]. Наряду с анонимной сплитской летописью под названием «Historia Salonitana maior» (1967) Клаич опубликовала ряд источников, переведённых с латыни для использования студентами («Источники по хорватской истории до 1526 года», 1972)[1].
Она представила всеобъемлющую и оригинальную концепцию раннесредневекового развития хорватских земель в книге «История хорватов в раннем средневековье» (1971), а также собрала свои работы о ряде проблем более позднего периода в книге «История хорватов в высоком средневековье» (1976)[1]. Уже после её смерти увидели свет её книги: «Средневековая Босния: Политическое положение боснийских правителей до коронования Твртко 1377 года» (1989) и «История хорватов в средневековье» (1990)[1].
Влияние
Клаич была одной из самых важных хорватских и югославских медиевистов XX века. К её достижениям относятся инновационный и современный подход к истории Хорватии (особенно по отношению к средневековью), который помог освободить историю от романтического национализма ХІХ века[1], и переоценка более старых исторических источников[1]. Однако существенная часть её взглядов и выводов противоречива, а её труд вызвал бурные реакции в историографии[1]. Как пример можно привести её вывод, что документ «Pacta conventa[англ.]» — это подделка, вероятно, созданная в XIV веке[3], её «отсутствие мысли» по поводу «вопроса о 1102 годе» в статье 1959 года, что ведёт к спору с более ранним трудом по этому вопросу хорватского писателя Мандича[4], и её взгляд на хорватское переселение и древнюю родину в VII веке, а также другие темы ранней хорватской истории[1].
Клаич крайне критически относилась к работе некоторых ученых, например, Фердо Шишича (которую она оставляла без внимания из-за слабого анализа) или Л. Гауптмана (по поводу тезиса о миграции хорватов из Белой Хорватии и ирано-кавказской теории происхождения ранних хорватов)[5]. Её непоколебимые предположения о происхождении и ранней родине хорватов опирались на тезис Маргетича, согласно которому хорваты прибыли в Далмацию в конце VIII или начале ІХ века, хоча Маргетич подчёркивал, что это лишь предположение, которое впоследствии он отверг[6]. Особенно влияли на её точку зрения произвольные соображения по поводу славян немецких и австрийских учёных Г. Кунстмана, Й. Геррмана, Р. Вернера и О. Кронштайнера[7][8].
Клаич заявляла, что не было славянской миграции с севера на юг, а скорее с юга на север, поскольку славяне были коренными на Балканах, поэтому не было переселения так называемых «белых хорватов» из Белой Хорватии в Карантанию[9]. Она поддерживала тезис Г. Кунстмана о том, что славяне не имели собственных племенных имён, а их имена следует выводить из иллирийской, греческой и византийской культурных сред[10]. Она считала, что хорватами звали славян Аварского каганата, которым управляли авары, и таким образом твёрдо верила, что хорватская государственная организация и титули «жупан» и «бан» были аварского происхождения[11]. Она думала, что обнаруженные могилы начала IX века принадлежали аварам, а не хорватам[12] и что авары жили в Далмации[13].
Этот и другие взгляды, такие как готское административное происхождение Либурнии и существование аварских «жупанийской Либурнии», «банской Либурнии» и «жупанийской Истрии»[12], а также её постоянные размышления о некомпетентности археологов при отсутствии доказательств её теорий[14] были подвергнуты критике и отклонены такими современными учёными как Н. Будак и П. Штих из-за недостатка надёжных доказательств и источников[15]. Мирослав Брандт[англ.] раскритиковал Клаич как протеже социалистической Югославии в её подходе к хорватской историографии[16][8][16][8].
Труды
- Političko i društveno uređenje Slavonije za Arpadovića (Политический и общественный строй Славонии при Арпадах, 1946)
- Текст в сборнике Historija naroda Jugoslavije II (История народов Югославии ІІ, 1959)
- Diplomatička analiza isprava iz doba hrvatskih narodnih vladara (Дипломатический анализ документов эпохи правителей Хорватии местного происхождения, 1965, 1966–67)
- Povijest Hrvata u ranom srednjem vijeku (История хорватов в раннем средневековье, 1971)
- Povijest Hrvata u razvijenom srednjem vijeku (История хорватов в высоком средневековье, 1976)
- Društvena previranja i bune u Hrvatskoj u XVI i XVII stoljeću (Общественные потрясения и мятежи в Хорватии в XVI и XVII веках, 1976)
- Zadar u srednjem vijeku do 1409. (Задар в средние века до 1409 года, 1976)
- Zagreb u srednjem vijeku (Загреб в средние века, 1982)
- Zadnji knezi Celjski v deželah Sv. Krone (на словенском языке, Последние князья Цельские в землях короны Святого Иштвана, 1982)
- Crtice o Vukovaru u srednjem vijeku (Заметки о Вуковаре в средние века, 1983)
- Trogir u srednjem vijeku: javni život grada i njegovih ljudi (Трогир в средние века: публичная жизнь города и его жителей, 1985)
- Koprivnica u srednjem vijeku (Копривница в средние века, 1987)
- Medvedgrad i njegovi gospodari (Медведград и его владельцы, 1987)
Опубликовано посмертно:
- Srednjovjekovna Bosna: politički položaj bosanskih vladara do Tvrtkove krunidbe, 1377. g. (Средневековая Босния: Политическое положение боснийских правителей до коронования Твртко в 1377 году, 1989)
- Povijest Hrvata u srednjem vijeku (История хорватов в средневековье, 1990)
Переводы
С латыни на хорватский язык:
- Historia Salonitana maior (1967)
- Izvori za hrvatsku povijest do 1526. godine («Источники по хорватской истории до 1526 года», 1972)
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 Majnarić, 2009.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Talan, Treskanica, 2009, p. 371.
- ↑ Antoljak, Stjepan (November 1995). «Milan Sufflay kao paleograf i diplomatičar» (hr). Arhivski vjesnik (Хорватский государственый архив[укр.]): 144–45. ISSN 0570-9008. Проверено 2012-05-10.
- ↑ Klaić, Nada (1958–59). «O. Mandić, "Pacta conventa" i "dvanaest" hrvatskih bratstava.» (hr). Historical Journal (Хорватское историческое общество) XI-XII: 165–206. ISSN 0351-2193. Проверено 2012-05-10.
- ↑ Marčinko, 2000, p. 146-49.
- ↑ Marčinko, 2000, p. 155.
- ↑ Marčinko, 2000, p. 150, 155.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Heršak, Nikšić, 2007, p. 261.
- ↑ Marčinko, 2000, pp. 147, 150.
- ↑ Marčinko, 2000, pp. 150, 153.
- ↑ Marčinko, 2000, pp. 150-54.
- ↑ 12,0 12,1 Marčinko, 2000, p. 152.
- ↑ Marčinko, 2000, pp. 150-53.
- ↑ Marčinko, 2000, p. 152, 163.
- ↑ Marčinko, 2000, pp. 162-63.
- ↑ 16,0 16,1 Brandt, Miroslav. Život sa suvremenicima - političke uspomene i svjetonazor : [хорв.]. — Naklada Pavičić, 1996. — ISBN 953-6308-22-3.
Библиография
- Ivan Majnarić (2009), Nada Klaić, Leksikografski zavod Miroslav Krleža, <http://hbl.lzmk.hr/clanak.aspx?id=213>. Проверено 24 апреля 2014. Архивная копия от 18 октября 2020 на Wayback Machine
- (октябрь 2009) «Nada Klaić (1920.-1988.)» (hr) (PDF). Pro tempore (6–7): 370–375. Проверено 2014-12-01.
- Marčinko, Mato (2000), Podrijetlo i dolazak Hrvata (Pretpostavke i osvrti te njihove kritike), Indoiransko podrijetlo Hrvata, Naklada Jurčić, ISBN 953-6462-33-8
- Heršak, Emil & Nikšić, Boris (2007), Hrvatska etnogeneza: pregled komponentnih etapa i interpretacija (s naglaskom na euroazijske/nomadske sadržaje), Migration and Ethnic Themes Т. 23 (3), <http://hrcak.srce.hr/index.php?show=clanak&id_clanak_jezik=28729&lang=en> Архивная копия от 8 августа 2014 на Wayback Machine
Ссылки
- Nada Klaić (Zagreb 1920—1988) Архивная копия от 25 марта 2020 на Wayback Machine
В сносках к статье найдены неработоспособные вики-ссылки. |