Кичеев, Николай Петрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Петрович Кичеев
Псевдонимы Капитан Квит,
Никс,
Старый театрал
Род деятельности фельетонист

Никола́й Петро́вич Киче́ев (18471890) — русский журналист, фельетонист. Один из ведущих московских театральных критиков. Псевдонимы Капитан Квит, Никс, Старый театрал и др.

Биография

Родился 16 июня 1848 года в семье писателя Петра Григорьевича Кичеева и второй его жены Александры Петровны Рудиной[1].

В 1866 году окончил 1-ю Московскую гимназию[2], в 1870 году — юридический факультет Московского университета. Два года прослужил чиновником особых поручений при канцелярии Московского генерал-губернатора, затем вышел в отставку и посвятил себя литературной деятельности.

Его первое произведение — юмореска «Определение возрастов человеческих» — было напечатано ещё в 1865 году, в популярном журнале «Развлечение». В студенческие году, он сначала печатал корреспонденции о московской жизни в «Иллюстрированной газете», а затем начал составлять обзоры новостей в петербургской газете «Голос».

С 1870-х годов принимал участие в «Московских заметках» и положил начало «московскому фельетону» — краткой иронической летописи обыденной жизни столицы. Печатал фельетоны в «Новостях», «Нижегородской почте», «Русском сатирическом листке»; сотрудничал в «Будильнике» (в 1877—1881 гг. был его редактором); к работе в журнале он привлёк многих известных писателей, среди которых были А. П. Чехов, И. З. Суриков, Л. Н. Трефолев, Л. И. Пальмин, А. Ф. Иванов-Классик, Д. Д. Минаев, И. И. Ясинский, Вл. И. Немирович-Данченко, В. А. Гиляровский. В конце 1870-х годов Кичеев вместе с Курепиным и Чеховым организовал в Москве кружок, в который наряду с сотрудниками «Будильника» вошли известные писатели, такие, как В. А. Гольцев, Н. Н. Златовратский, Н. М. Астырев, А. И. Чупров, П. М. Ковалевский и др. Члены кружка еженедельно собирались в ресторане Тестова или квартире издательницы «Будильника» Л. Н. Уткиной.

Живо интересуясь театральным делом и хорошо его зная, он помещал о нём в московских газетах (в частности, в «Московском листке») содержательные рецензии и статьи. Кичеев считал, что театр не должен потакать вкусам публики, его задача — воспитывать истинную интеллигентность и приобщать зрителей к высокой культуре. Его рецензии и отзывы на спектакли и игру в них артистов читались с интересом, а часто и с трепетом. В содружестве Н. П. Кичеева и Вл. И. Немировича-Данченко родилось новое высокое понимание искусства. Кичеев вместе с Немировичем-Данченко в своих рецензиях строго и придирчиво судили даже таких звезд театрального мира, как Ермолову и Ленского, Садовского и Самарина. Ими была справедливо раскритикована пьеса А. Н. Островского «Светит, да не греет»; они обращали внимание общественности на бедный репертуар оперных театров, которые постоянно « ставили итальянцев», а такие сокровища русского искусства, как «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского не попадали на сцену.

Н. П. Кичеев издал, посвящённый вопросам искусства, сборник «Сезон» и перевёл вместе с А. М. Дмитриевым: комедию Эд. Пальерона «В царстве скуки» («Le monde où l'on s'ennuie»); пьесу Дюма «Дениза».

Умер в 1890 году. На его смерть некрологами откликнулся ряд периодических изданий: «Будильник» (1890. — № 43), «Московский листок» (1890. — № 302), «Московская иллюстрированная газета» (1890. — № 201), «Русские ведомости» (1890. — № 297).

Примечания

  1. Биография (недоступная ссылка) (недоступная ссылка) на сайте Кичеева Алексадра Георгиевича
  2. Столетие Московской 1-й гимназии. 1804—1904 гг. Краткий исторический очерк / Сост. Г. Гобза. — М., 1903. — С. 276.

Литература