Кейзер, Хендрик де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хендрик де Кейзер
(нидерл. Hendrick de Keyser
Основные сведения
Страна Республика Соединённых провинций
Работы и достижения
Нереализованные проекты надгробный памятник на могиле Вильгельма I Оранского в делфтской Новой церкви

Хендрик де Кейзер (нидерл. Hendrick de Keyser, 15 мая 1565 года, Утрехт, Испанские Нидерланды — 15 мая 1621 года, Амстердам, Республика Соединённых провинций) — нидерландский архитектор и скульптор, который мастерски воплотил в городской архитектуре, в частности Амстердама, формы позднего Ренессанса — маньеризма.

Является отцом нидерландского художника-портретиста и архитектора Томаса де Кейзера (Thomas de Keyser).

Хендрик де Кейзер родился 15 мая 1565 года в городе Утрехте в семье плотника. Смолоду был учеником Корнелиса Блумарта Первого. В 26-летнем возрасте отправился за своим учителем в Амстердам. Впоследствии он приступил к работе как свободный художник.

Когда его талант мастера был оценён как положено, Хендрика де Кейзера назначили городским каменщиком и скульптором. На самом деле в круг его обязанностей входили все задачи, что сейчас обычно связываются со службой городского архитектора. Де Кейзер известен возведением ряда важных зданий, принадлежащих к основным историко-архитектурных памятникам нынешней нидерландской столицы, ряда других городов Нидерландов. Из них до сих пор сохранились Южная церковь (Зёйдеркерк) (1603 — 11) и башня при ней (1614), Делфтская ратуша (1618 — 20), Западная церковь (Вестеркерк) (1620 — 31) и Западная башня (Westertoren, построенная в 1638 году, впоследствии её перестроили и она изменила первоначальный вид), Нордеркерк. Здание Амстердамской товарной биржи (1608 — 13), возведённое де Кейзером, было разрушено в XIX веке.

Проекты Хендрика де Кейзера, воплощённые в Амстердаме в первые десятилетия XVII века, ознаменовали установление в современной нидерландской столице позднеренесансного маньеризма, который известен под названием «амстердамский ренессанс». Этот архитектурный стиль во многом отклоняется от итальянской архитектуры эпохи Возрождения XVI века. Классические элементы, такие как пилястры, карнизы и фронтоны, использовались в Амстердаме в больших масштабах, но в основном для декора. Де Кейзер никогда не копировал образцы классической архитектуры, изложенные в итальянских трактатах. Его версия Ренессанса, которая достигла расцвета в конце 2-го десятилетия XVII века, была всё-таки авторской разработкой в местных амстердамских условиях — именно она заложила основу для дальнейшего развития голландской классической архитектуры, воплотилась в творчестве Якоба ван Кампена и Питера Поста. Считается, что Хендрик де Кейзер, скорее всего, спроектировал и амстердамский «Ост-Индский дом».

Кроме архитектуры, Хендрик де Кейзер известен как скульптор. Он разработал проект надгробного памятника на могиле Вильгельма Молчаливого в делфтской Новой церкви (1614 — 23), хотя лично не увидел окончания работ — проект завершил его сын, тоже скульптор, Питер де Кейзер.

В 1631 году, через 10 лет после смерти де Кейзера, Корнелис Данкертс (Cornelis Danckertsz) включил наиболее важные эскизы работ архитектора в свою книгу Architectura Moderna.

Карьера де Кейзера не ограничивалась исключительно Амстердамом и Голландией — поддерживаемые им международные контакты помогли ему быть в курсе всех главных архитектурных течений в Европе. Городские власти Амстердама послала его к Англию, где он работал с известным тамошним зодчим Иниго Джонсом (1573—1652) и где имели место совместные работы двух художников. Когда Хендрик де Кейзер вернулся в Амстердам, один из помощников Джонса, Николас Стоун, присоединился к нему. Последний работал с де Кейзером в Амстердаме с 1607 до 1613 года и даже породнился с ним, став зятем де Кейзера. Внимание Хендрика де Кейзер к Англии и английской архитектуре отражает тогдашнее положение Амстердама как крупного торгового центра Европы.

Примечания