Кесарь (апостол от 70)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Апостол от семидесяти
Кесарь
Кесарь — второй справа. Миниатюра из Минология Василия II (1-я четверть XI века). Ватиканская библиотекаКесарь — второй справа. Миниатюра из Минология Василия II (1-я четверть XI века). Ватиканская библиотека
Рождение I век
Смерть I век
Почитается Православная церковь
День памяти 8 декабря, 30 марта; 30 июня — в Соборе 70 апостолов.

Святой апостол Ке́сарь (греч. Καῖσαρ, лат. Caesar; I век) — апостол от семидесяти.

В Новом Завете

Представление о Кесаре как об одном из 70 апостолов основано, вероятно, на толковании заключительной части Послания апостола Павла к Филиппийцам: «Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома» (4:22). Это представление в христианской агиографической и литургической традиции возникло примерно с V—VI веков. При этом в святоотеческой экзегетике под «кесаревым домом» (греч. Καίσαρος οἰκίας) обычно подразумевался императорский дворец, а под христианами, от имени которых апостол передает приветствия, — приближённые и придворные императора[1].

В Новое время Джон Лайтфут доказал, что выражение Καίσαρος οἰκίας соответствует латинскому понятию Familia Caesaris и что речь идёт не о родственниках императора и царедворцах (как считал, например, Жан Кальвин[2]), а об императорских рабах и вольноотпущенниках, работавших во внутренних и административных службах империи[3]. Их численность составляла несколько тысяч человек только в Риме, и ещё тысячи состояли на государственной гражданской службе в провинциальных городах; внутри Familia Caesaris существовала значительная социальная дифференциация[4]. Большая часть её членов были уроженцами Греции, Анатолии, Сирии и Египта, среди них были и евреи, некоторые из них могли быть христианами[5]. Высказывались предположения, что у членов Familia Caesaris существовала особая связь с филиппийцами или что они были императорскими курьерами, осуществлявшими связь между столицей и Филиппами[6].

В византийское время формировалось также представление, что Кесарь был одним из последователей апостола Павла и апостолом от 70. В сочинениях V—VIII веков Кесарь назван епископом Диррахия (ныне Дуррес, Албания)[7], сказано также, что о «нём упоминал апостол». Эта информация повторяется в ряде византийских синаксарей под 30 июня, но под 8 декабря Кесарь именуется епископом Короны, которую обычно отождествляют с городом Короной (ныне Корони) на Пелопоннесе[8].

Почитание и память

Память Кесаря вместе с апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой, Тихиком, Епафродитом и Онисифором в византийских Синаксарях празднуется 8 декабря. Под этой датой содержатся краткие сведения о Кесаре: он и чествуемые вместе с ним апостолы «добро житие проживя, преподобнически пася и управляя врученными им Церквами и народом, претерпели множество искушений и мучений за Христа и были убиты идолопоклонниками». Иногда память этих апостолов помещалась под соседними датами: 7 или 9 декабря. Память Кесаря вместе с апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой и Епафродитом отмечалась также в ряде агиографических памятников 29 или 30 марта[9]. В современных календарях греческих Церквей память этих апостолов в последние дни марта отсутствует, а в календаре Русской православной церкви их память утвердилась 30 марта (12 апреля).

Под 8 декабря во всех сохранившихся списках славяно-русских Прологов краткой редакции имя Кесаря пропущено, в результате чего занимаемая им кафедра приписана апостолу Епафродиту. Кесарь ошибочно назван епископом Римским («епископ Римскыи бысть»), а в Прологах пространной редакции — епископом Киренским (Киринейским)[10]. Святитель Димитрий Ростовский при составлении Четьих-Миней отдал предпочтение сведениям о кафедре Кесаря, содержащимся в греческих источниках не под 8 декабря, где он назван епископом Короны, а под 30 июня, где он именуется епископом Диррахия[11].

Кроме того, в византийских календарях Кесарь включён в Собор 70 апостолов под 30 июня, однако в Соборе 70 апостолов, празднуемом 4 января, имя Кесаря не упоминается. Тем не менее ныне Кесарь как епископ Диррахия почитается в числе святых Северного Эпира[12].

Иконография

В иконописных подлинниках о внешности Кесаря говорится редко. В Строгановском лицевом иконописном подлиннике конца XVI — начала XVII века Кесарь изображён под 4 января в рост, с короткими, слегка вьющимися волосами и недлинной бородой, правую руку он прижимает к груди, левой придерживает складки одеяния. В Ерминии иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (1730—1733) Кесаря предписано изображать молодым, без бороды[13].

Самое древнее дошедшее доныне изображение Кесаря — миниатюра из Минология Василия II (1-я четверть XI века), где он представлен с омофором и со свитком в руке вместе с пятью учениками апостола Павла — апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой, Епафродитом и Онисифором.

Примечания

  1. Marii Victorini Afri Commentarii in Epistulas Pauli ad Galatas, ad Philippenses, ad Ephesios / Ed. A. Locher. — Lpz., 1972. — S. 121. (лат.)
  2. Calvin J. Commentaries on the Epistles of Paul the Apostle to the Philippians, Colossians and Thessalonians. — Edinb., 1851. — P. 129—130.
  3. Lightfoot J. B. St. Paul’s Epistle to the Philippians. — L.; Camb., 1869. — P. 169—175.
  4. Weaver P. R. C. Familia Caesaris: A Social Study of the Emperor’s Freedmen and Slaves. — Camb., 1972.
  5. Vincent M. R. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles to the Philippians and to Philemon. — Edinb., 1902. — P. 153—154
  6. Llewelyn S. Sending Letters in the Ancient World: Paul and the Philippians // Tyndale Bulletin. — 1995. — Vol. 46. — № 2. — P. 337—356
  7. Schermann Th. Prophetarum vitae fabulosae, indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicata. — Lpz., 1907. — S. 124, 141.
  8. Νικόδημος. Συναξαριστής. — Τ. 2. — 2003. — Σ. 264—266.
  9. Νικόδημος. Συναξαριστής. — Τ. 4. — Σ. 162.
  10. Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сентябрь — февраль. — М., 2010. — Т. 1. — С. 445.
  11. Память святых Апостолов Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита и Кесаря. Память 8 декабря. // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского. — М. : Ковчег, 2010. — С. 251.
  12. Δεσπότης Κ. ῾Η. ῞Αγιοι τῆς ᾿Ηπείρου. — Θεσσαλονίκη, 2009. — Σ. 137.
  13. Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иермонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. 1701—1733 год // Труды Киевской духовной академии. — 1868. — № 2.

Литература