Киевская агломерация

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Городская агломерация
Киевская агломерация
50°27′00″ с. ш. 30°31′24″ в. д.HGЯO
Страна  Украина
Регион Киевская область
История и география
Часовой пояс UTC+2:00
Население агломерации 4 млн человек
Киевская агломерация на карте
Киевская агломерация
Киевская агломерация
Киевская агломерация на карте
Киевская агломерация
Киевская агломерация

Ки́евская агломера́ция (укр. Київська агломерація) — моноцентрическая городская агломерация с ярко выраженной поясно-секторальной структурой[1], сформировавшаяся вокруг г. Киева преимущественно в период УССР[2]. Агломерация имеет радиальную надобластную структуру. Несмотря на лидерство по ряду показателей в пределах Украины, агломерация имеет довольно низкий уровень вовлеченности в глобальные культурно-экономические процессы[1]. Административно в её состав входит вся территория города Киева и часть территории Киевской области. Население «большой» Киевской агломерации в пределах трехчасовой доступности центра — около 7,2 млн человек[1]. Вместе с Киевом (2,9 млн) и полосы двухчасовой доступности (2,5 млн) население Киевской агломерации в более консервативной интерпретации составляет порядка 5,4 млн, из которых 3,3 млн — собственно городское население[источник не указан 685 дней]. Это единственная миллионная агломерация Украины численность населения которой продолжает медленно, но расти в период после распада СССР. В агломерации по-прежнему довольно слабо заметна классовая и экономической стратификация, а этно-языковая сегрегация практически полностью отсутствует.

История формирования

В 1913 году в Российской империи были четыре агломерации, центрами которых были Санкт-Петербург, Москва, Одесса и Рига[2]. В имперский период Киев не был индустриальным центром, а потому предпосылки к формированию агломерационного ядра вокруг него отсутствовали. Индустриализация 30-ых годов ХХ-го века, а также столичный статус привели к определённым сдвигам в процессе агломерирования.

Общие тенденции

Как и Московская агломерация, Киевская демонстрирует вытянутость основной хорды транспортных магистралей в юго-западном направлении (В Москве эта тенденция была закреплена законодательно в виде новых границ города в 2012 году)[3]. Рост в северном направлении выражен слабее всего из-за наличия здесь зоны техногенной катастрофы (Чернобыльской АЭС). В постсоветское время привлекательность Киевской агломерации резко снизилась. Так, в Киевской области в 2000-е годы смогли увеличить число жителей всего несколько городов, рост не продемонстрировал ни один район, а некоторые из них потеряли более 10 % своего позднесоветского населения[4]. Особенно сильно приток в агломерацию уменьшился после 2013 года[3].

Административно-территориальное деление

С начала ХХ-го века Киевская агломерация развивалась как единый экономико-административный организм в пределах Киевской области и города республиканского подчинения Киева, который получил данный статус во второй половине 1940-х годов[5] и сохраняет его по сей день. Таким образом, со второй половины 1940-х годов Киевская агломерация рассечена административной границей на две части: собственно город Киев государственного подчинения Украины и Киевскую область, часть которой входит в состав агломерации. Столица Киевской области при этом находится в Киеве, аналогично ситуации с Ленинградской областью РФ.

Состав

Динамика численности населения Киевской агломерации в период 1989—2001 гг.
Карта административно-территориального деления Киевской агломерации

Ю. Н. Белоконь (2015) подчёркивает что Киевская агломерация имеет радиальную надобластную структуру и надобластной характер. Для неё характерно формированием групп пригородных поселений. Несколько городов-спутников Киева разрослись настолько, что сформировали вполне самодостаточные миниагломерации. К ним относятся:

    1. Броварская — Бровары-Калиновка-Большая Димерка — 140 тыс. чел., оценка на 01.10.2014 р.;
    2. Ирпенская — Ирпень-Буча-Гостомель-Ворзель — 90 тыс. чел.;
    3. Обуховско-Украинская — Обухов-Украинка-Трехполье — 50 тыс. чел.
    4. Вишнёвская — Вишнёвое-Крюковщина-Святопетровское — 40 тыс. чел.;
    5. Боярская — Боярка-Тарасовка-Новое — 40 тыс. чел.;

Экономика

Расположение Киевской агломерации на пересечении нескольких важных железных дорог Киева и области.

С конца XIX века Киев постепенно расширял свою промышленную базу и в советское время стал ядром Киевской промышленной агломерации, которая на пике своего развития в конце 1980-х насчитывала 400 предприятий и выспускала почти 75 % стоимости валовой продукции всей агломерации[6]. Экономическая специализация: машиностроение (в том числе точное, авиационное), лёгкая, химическая, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, транспорт. Киевская агломерация является единственной агломерацией Украины, обнаруживающей признаки глобализации. В агломерации протекают процессы деиндустриализации и терциализации[1]. В 2001—2009 годах доля занятых в сфере услуг выросла с 71,6 % до 81,6 %. Доля занятых в промышленности параллельно упала на 6,6 %. В период становления государственности в городе наиболее активно развивается торговля[1]. До мирового финансово-экономического кризиса, охватившего Украину в 2010 году, одним из наиболее заметных двигателей экономики было также строительство, однако оно постепенно сдало свои позиции. Накануне и после чемпионата 2012 года увеличились вложения в спортивную и выставoчную инфраструктуру.

Транспорт

По оценкам КГГА ежедневная маятниковая миграция в Киев в 2016 году составляла порядка 300 тысяч человек в день[7]. Большая часть её дают города-соседи (Бровары, Вышгород, Борисполь и другие). Встречный поток из города в область развит слабо из-за относительной малолюдности Киевской области.

При этом на юго-западном, северном и частично южном направлениях, где железнодорожное сообщение не так значительно, важную роль в маятниковых миграциях играет автомобильный транспорт[8].

Для Киевской агломерации, как и для самого Киева, традиционно характерна диспропорциональная фрагментация между право- и левобережной частями: почти 80 % рабочих мест города расположено на правом берегу, а более 40 % жилья (в том числе и большая часть дешёвого жилья) — на левом. Уже в 1970-е годы в Киеве появился проект создания автономного делового центра для левобережной части агломерации, однако он, как и все последующие проекты, так и не был реализован. Поэтому в агломерации достаточно остро строит проблема перемещения населения между двумя берегами, и, соответственно, проблема недостаточно высокой пропускной способности мостов для имеющегося населения (в Киеве 5 мостов для автомобильного сообщения и 2 — для железнодорожного, ещё 1 мост — в Вышгороде; строительство ключевого Подольско-Воскресенского моста продолжается). Усилились и некоторые диспропорции в транспортной доступности: так из города Бровары добраться быстрее чем из окраинных районов самой столицы. При этом процессы субурбанизации, по крайней мере в западной трактовке этого термина, пока выражены достаточно слабо, поскольку происходит дальнейшее уплотнение и вертикализация центра агломерации. В 2000-е годы блоковая фрагментация советского периода только усиливалась и достигла степени мозаичности.

Изучение агломерационных процессов

Наиболее значительный вклад в исследование миграционных процессов и их влияния на формирование Киевской агломерации внесли Аль Хамарнех Ала Шафик Атия, С. И. Ищук, Н. Д. Пистун, Г. П. Подгрушный, Г. В. Балабанов, Т. Ю. Мельниченко[3].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 февраля 2016. Архивировано 3 марта 2016 года.
  2. 2,0 2,1 Городские агломерации России — ПОЛИТ.РУ. Дата обращения: 15 марта 2016. Архивировано 14 октября 2016 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Особенности миграционных процессов в городе Киеве и столичной агломерации. Дата обращения: 19 октября 2016. Архивировано 19 октября 2016 года.
  4. Усиление центро-периферийных контрастов. Дата обращения: 19 октября 2016. Архивировано 19 октября 2016 года.
  5. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1947 года. Изд=во «Известия». М 1947
  6. Характеристика промышленных агломераций Украині. Дата обращения: 1 марта 2016. Архивировано 29 сентября 2016 года.
  7. Мировые новости. Дата обращения: 13 сентября 2016. Архивировано 2 сентября 2016 года.
  8. Демоскоп Weekly № 699—700. Дата обращения: 19 октября 2016. Архивировано 19 октября 2016 года.

Литература

  • Колясников В. А. Градостроительство. Развитие понятия «городская агломерация». 2015. УралГАХА, лаборатории градостроительства Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России». УралНИИпроект.
  • Полян П. М. Методика выделения и анализа опорного каркаса расселения. ч. 1. М.: ИГ АН СССР, 1988.