Кириллов, Владимир Тимофеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Кириллов
1937 год. Фото из следственного дела1937 год. Фото из следственного дела
Род деятельности поэт
Направление пролетарская поэзия
Язык произведений русский
Автограф

Владимир Тимофеевич Кириллов (2 [14] октября 1890, деревня Харино, Духовщинский уезд, Смоленская губерния — 16 июля 1937[1], Москва) — русский советский поэт, принадлежал к так называемой «пролетарской поэзии».

Биография

Родители: Владимир Тимофеевич и Анна Францевна. Отец работал в книжной лавке в Смоленске.

В 1903 г. поступил юнгой на корабль торгового флота. С 1905 г. активно участвовал в революционном движении; в 1906—1909 гг. был в ссылке в Усть-Сысольске; в 1914 г. жил в Санкт-Петербурге. В 1913 г. опубликовал первые стихи в рабочей печати.

Во время Первой мировой войны был мобилизован в армию.

Президиум Первой Всероссийской конференция Пролеткульта (сентябрь 1918).
В. Кириллов — стоит крайний справа

В 1917—1918 гг. — секретарь партийной организации большевиков в одном из московских районов. В 1918 г. работал в петроградском, в конце 1918 — начале 1919 г. в тамбовском, а в конце 1919 г. в московском Пролеткульте.

В 1920 г. перешёл в «Кузницу», затем стал первым председателем ВАПП. Для Кириллова и М. П. Герасимова, с которым он был дружен, введение нэпа в 1921 г. представлялось изменой идее революции, и они вышли из партии. С тех пор Кириллов отошёл от пролетарской поэзии, «где всё мечты, мечты и ложь». Жил в Москве в знаменитом «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2).

В 1937 г. стал жертвой репрессий (арестован 30 января, приговорён 15 июля).

В 1957 г. реабилитирован, в 1958 вышел сборник его стихов.

Жена — Анна Васильевна (урожд. Долговская). Дочери: Анна, Надежда, Валентина.

Кириллову принадлежит знаменитая строчка в стихотворении «Мы», написанном в ответ на заявление А. В. Луначарского о выходе в отставку в знак протеста против разрушения памятников русской культуры:

Во имя нашего Завтра – сожжём Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы

Критика

Сергей Есенин назвал процитированные выше строки «довольно громкими, но пустыми», сказав также, что Кириллов относится к представителям «новой культуры и новой мысли» (имея в виду нарождающихся «пролетарских писателей»), которые «особенным изяществом и изощрением в своих узорах не блещут. Они очень во многом ещё лишь слабые ученики пройденных дорог или знакомые от века хулители старых устоев, неспособные создать что-либо сами»[2].

Владимир Маяковский в своей биографии «Я сам» написал о том, как впервые пытался сочинить «полустихотворение»: «Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно. Вроде теперешнего Кириллова»[3].

Книги

  • Стихотворения, 1918
  • Паруса, 1921
  • Железный Мессия, 1921
  • Отплытие, 1923
  • Стихотворения. Книга 1-я, 1913-23, 1924
  • Избранные стихи, 1926
  • Голубая страна, 2-я книга стихов, 1927
  • Избранные стихи 1917-32, 1933
  • Стихотворения, 1958
  • Стихотворения и поэмы, 1970

Примечания

  1. Жертвы политического террора в СССР. Дата обращения: 22 сентября 2009. Архивировано 31 января 2011 года.
  2. ФЭБ: Есенин. О сборниках произведений пролетарских писателей. — 1997 (текст). Дата обращения: 2 февраля 2013. Архивировано 12 сентября 2011 года.
  3. Я сам / Автобиография — Маяковский Владимир Владимирович (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 мая 2011. Архивировано 27 апреля 2011 года.

Источники


Ссылки