Киселёва, Елена Андреевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Киселёва Елена Андреевна
Место рождения Воронеж,
Российская империя
Место смерти Белград,
Югославия

Елена Андреевна Киселёва (18781974) — русская и югославская художница, писала преимущественно портреты.

Биография

Родилась 15 (27) октября 1878 года в Воронеже, дочь математика Андрея Петровича Киселёва (1852—1940)[1]. Училась в Воронежской рисовальной школе у Л. Г. Соловьёва, затем окончила с золотой медалью местную Мариинскую гимназию.

В 1896 году поступила на математический факультет Бестужевских курсов в Петербурге, но в 1898 году оставила курсы и поступила в Императорскую Академию художеств.

С 1900 года Киселёва занималась в мастерской И. Е. Репина, в 1903 году была привлечена им к работе над диорамой «Ассамблея при Петре I» (совместно с Е. М. Малешевской, к 200-летию Петербурга). В 1907 году Киселёва получила звание художника и заграничное пенсионерство за картину «Невесты. Троицын день». В 1908—1910 годах жила в Париже, посещала академию Р. Жюльена; в 1911 году путешествовала по Италии.

Участвовала в российских выставках: отчётных академических (1904, 1907), Весенних в залах ИАХ (1906, 1907, 1909, 1910), Нового общества художников (1906, 1910, 1912/1913), МТХ (1911), СРХ (1910—1917), «Современный русский женский портрет»), а также в международных в Мюнхене (1909) и Риме (1911). В 1910 году первой из женщин стала членом Общества архитекторов-художников. Неоднократно получала премии конкурса им. А. И. Куинджи.

После Октябрьской революции, в 1917—1920 годах, жила в Одессе. В феврале 1920 года эмигрировала в Королевство СХС, где её новый муж получил работу в Белградском университете. В 1926 году они получили югославское подданство. Семья была обеспеченной, жила в собственном особняке.

Елена Киселёва. «Невесты. Троицын день» (1907)

В 1920—1930 годы Киселёва продолжала изредка писать портреты, городские и сельские пейзажи, а также декоративные панно и иконы.[2] Была участницей выставок в Белграде: Общества русских художников в Королевстве СХС (1928), Большой выставке русского искусства (1930), Русского художественного общества (1933); ретроспективной выставки русской живописи в Праге (1935).

В годы Второй мировой войны (1942) её единственный сын с женой были арестованы и отправлены в немецкий концлагерь. В 1944 году, вскоре после возвращения из лагеря, сын умер. Написав «Портрет сына на смертном одре», Елена Андреевна Киселёва навсегда оставила занятия искусством.

Умерла 8 июля 1974 года в Белграде. По её завещанию, «Портрет сына на смертном одре» сожгли во время кремации.

Личная жизнь

Память

  • В середине 1960-х годов воронежские искусствоведы завязали с Е. А. Киселёвой переписку и в 1969 году в Воронеже состоялась выставка 50 её работ, приуроченная к 90-летию Киселёвой. Воронежский художественный музей приобрел ряд работ из частных собраний и несколько картин получил от художницы в дар. В 1974 году в музее был организован отдельный зал, где экспонировалось около 30 работ Киселёвой[4].
  • C 17 декабря 2016 года по 12 марта 2017 года, в Музее русского импрессионизма прошла первая в Москве выставка-ретроспектива Елены Киселёвой «Элегантный век».[5]

Примечания

  1. Савенкова, 2019, с. 128.
  2. «Сербский дар». Дата обращения: 5 августа 2014. Архивировано 18 июня 2013 года.
  3. Воронежская Джоконда…. Дата обращения: 26 апреля 2021. Архивировано 26 апреля 2021 года.
  4. Киселёва Елена Андреевна
  5. Забытую ученицу Репина показывают в Музее русского импрессионизма. Дата обращения: 26 апреля 2021. Архивировано 26 апреля 2021 года.

Литература

Ссылки