Келли, Майк (художник)
Майк Келли | |
---|---|
Место рождения | Уэйн, Мичиган, США |
Гражданство | США |
Жанр | перформанс, инсталляция, видеоарт, скульптура, графика |
Майк Келли (англ. Mike Kelley; 27 октября 1954, Уэйн (Мичиган) — 31 января 2012, Лос-Анджелес[1]) — современный американский художник, критик и куратор. Как художник известен, в первую очередь, своими перформансами и инсталляциями. В его работах также присутствуют найденные объекты, текстильные баннеры, коллажи и видео. Он часто работал и готовил проекты совместно с Полом Маккарти, Тони Оуслером и Джоном Миллером.
Ранние годы
Келли родился в городе Уэйн, штат Мичиган, в пригороде Детройта, в римско-католической семье рабочего класса. Его отец возглавлял техническое обслуживание системы государственных школ, а мать была поваром в столовой исполнительный компании Ford Motor. Со своих ранних лет он был связан с музыкальной городской сценой, которая породила такие группы, как Iggy и the Stooges, а также был членом группы Destroy All Monsters. В 1976 году Келли окончил Мичиганский университет. Он переехал в Лос-Анджелес в 1978 году и поступил в Калифорнийский институт искусств, где он восхищался работами своих учителей Джона Балдессари, Лори Андерсон, Дэвида Аскевольда и Дугласа Хьюблера.
Образование
- 1976 BFA, University of Michigan, Ann Arbor
- 1978 MFA, California Institute of the Arts, Valencia, CA
Биография и творчество
- Самопровозглашенный «анархист», Майк Келли разработал собственную эстетику аутсайдера, при помощи которой разоблачал два таких явления XX столетия, как капитализм и психоанализ. Будучи студентом в Лос-Анджелесе в середине 1970-х, он разработал уникальный стиль перформансов. Во время этих перформансов Келли использовал скульптуру в качестве вспомогательного материала. Помимо этого действие включало чтение текстов и танец. Келли создал эксцентричную логическую систему, которая инвертировала редукционную критику концептуального искусства.
- Майк Келли родился в рабочем пригороде Детройта. Посещал Университет Мичигана, где создал группу Destroy All Monsters, которая использовала такие не-музыкальные инструменты как пылесосы и игрушки. После окончания университета в 1976, Келли переехал в Лос-Анджелес, где посещал Калифорнийский институт искусств, где подружился с Тони Оурслером. В 1978 Келли бросил заниматься живописью. Студентом, Майк Келли находился под влиянием таких преподавателей, как Джонатан Борофски, Джон Балдессари и Douglas Huebler.
- В Лос-Анджелесе Келли показал свой первый перформанс со скульптурой. Среди перформансов того времени были «My Space» в La Jolla Museum of Contemporary Art в 1978 и «The Poltergeist» в Foundation for Art Resources в Лос-Анджелесе в 1979. Он включал фотографии, объекты и черно-белые рисунки, сочетающие образы и тексты в стиле комиксов. Создавая репутацию провокатора, Келли высмеивал американскую культуру и провоцировал неприятные чувства зрителей. В 1980-х он привнес в перформансы скатологические и сексуальные темы.
- В 1982 Келли создал первое видео, «The Banana Man», в котором использовал персонажа из детского телевизионного шоу Captain Kangaroo. В 1984 он и ещё два участника представляли на протяжении двух часов фрагмент из восьмичасового произведения «The Sublime» в музее современного искусства в Лос-Анджелесе. В нём Келли соединил садомазохистскую тему с философской концепцией сублимации. Перформанс «Plato’s Cave, Rothko’s Chapel, Lincoln’s Profile» (1985) высмеивает веру в то, что ментальное может быть использовано для сублимации физиологического. Презентация этой работы в 1986 в Массачусетском институте включала выступление группы Sonic Youth.
- В 1988 Келли создал работу «Плати за свои удовольствия», которая представляет собой серию небрежно нарисованных плакатов с изображениями 42 представителей культуры (Бодлера, Гёте, Дега, Сартра, Батая и др.), которые сопровождались цитатами, смысл которых сводится к утверждению, что гении находятся вне закона. Плакаты были выставлены в длинном коридоре, который вел к завершающей работе: для выставки в Чикаго это был автопортрет серийного убийцы детей Джона Уэйна Гейси, для Лос-Анджелеса — убийца с автострады Уильяма Бонина, для выставки в берлинском Метрополисе — убийца Вольфганг Зоча. У двери стоял ящик для сбора пожертвований. Работа «Плати за свои удовольствия» воплощает принцип, который стал в дальнейшем визитной карточкой Майка Келли: инверсия ценностей, подмена высокого низким и наоборот. В творчестве Келли чувствуется влияние Жоржа Батая, идеи которого были популярны в то время: отрицание предустановленных норм поведения, суверенитет воли, скандальные формы проявления личности.
- В конце 1980-х Келли начал делать работы из поношенных игрушек и вязанных платков. В 1987 он сделал «More Love Hours Than Can Ever Be Repaid», «Garbage Drawings» на основе комикса Sad Sack в 1988. Хорошо принятое в Лос-Анджелесе, искусство Келли не пользовалось успехом в Нью-Йорке до выставки в 1988 в Metro Pictures. В 1993 художник был куратором «The Uncanny», выставки, посвященной необычным интерпретациям тела для Sonsbeek '93 в Gemeentemuseum Arnhem в Нидерландах. Келли сотрудничал со многими художниками, например, с Оуслером и Полом Маккарти. В 1997 Келли и Оуслер представили Poetics Project на «документе X».
- У Келли было много персональных выставок, включая две ретроспективы, организованные Музеем Уитни в Нью-Йорке (1993-94) и MACBA (1997). Среди многих групповых выставок можно отметить Биеннале Уитни (1985, 1987, 1989, 1991, 1993, и 1995), Венецианскую Биеннале (1988 и1995), Carnegie International (1991), и «документу» (1992 и 1997).
- Для выставки L’Informe: Mode d’Emploi в 1996 в Центре Помпиду в Париже Майк Келли представил инсталляцию с грязными мягкими игрушками, которые были пришиты к висящей на стене ткани и разбросаны на столах. Они воплощали идеи насилия и преходящего, «совокупляющиеся игрушки» стали с того времени чем-то вроде опознавательного образа для художника.
- В 1995 Келли начал псевдоавтобиографический проект — «Educational Complex» (модели институций, в которых когда-либо обучался). Пустые части моделей представляли «забытые» зоны. Для Келли эта работа отмечает начало серии проектов, в которых псевдо-автобиографическое, синдром вытесненной памяти и ре-интерпретация становятся инструментами для деконструкции.
- В 2007 Майк Келли вернулся к теме памяти и популярной культуры, исследуя их через миф о потерянном городе супермена — Кандоре. Инсталляция Kandors (2007) основана на истории супермена: его родной город когда-то был уменьшен до миниатюры одним из антагонистов и теперь хранится в бутылке. Келли сделал модели города, основанные на различных изображениях в комиксах. Все это в окружении бутылок и проекций на выставке напоминало футуристическую лабораторию.
Смерть
Его тело было найдено в ванной его дома в Южной Пасадене рядом с газовым баллоном для барбекю и таблетками. Говорят, он был в депрессии после разрыва со своей девушкой. Келли также был подавлен из-за мира искусства. "Ему было дискомфортно видеть то, что сейчас в мире искусства. Ему не нравилось то, что все стало очень корпоративным. Он сказал мне: Если бы я начал сейчас, я бы никогда не стал художником." - Эми Фонтана
Награды и гранты
- 2006 Wolfgang Hahn Prize
- 2003 John Simon Guggenheim Memorial Foundation Fellowship
- 2000 The California Institute of the Arts Distinguished Alumnus Award
- 1998 The University of Michigan School of Art and Design Distinguished Alumnus Award
- 1997 Skowhegan Medal in Mixed Media
- 1990 National Endowment for the Arts Museum Program Exhibition Grant
- 1987 Awards in the Visual Arts Grant
- 1986 Artists Space Interarts Grant
- 1985 National Endowment for the Arts Visual Artists Fellowship Grant
- 1985 Louis Comfort Tiffany Foundation Grant
Работы Майка Келли в публичных коллекциях
- Carnegie Museum, Питсбург
- Центр Жоржа Помпиду, Париж
- Детройтский институт искусств, Детройт
- Fonds National d’Art Contemporain
- Fundación «la Caixa», Мадрид
- Los Angeles County Museum of Art
- Louisiana Museum, Humleback, Германия
- Музей Метрополитан, Нью-Йорк
- Museum Abteiberg Mönchengladbach, Mönchengladbach, Германия
- Museum Moderner Kunst, Вена
- Музей современного искусства, Чикаго
- Музей современного искусства, Лос-Анджелес
- Музей изящных искусств, Бостон
- Музей современного искусства, Нью-Йорк
- Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
- Statens Museum for Kunst, Copenhagen
- Stedelijke Museum, Eindhoven
- Художественный институт Чикаго
- Van Abbe Museum, Эйндховен
- Walker Art Center, Цинцинатти
- Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк
- Fotomuseum Winterthur, Швейцария
- Sammlung Goetz, Мюнхен
- Frank Cohen Collection (недоступная ссылка), Вулвергемптон, Великобритания
- Malmö Konsthall (недоступная ссылка), Швеция
- Museu d’Art Contemporani de Barcelona
Персональные выставки (1998—2008)
- 2008 «Mike Kelley: Educational Complex Onwards: 1995—2008,» WIELS Centre d’Art Contemporain, Brussels, Belgium.
- 2007 «Kandor-Con 2000,» Jablonka Galerie in cooperation with Harold Falckenberg at Halle 037, Ackerstrasse 76, Berlin, Germany.
- 2007 «Kandors» Jablonka Galerie, Berlin, Germany.
- 2007 "Mike Kelley: Memory Ware Flats, " Skarstedt Fine Art, New York, New York.
- 2007 "Mike Kelley: Hermaphrodite Drawings (2005—2006), " Gagosian Gallery, London, England.
- 2006 «Mike Kelley: Profondeurs Vertes», musée du Louvre, Paris, France.
- 2006 «Mike Kelley: Liquid Diet and Related Works» Galerie Ghislaine Hussenot, Paris, France.
- 2006 «Mike Kelley», Medium, St. Bathélemy, French West Indies.
- 2005 «Mike Kelley: Day Is Done», Gagosian Gallery, Нью-Йорк.
- 2004 «Mike Kelley» Galerie Ghislaine Hussenot, Paris, France.
- 2004 «Mike Kelley: The Uncanny» Tate Liverpool, Ливерпуль, Англия. Museum Moderner Kunst Stiftung Luwig Wien, Вена, Австрия.
- 2003 «Mike Kelley: Memory Ware, Wood Grain, Carpet.» Galleria Emi Fontana, Milan, Italy. Exh. cat.
- 2003 «Sod and Sodie Sock» (w/Paul McCarthy) Biennale d’art contemporain de Lyon, Institut d’art contemporain, Lyon, France. Exh. cat.
- 2003 «The Poetics Project 1977—1997» (w/Tony Oursler), The Curve, Barbican Centre, London, U.K.
- 2002 «Mike Kelley: Reversals, Recyclings, Completions, and Late Additions.» Metro Pictures, New York, NY.
- 2002 «Mike Kelley: The Poetry of Form: Part of an Ongoing Attempt to Develop an Auteur Theory of Naming.» Galerie Daniel Templon, Paris.
- 2002 «Mike Kelley: Test Room.» Galerie Art et Public, Geneva, Switzerland.
- 2002 «Black Out.» Patrick Painter Inc., Santa Monica, CA.
- 2002 «Mike Kelley: Selected Works 1982—1990.» Skarstedt Fine Art, New York.
- 2001 «Mike Kelley.» Sperone Jr, Rome, Italy.
- 2001 «Memory Ware.» Jablonka Galerie, Cologne, Germany.
- 2000 «The Poetics Project: 1977—1997 (Documenta Version).» Centre Georges Pompidou, Paris, France. Collaboration with Tony Oursler.
- 2000 «Consolation Prize: Mike Kelley and John Miller.» Belkin Art Gallery, Vancouver, B.C. Exh. cat.
- 2000 «Destroy All Monsters: Postmodern Multimedia and Musical Mutations (Mike Kelley, Jim Shaw and Cary Loren).» Center on Contemporary Art, Seattle, Washington.
- 2000 «Mike Kelley and Paul McCarthy: Collaborative Works.» Power Plant Contemporary Art Gallery, Toronto, Canada. Exh. cat.
- 2000 «Mike Kelley: Sublevel, Framed and Frame, Test Room.» Migros Museum,
- 2000 Museum für Gegenwartskunst, Zurich, Switzerland.
- 2000 «Unisex Love Nest.» Galerie Daniel Bucholz, Cologne, Germany.
- 2000 «Mike Kelley & Peter Fischli and David Weiss.» Sammlung Goetz and Lenbachhaus, Munich, Germany.
- 2000 «Mike Kelley.» Galleria Emi Fontana, Milan, Italy.
- 2000 «Categorical Imperative and Morgue.» Van Abbe Museum, Eindhoven, The Netherlands.
- 2000 «Memory Ware.» Galerie Ghislaine Hussenot, Paris, France.
- 2000 «Mike Kelley: Paintings and Drawings from the Rowan Collection.» Christie’s, New York, NY.
- 1999 Patrick Painter Inc., Santa Monica, CA.
- 1999 Metro Pictures, New York, NY.
- 1999 «Mike Kelley and Ed Ruscha, Photographs.» Patrick Painter Inc., Santa Monica, CA.
- 1999 «Mike Kelley: Two Projects.» Kunstverein Braunschweig, Germany. Exh. cat.
- 1999 «Mike Kelley: Framed and Framed, Test Room, Sublevel.» MAGASIN: Centre National d’Art Contemporain de Grenoble. Grenoble, France.
- 1999 «Unisex Love Nest.» Steirischer Herbst 99, Palais Attems, Graz, Austria.
- 1998 «Mike Kelley and Paul McCarthy.» Vienna Secession, Vienna, Austria.
- 1998 «The Poetics Project: 1977—1997 (Barcelona version).» Lehmann Maupin Gallery, New York. Collaboration with Tony Oursler.
- 1998 «The Poetics Project: 1977—1997 (Documenta version).» Metro Pictures, New York, NY. Collaboration with Tony Oursler.
- 1998 «Sublevel: Dim Recollection Illuminated by Multicolored Swamp Gas.» Jablonka Galerie, Cologne, Germany.
- 1998 «Strange Frut: Detroit Culture.» Centrum Beeldende Kunst/Villa Alkmaer, Rotterdam, The Netherlands. In conjunction with the exhibition «I rip you, You rip me: honey, we’re going down in history.» Collaboration with Jim Shaw and Cary Loren.
- 1998 «Destroy All Monsters Archive.» Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam, The Netherlands. In conjunction with the exhibition «I rip you, You rip me: honey, we’re going down in history.» Collaboration with Jim Shaw and Cary Loren.
Работы
- 2007, Petting Zoo
- 2005, «Одинокий Вампир», (инсталляция)
- 2005 «Застенчивый сатанист», (инсталляция)
- 1999, Categorical Imperative and Morgue. Эта инсталляция состоит из 32 групп объектов из сэкондхенда и 39 коллажей. На протяжении ряда лет Келли коллекционировал старые предметы с целью сделать их частью произведения в какой-то момент. Впечатляющая смесь кусков текстиля, книг, мягких игрушек, одежды, барабанов и т. п. Келли не сильно интересуется эстетическим качеством этих вещей, больше их психологическим или формальным значением. В аудио записи, которая сопровождает инсталляцию, можно услышать как Келли нашёл объекты из каждой группы, воспоминания, которые они у него вызвали, что заставило его разместить их подобным образом.
- 1997-98, Poetics Project
- 1995 Fresh Acconci (видео). В работе «Fresh Acconci» Келли в сотрудничестве с Полом Маккарти переснял работу пионера видеоарта Витто Аккончи 1970г, используя актёров категории «B».
- 1992, Gussied Up
- 1991, Craft Morphology Flow Chart
- 1991, Riddle of the Sphinx, инсталляция, работа находится в Музее Гуггенхайма
- 1989 Франкенштейн (недоступная ссылка)
- 1988, «Garbage Drawings»
- 1988, Плати за свои удовольствия, инсталляция
- 1987, No Exit, скульптура, работа находится в Музее изящных искусств в Бостоне
- 1987, Animal Self and Friend of Animals (недоступная ссылка)
- 1985, «Plato’s Cave, Rothko’s Chapel, Lincoln’s Profile»
- 1984, «The Sublime»
- 1982, «The Banana Man» (видео)
- 1982, «Choreographic Figure»
- 1979, перформанс «The Poltergeist»
- 1978, перформанс «My Space»
Источники
- Kelley, Mike. Foul Perfection: Essays and Criticism. Ed. John C. Welchman. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2002.
- Kelley, Mike. Minor Histories: Statements, Conversations, Proposals. Ed. John C. Welchman. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2004.
- Sussman, Elisabeth. Mike Kelley: Catholic Tastes (exh. cat.). New York: Whitney Museum of American Art, 1993.
- Welchman, John C., et al. Mike Kelley. London: Phaidon, 1999. Krauss, Rosalind, E. «Georges Bataille’s Concept of Abjection and the Art of Cindy Sherman and Mike Kelley.» October (Cambridge, Mass.), no. 78 (fall 1996), pp. 89–105.
- Lee, Pamela M. «Mike Kelley’s Name Dropping.» Word & Image (London) 11, no. 3 (July-September 1995), pp. 300–19.
- Singerman, Howard, and John Miller. Mike Kelley: Three Projects: Half a Man, From My Institution to Yours, Pay for Your Pleasure (exh. cat.). Chicago: The Renaissance Society, 1988.
- Sussman, Elizabeth, ed. Mike Kelley: Catholic Tastes (exh. cat.). New York: Whitney Museum of American Art, 1993.
- Welchman, John C., Isabelle Graw, and Anthony Vidler. Mike Kelley. London: Phaidon Press, 1999.
- Welchman, John C., et al. Mike Kelley. London: Phaidon, 1999.
Примечания
- ↑ Lenta.ru: О высоком: Американского художника Майка Келли нашли мертвым . Дата обращения: 2 февраля 2012. Архивировано 3 февраля 2012 года.
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Уэйне (Мичиган)
- Художники по алфавиту
- Современные художники США
- Видеоартисты США
- Художники США
- Выпускники Калифорнийского института искусств
- Преподаватели Школы искусств и архитектуры Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
- Преподаватели Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
- Преподаватели по алфавиту