Килектор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Российское килекторное судно КИЛ-158 проекта 141

Киле́ктор (также киллихтер — от нидерл. kiellichter: kiel — балка, lichter — грузовое судно) — вспомогательное судно для подводных грузовых работ[1]: постановки мёртвых якорей, бонов, расчистки фарватеров, подъёма затонувших объектов и т. д. Обычно низкобортное однопалубное, с мощным грузоподъемным устройством, размещённым, как правило, в кормовой части. По существу они представляют собой мореходный быстроходный вариант плавкрана.

В ряде флотов использовались как спасательные суда для подводных лодок и обслуживания подводных работ[2]:

Для спуска колокола на затонувшую ПЛ выставляются швартовные бочки, на них швартуется спасатель ПЛ и по проводнику спускается водолазный колокол. Для более оперативной работы с ЗПЛ применяются подводные снаряды. Под них, в частности, дооборудован КИЛ-140.

Изначально крамболы располагались в носу, и судно имело полубак и дифферент на корму с целью компенсации его увеличения на нос при работах, также перед сдвинутой назад надстройкой располагался небольшой трюм и подкреплённая грузовая площадка на верхней палубе, где размещался перемещённый стрелами, закреплёнными на мачте перед надстройкой, груз или он оставался на гинях под крамболом.

КИЛ-27 проекта 419 во Владивостоке

С 1960-х годов АКТ килекторов изменилась, и вместо носового крамбола появился кормовой заваливающийся портал, с кормовой усиленной площадкой на палубе юта, позволяющий размещать практически любой поднятый груз на этой площадке, с учётом масс-габаритов, а за счёт улучшения обводов повысилась мореходность и скорость килекторов.

В рядах ВМФ России несут службу килекторные суда проектов 419 и 141.

Пример использования

  • При подъёме «Курска» использовалось судно «КИЛ-164»[3].
  • «КИЛ-158» и «КИЛ-25» использовались для подъема затопленных БПК «Очаков» и СБС «Шахтер» из озера Донузлав[4].

Примечания

  1. Килектор // Военный энциклопедический словарь. — Москва: Военное издательство Министерства обороны союза СССР, 1986. — С. 330. — 863 с. — 150 000 экз.
  2. фрагмент обсуждения килекторов на профильном форуме. Дата обращения: 24 сентября 2012. Архивировано 13 апреля 2014 года.
  3. Операция по подъему фрагментов 1-го отсека «Курска» начнется в среду. Дата обращения: 24 сентября 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
  4. В Крыму проведут операцию по подъему затопленных у озера Донузлав кораблей. Дата обращения: 8 января 2016. Архивировано 16 июня 2015 года.