Кисябика Байрясова

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кисябика Байрясова
Кисәнбикә Байрасова, Киҫәнбикә Байрасова
Дата рождения 1679(1679)
Место рождения Дуванская волость
Дата смерти 30 апреля 1739(1739-04-30)
Место смерти Екатеринбург
Страна  Российская империя

Кисябика (Кисянбика) Байрясова (тат. Кисәнбикә Байрасова, башк. Киҫәнбикә Байрасова) — насильно крещённая мусульманка[1][2][3], приговорённая к сожжению за возвращение в ислам.

Политическая ситуация в крае

Родилась в 1679 году в Дуванской волости[4] Сибирской даруги. Была выдана замуж в Катайскую волость той же даруги. В начале XVIII века на Урале была создана так называемая «горная власть» во главе с известным государственным деятелем, главным командиром Уральского горного управления, основателем Екатеринбурга, автором «Истории Российской» Василием Татищевым. Началось активное освоение новых месторождений, строились новые заводы и рудники. Местное население опасалось потерять вотчинные права на земли, полученные по условиям присоединения к России, и стремилось защитить свои культурно-религиозные и бытовые традиции. Недовольство вызвало восстание. На бунт «горная власть» ответила карательными походами. Жителей повстанческих деревень убивали, продавали в крепостные, насильственно крестили.

Была пленена карателями, после чего привезена в Екатеринбург. Её отдали в крепостные писателю и переводчику Кириаку Кондратовичу. Её крестили, а после крещения нарекли именем Катерина.

Как и остальные невольницы, Кисябика мечтала о свободе. 18 сентября 1737 года она впервые бежала «с девкою-полонянкою», жившей у В. Н. Татищева. Но старую женщину поймали и высекли плетьми. Свободолюбивую женщину это не остановило.

Инициатором второго побега стала она сама. Вместе с ней 26 сентября того же года на этот раз бежала из Екатеринбурга «дворовая жёнка» секретаря «горной власти» Ивана Зорина. Кисябику поймали и на этот раз высекли уже кнутом.

Тем временем, 20 апреля 1738 года казнён был через сожжение татарин[5][6] и участник башкирского восстания[7] Тойгильды Жуляков. Он был казнён за то, что, перейдя в христианство, вернулся затем обратно в ислам. Все крещёные татары[источник не указан 694 дня], каких удалось разыскать в Екатеринбурге и его окрестностях, были доставлены к месту сожжения Тойгильды.

В указе по Главной Горной канцелярии за подписью губернатора В. Н. Татищева вина Тойгильды Жулякова была сформулирована следующим образом: «<…> ты, крестясь в веру греческого исповедания, принял паки махометанский закон, и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес на свои блевотины возвратился, и клятвенное своё обещание, данное при крещении, презрел <…>» Публичное зачитывание этого указа, а также последовавшая за этим казнь Жулякова, были призваны произвести устрашающее впечатление на крещеных татар и доказать им, что администрация края не потерпит ложного принятия христианской веры.[8] Сам Татищев на казни не присутствовал, так как находился в тот момент в Самаре[9].

Тойгильды Жилякова сожгли на костре на глазах своих детей в назидание другим новокрещенным, но и страх перед жестокой казнью не остановил Кисябику. В сентябре 1738 года она бежала третий раз[10].

1738 года декабря 14 дня в Канцелярии Главного заводов правления допрошена, а в допросе сказала, что:

«родом она башкирка Катайской волости Сакаовой деревни, татарское ей имя Кисякбика, Байрясова дочь, от роду ей 60 лет. Из оной волости полонена она русскими людьми в первое башкирское замешание, тому будет третий год, весною, токмо травы еще не было. А кто главным у русских был — не знает. И привезена в Теченскую слободу, а с Течи тою ж весною прислана сюда в Екатеринбург и отдана была учителю Кондратовичу, у которого некрещеною жила с месяц, и потом крещена, и дано ей имя Катерина.».

В Канцелярии Главного правления заводов было вынесено определение от 8 февраля 1739 года:

Определили: оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещеная обасурманилась, учинить смертную казнь — сожечь. Токмо, не учиня оного, писать к тайному советнику В. Н. Татищеву и ожидать на то указа. Вышеписанное представление учинить к генерал-майору Леонтью Яковлевичу Соймонову, ибо из неполученных от тайного советника указов видно, что он в Петербург отбыл[11].

Казнь

Фото из архива

В приговоре от 8 февраля 1739 года говорится: «… оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещеная обасурманилась, учинить смертную казнь — сожечь».[2]

14 марта того же года генерал Соймонов подписал конфирмацию по делу:

«Пойманную башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три в Башкирию побега и что она, оставя Закон Христианский, обасурманилась за оное извольте приказать на страх другим казнить смертию — сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились»[2]

Через месяц, после издания указа 60 летняя Кисябика Байрясова была казнена на центральной площади Екатеринбурга[12][13].

В творчестве

Башкирская писательница М. С. Буракаева написала рассказ «Сказ Кисякбике». Драматург Михаил Башкиров на основе рассказа написал пьесу. Стерлитамакский башкирский драматический театр (в составе театрально-концертного объединения) поставили инсценировку этой пьессы. На сцене Национального молодежного театра им. Мустая Карима, с большим успехом, состоялась премьера спектакля «Киҫәкбикә. Риүәйәт (Сказ о Кисякбике)».[14]

После нашумевшей премьеры спектакль сняли с показа. Как сообщают артисты театра, указ о снятии постановки исходит от министра культуры республики.[15][16]

См. также

Примечания

  1. Дело Екатеринбурга. Дата обращения: 28 сентября 2021. Архивировано 27 сентября 2021 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Государственный архив Свердловской области. Ф. 24. Оп. 1. Д.818. С. 243
  3. Старостин А. Н. Ислам в Свердловской области. — М.: Логос, 2007. — С.28 — (Ислам в России / Подред. проф. А. В. Малашенко). ISBN 978-5-98704-268-2
  4. Запись допроса полонянки Кисякбики Байрясовой (Катерины) в Канцелярии Главного правления заводов о побегах из Екатеринбурга.. book.uraic.ru. Дата обращения: 21 января 2018. Архивировано 29 сентября 2018 года.
  5. Шакинко И. М. Василий Татищев. — М., 1986. — С. 185.
  6. Бердников Л. «Казнить смертью и сжечь…». Хроники российской инквизиции // Новая Юность. — 2010. — № 2 (95).
  7. Уральская старина, стр. 212
  8. Шакинко И. М. Василий Татищев. — М., 1986. — С. 186.
  9. Из предписания Татищева майору Угрюмову: «Татарина Тойгильду за то, что, крестясь принял паки махометанский закон, на страх другим, при собрании всех крещёных татар, сжечь; а жен и детей его, собрав, выслать в русские города, для раздачи; из оных двух прислать ко мне в Самару». По И. И. Симанов, Город Екатеринбург, 1898 г.
  10. Государственный архив Свердловской области. Ф. 24. Оп.1. Д. 818. С. 70.
  11. Там же. С.71-72.
  12. Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. — М.-Н. Новгород: ИД «Медина». — С. 54.
  13. Старостин, 2007, с. 28.
  14. Башинформ. 27 сентября 2021. Дата обращения: 8 октября 2021. Архивировано 8 октября 2021 года.
  15. ИА IslamNews. Дата обращения: 8 октября 2021. Архивировано 8 октября 2021 года.
  16. Спектакль о женщине, которую насильно крестили и сожгли за возвращение в ислам, отменили в Башкирии. Дата обращения: 8 октября 2021. Архивировано 8 октября 2021 года.

Литература

Ссылки

  • Семен Чирков. Дело Екатеринбурга. Поцелуй костра. 280 лет назад в «горном городе» жгли не только чучела Масленицы, но и живых женщин. Такое наказание практиковали в те времена за, как сказали бы сейчас, оскорбление чувств православных верующих. Проект ЕТВ (6 марта 2019). Дата обращения: 28 сентября 2021. Архивировано 2 ноября 2020 года.