Кисельгоф, Зиновий Аронович
Зиновий Аронович Кисельгоф | |
---|---|
Зиновий (Зусман) Аронович Кисельгоф (идиш זוסמאַן קיסעלהאָף (קיסלהאָף)[1][2]; 3 (15) марта 1878 года — 1 июня 1939[3]) — музыкант, педагог и фольклорист (собиратель еврейских народных песен), основатель Петроградского еврейского учительского общества и один основателей Общества еврейской народной музыки в Санкт-Петербурге[4][5][6][7], директор национальной еврейской школы и детского дома в Ленинграде.
Биография
Родился в Велиже (в те времена — Витебская губерния, ныне — Смоленская область) 3 (15) марта 1878 года в семье учителя Арона Бенциановича Кисельгофа[8] и его жены Ревекки Лейзеровны[3].
Учился в хедере, затем в Велижском еврейском училище и с 1894 года — в Виленском еврейском Учительском институте, который окончил в 1898 году[9][3]. После окончания института работал в русско-еврейской школе в Витебске[10]. В 1906 году по приглашению Общества для распространения просвещения между евреями в России Кисельгоф переехал в Петербург, где преподавал математику в училище Общества[10][11]. При этом он продолжил свое образование сперва в Вольной высшей школе П. Ф. Лесгафта, а с 1908 на физико-математическом факультете университета[11].
Ещё в 1898 году Кисельгоф вступил в Бунд, в котором занимался просветительской деятельностью. В 1899 году он был арестован за хранение нелегальной литературы, провел в тюрьме несколько недель и затем находился под надзором полиции. Прекратил деятельность в БУНД-е в 1906 (по другим данным — уже в Санкт-Петербурге в 1908) году[3].
Около 1902 года Зиновий Аронович начал записывать еврейский музыкальный фольклор[9]. Полноценного музыкального образования у Кисельгофа не было: в одиннадцатилетнем возрасте он учился игре на скрипке у клезмера Меера Берсона, в остальном же был в основном самоучкой. Однако абсолютный слух и способности позволяли ему профессионально осваивать разные музыкальные инструменты и стать одним из крупнейших специалистов по еврейскому музыкальному народному наследию[9][12]. Ежегодно с 1907 по 1915 он ездил летом по местам черты оседлости, записывая еврейские песни и напевы. Результатом этой работы является коллекция из более 2000 записей. В 1913—1914 участвовал в экспедиции Ан-ского[10].
В 1908 году Кисельгоф стал одним из основателем и членом правления[13] Общества еврейской народной музыки[10], активным членом которого оставался до 1921 года[9][12]. В рамках общества он продолжал свою этнографическую и просветительскую деятельность: в эти годы им бы создан народный хор, который принимал участие в концертах Общества[10], читались доклады[11], продолжались этнографические экспедиции. Доклады, подготовленные и прочитанные Кисельгофом на заседаниях общества, также относились к фольклорным изысканиям: «О еврейских народных песнях собранных Любавичах» (1910 год), «О еврейской народной песне» (1911 год), «Характер и форма еврейской народной песни» (1913 год), «Еврейская народная песня на Волыни» (1914 год)[11].
Общество, в свою очередь, спонсировало фольклорные экспедиции для записи еврейской народной музыки, в том числе и экспедицию с участием Кисельгофа, когда для записи использовалось недавнее изобретение — фонограф Эдисона. Группа записала более 1000 восковых цилиндров. Эта коллекция, хранящаяся в Национальной библиотеке Украины в Киеве, является одним из важнейших этнографических ресурсов еврейской жизни черты оседлости того периода[14]. По собранным в экспедициях материалам Киссельгоф подготовил «Сборник песен для еврейских школ и дома», который был издан Обществом[14], а потом переиздавался в Петербурге и Берлине.
Органически связанной с музыкальной была и театральная деятельность Кисельгофа. В 1919 он стоял у основания Петроградского еврейского театра-студии Алексея Грановского, позже выросшего в знаменитый ГОСЕТ. В этой студии Зиновий Аронович преподавал музыку и был хормейстером. Сотрудничество это продолжалось и после переезда театра в Москву и организации Московского государственный еврейского театра (ГОСЕТ). Кисельгоф был консультантом при создании музыки к спектаклям «Колдунья», «Мазлтов», «Двести тысяч», «Три изюминки», «Ночь на старом рынке»[11].
Все эти годы музыкальная и фольклорная деятельность Зиновия Ароновича шла в дополнении к его постоянной основной преподавательской работе. Кроме училища он значится также преподавателем Петербургской частной мужской еврейской гимназии И. Г. Эйзенбета[13]. Кисельгоф стал одним из основателей организованного 24 января 1917 года Петроградского еврейского учительского общества[15][11].
После Октябрьской революции, в 1920 Кисельгоф встал во главе Национальной еврейской школы (№ 14, а с конца 30-х — № 11[16]) и связанного с ней еврейского детского дома (детский дом № 79) (10-я линия, 37)[11][17][18]. В том же году[19] (Михаил Блейзер пишет: «в начале двадцатых годов»[16]) детский дом принял ребят с Украины и из Белоруссии, осиротевших во время Гражданской войны, в том числе — и во время погромов[19][18][16].
В школе учились как воспитанники детского дома, так и приходящие ребята, которых привлекал высокий уровень преподавания в этом учебном заведении, далеко выходящий за рамки программы. Почти все выпускники школы потом поступали в ВУЗы, многие из тех, кто остался жив после Великой Отечественной войны[20],- стали кандидатами и докторами наук. [16] Процветала и внеклассная самодеятельность: в школе был хор, балетный и другие художественные и музыкальные кружки[16]. Гостями школы часто бывали известные актёры и писатели, в том числе коллеги Зиновия Ароновича по театральной и этнографической деятельности: С. М. Михоэлс, В. Л. Зускин, М. И. Эпельбаум[англ.], проходили выступления профессиональных коллективов. Ребята тоже давали концерты, в том числе в Ленинградском отделении ОЗЕТ и у шефов — в трампарке имени Леонова.[16]
Сам Зиновий Аронович вместе с женой и дочерью жил в небольшой служебной квартире на втором этаже здания школы (10-я линия Васильевского острова, 37)[3]. По воспоминаниям современников, Кисельгоф был любим и уважаем учениками и воспитанниками детского дома[10][20][16]. Позже, когда в 1938 году он был арестован, многие из них обращались во все инстанции, пытаясь защитить своего учителя[10][16][3]. Некоторые авторы считают, что эти письма и свидетельства сыграли роль в освобождении Зиновия Ароновича в 1939 году[10].
Зиновий Аронович Кисельгоф скончался 1 июня 1939 вскоре после прекращения его дела и освобождения из тюрьмы. Он был похоронен на «на старом участке» еврейского Преображенского кладбища, однако, к нашему времени могила его затерялась.[3]
Архив Кисельгофа: нотные записи, записи текстов песен и фонографические валики,- был передан его дочерью в Кабинет еврейской культуры АН УССР в Киев. Принимал материал М. Я. Береговский — музыковед и исследователь еврейского фольклора, который сотрудничал с Зиновием Ароновичем и при его жизни.[3][21][22]
Детский дом при школе, которой руководил Зиновий Аронович, его обитатели и их судьбы изображены в изданной в 1931-м году книге Дойвбера Левина «Десять вагонов»[18].
Семья
(Основная информация дана по статье «Зиновий Кисельгоф: последние годы»[3])
— отец Арон Бенционович Кисельгоф
— мать Ревекка Лейзеровна Кисельгоф
— сестра Елизавета Ароновна Сорина (в воспоминаниях земляков — Софья Ароновна[23]) была первым заведующим роддомом на станции Замосточье близ Витебска. Роддом функционировал с 1936 года и до Великой Отечественной войны[23].
— брат Cемен (Шефтель) Аронович Кисельгоф (1892 — 17 января 1942[24]). Работал инженером-экономистом на фабрике «Красный Октябрь[25]»[3]. В начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем в Ленинградское Народное ополчение, затем был в партизанах, стал бойцом истребительного отряда; умер в Ленинграде от голода 17 января[24] 1942 года[20].
— жена Гута Григорьевна Кисельгоф (в девичестве — Слободина) преподавла в той же школе, что и Зиновий Аронович. Умерла 18 июля 1938 года вскоре после ареста Зиновия Ароновича
— дочь Лия Зусьевна Кисельгоф (1913—1986[26]). В конце 30-х работала на фабрике «Красное знамя» инженером-экономистом. Во время войны была в блокадном Ленинграде. Эвакуирована в марте 1942 года[27][28][29]. Умерла в 1986 году; похоронена на еврейском Преображенском кладбище[30].
— дочь Роза Кисельгоф (1908—1928)
Наследие
Ряд композиторов, работавших с театром ГОСЕТ и Обществом еврейской народной музыки, использовали в своих произведениях фольклорные материалы, собранные Кисельгофом. Так, темы записей из коллекции Киссельгофа звучат в музыке Иосифа Ахрона к пьесам «Колдунья» и «Мазлтов», Льва Пульвера — во многих произведениях[31], в том числе в постановках «Двести тысяч» по Шолом-Алейхему и «Ночь в доме Ребе» и Александра Крейна в пьесе Переца «Ночью на Старом рынке»[9].
Библиография
- Лидер-замлбух фар дер йидишер шул ун фамилие / Цузаменгештелт фун З. Киселгоф, баарбет фун А. Житомирский ун П. Львов, 1912, Санкт-Петербург — Берлин, Гезелшафт фар йидишер фолкс-музик.
- Еврейские народные мелодии, записанные З. А. Кисельгофом [Ноты]: [мелодическая строка с цифровкой ] / [сост. З. А. Кисельгоф; ред. Е. Хаздана и Л. Гуральника]. — 3-е изд., испр. — СПб.: Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга: Центр еврейской музыки, 2005. — 21 с. ; [2] л. : ил., портр. — ISBN 5-7331-0313-2: Б. ц. (Переиздание сборника, подготовленного Обществом еврейской народной музыки в Петрограде в 1915 году)
Коллекция записей
- Собрание фонографических записей еврейского музыкального фольклора Национальная библиотека Украины (1912—1947), большая часть которого основана на записях Зиновия Ароновича Кисельгофа, включено в реестр ЮНЕСКО «Память мира»[32]
- Некоторые из этих музыкальных записей, наряду с коллекцией записей музыки клезмера Авраама-Егошуа Маконовецкого[англ.], в настоящее время оцифровываются в рамках краудсорсингового проекта, организованного Клезмеровским институтом, под названием «Проект цифровых записей Кисельгофа-Маконовецкого» («The Kiselgof-Makonovetsky Digital Manuscript Project»)(KMDMP)[33].
Примечания
- ↑ מיכאל קרוטיקאָוו. די ייִדישע געשיכטע דורך די אױגן פֿון יתומים
- ↑ איציק גאָטעסמאַן. נײַ־אַנטדעקטע ייִדישע פֿאָלקסלידער פֿון לעטלאַנד
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Леокадия Френкель, 2015.
- ↑ Nemtsov, Jascha. Der Zionismus in der Musik : Jüdische Musik und nationale Idee. — Wiesbaden : Harrassowitz, 2009. — P. 154. — ISBN 9783447057349.
- ↑ Loeffler, James Benjamin. The most musical nation: Jews and culture in the late Russian empire. — New Haven : Yale University Press, 2010. — P. 159–61. — ISBN 9780300198300.
- ↑ Walden, Joshua S. (January 2009). Review of Beate Schröder-Nauenburg, Der Eintritt des Jüdischen in die Welt der Kunstmusik. Journal of Jewish Identities. Issue 2, No. 1. pp. 85—87. Retrieved via Project Muse database, 2018-07-08. doi:10.1353/jji.0.0000. Preview: [1] (subscription required for full article).
- ↑ Schröder-Nauenburg, Beate (2007). Der Eintritt des Jüdischen in die Welt der Kunstmusik. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag. ISBN 9783447056038. p. 20. [нем.]
- ↑ В списках выборщиков в Государственную думу, доступных на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, указывается как Арон Бенцианович Кисельгоф.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Sholokhova, Lyudmila. Zinoviy Kiselhof as a Founder of Jewish Musical Folklore Studies in the Russian Empire at the Beginning of the 20th Century. // Klesmer, Klassik, jiddisches Lied: jüdische Musikkultur in Osteuropa : [англ.]. — Otto Harrassowitz Verlag, 2004. — P. 63–72. — ISBN 9783447050319.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 10,7 В.В. Кнорринг. Еврейские педагоги первой четверти ХХ в. и Белоруссия . Белорусский сборник. Статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии Выпуск 6. Российская Национальная библиотека. Санкт-Петербургская ассоциация Белоруссистов. Санкт-Петербург (2015).
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 Zinovii (Zusman) Kiselhof (1878-1939) .
- ↑ 12,0 12,1 Kopytova, G. V. Jascha Heifetz : early years in Russia : [англ.]. — Bloomington : Indiana University Press, 2013. — P. 122–123. — ISBN 9780253010896.
- ↑ 13,0 13,1 Региональные архивы // Документы по истории и культуре евреев в архивах Санкт-Петербурга. Путеводитель / Научные редакторы-составители А. И. Иванов М. С. Куповецкий. — СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2013. — Т. 2. — 584 с. — ISBN 978-5-98846-103-6.
- ↑ 14,0 14,1 Исторический сборник еврейского музыкального фольклора 1912-1947 гг..
- ↑ Бейзер Михаэль. Вступительная статья к энциклопедии «Еврейский Петербург» . Энциклопедия «Еврейский Петербург».
- ↑ 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 16,6 16,7 Михаил Бейзер, 1990.
- ↑ 10-я линия, 37
- ↑ 18,0 18,1 18,2 Шубинский.
- ↑ 19,0 19,1 Левин, 2016.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 Муссель А. И., ветеран войны и подразделений особого риска, полковник в отставке Память об учителях и учениках школы (к 60-летию Победы), Санкт-Петербург, апрель 2005 года
- ↑ (1941) «Yidishe klezmer, zeyer shafn un shteyger» (yi). Literarisher Alamanakh "Sovetish" (Melukhe-farlag "Der Emes") 12.
- ↑ М. Береговский, 2013.
- ↑ 23,0 23,1 Александрович В. И. История деревни // Замосточская базовая школа Витебского района имени Героя Советского Союза В. О. Коноваленко
- ↑ 24,0 24,1 Киссельгоф Семен Аронович — Списки призыва и демобилизации // «Память народа»
- ↑ ленинградская фабрика клавишных инструментов. Находилась по адресу 8-я линия Васильевского острова, 77. Закрыта в постсоветское время.
- ↑ Надгробный памятник на могиле Лии Зусьевны Кисельгоф на еврейском Преображенском кладбище в Санкт-Петербурге
- ↑ Эвакуированы из Ленинграда. К. Список 8.
- ↑ Кисельгоф Л. З. — 14/03/1942 — картотека эвакуированных
- ↑ Кисельгоф Л. З. — 19/03/1942 — картотека эвакуированных
- ↑ Могила Л. З. Кисельгоф на еврейском Преображенском кладбище
- ↑ Изалий Земцовский Шостакович и «музыкальный идишизм» //Вестник Еврейского университета, История. :Культура. Цивилизация, № 6 (24), 2001, М.-Иерусалим, 427 c., стр. 317—348
- ↑ Collection of Jewish Musical Folklore (1912-1947) (англ.) (недоступная ссылка). Memory of the World Register of UNESCO. Дата обращения: 7 апреля 2008. Архивировано 26 мая 2008 года.
- ↑ KMDMP • Klezmer Institute . Klezmer Institute. Дата обращения: 6 февраля 2021.
Литература
- Леокадия Френкель. Зиновий Кисельгоф: последние годы // Из истории еврейской музыки в России. Вып. 3.. — Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга, 2015. — С. 145–172. — ISBN 9785903445769.
- Михаил Бейзер. Евреи в Петербурге. — Иерусалим: Библиотека Алия, 1990. — С. 111—115. — 326 с. — ISBN 965-320-136-0.
- Дойвбер Левин. Десять вагонов. — М.: Книжники, 2016. — 322 с. — (Проза еврейской жизни).
- М. Береговский. Еврейский музыкальный фольклор. В 5-ти томах на СР-дисках. — К.: ДУХ I АПЕРА, 2013.
Ссылки
- Kiselgof-Makonovetsky Digital Manuscript Project
- Historical Collection of Jewish Musical Folklore 1912-1947 (англ.). Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского. Архивировано 9 апреля 2022 года.
- Lyudmila Sholokhova. Zinoviy Kiselgof as a Founder of Jewish Music Folklore Studies in the Russian Empire at the beginning of the 20th Century (англ.). Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского. Архивировано 9 апреля 2022 года.
- Валерий Шубинский. Еврейский обэриут и счастливые сироты . Лехаим (20 января 2017).
- Персоналии по алфавиту
- Этнографы по алфавиту
- Этнографы Российской империи
- Этнографы СССР
- Музыкальные этнографы
- Идиш
- Еврейская музыка
- Педагоги по алфавиту
- Педагоги Российской империи
- Педагоги СССР
- Выпускники Университета имени Лесгафта
- Выпускники физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета
- Члены Бунда
- Похороненные на Преображенском еврейском кладбище