Кваран, Эйнар

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эйнар Кваран
исл. Einar Kvaran
Полное имя Эйнар Хьйёрлейфссон Кваран
исл. Einar Hjörleifsson Kvaran
Дата рождения 6 декабря 1859(1859-12-06)
Место рождения Вадланес, Исландия
Дата смерти 21 мая 1938(1938-05-21) (78 лет)
Место смерти Рейкьявик, Исландия
Гражданство  Исландия
Род деятельности писатель, поэт
Направление исландский романтизм
Язык произведений исландский

Эйнар Кваран (исл. Einar Kvaran; 6 декабря 1859, Вадланес — 21 мая 1938, Рейкьявик) — исландский писатель, драматург и поэт конца XIX — первой половины XX века[1][2][3].

Имя

После рождения он получил имя Эйнар и отчество (патроним) Хьорлейфссон. В 1913 году альтинг, по инициативе комитета по именам, членом которого был Эйнар Хьорлейфссон, принял закон (впоследствии отменённый), разрешающий исландцам брать имена и фамилии древнего происхождения. Пользуясь возможностью в 1916 году Эйнар взял себе фамилию Кваран, использовав эпоним из древней исландской саги о людях из Лососьей долины. Таким образом, полное имя Эйнара — Эйнар Хьйорлейфссон Кваран (исл. Einar Hjörleifsson Kvaran), и он в своё время являлся одним из немногих исландцев имеющим и патроним, и фамилию. Устоявшимся в Исландии является употребление только имени и фамилии писателя — Эйнар Кваран (исл. Einar Kvaran), иногда в сочетании с сокращением отчества — Эйнар Х. Кваран (исл. Einar H. Kvaran)[2][4].

Биография

Эйнар Кваран родился 6 декабря 1859 года в небольшой деревне Вадланес на востоке Исландии недалеко от Эйильсстадира в семье преподобного Хьйёрлейфюра Эйнарссона и домохозяйки Гвюдлёйг Эйоульфсдоуттир. Детство Эйнара прошло в различных селениях на севере возле Скага-фьорда. В 1877 году Эйнар поступил, а в 1881 году окончил колледж в Рейкьявике, известный как Латинская школа[3][4].

В 1882 году поступил на экономический факультет Копенгагенского университета, где вместе с тремя другими студентами-исландцами издавал исландский литературный журнал Verðandi, который отстаивал идеи реализма и разрыва с прошлым восхищением сагами[5].

В 1885 году Эйнар эмигрировал в Канаду, где он жил в центре исландской культуры — в Новой Исландии в Виннипеге[4] и помог основать два исландскоязычных еженедельных изданий — «Heimskringla» и «Lögberg»[3][6].

По возвращении в Исландию в 1895 году Эйнар стал журналистом и редактором в Рейкьявике и Акюрейри; участвовал в борьбе за исландскую независимость и писал об образовании и театре. Он был соредактором «Ísafold», тогда ведущей газеты Исландии, и редактором «Fjallkonan». С 1892 по 1895 год и в 1908—1909 годах редактировал «Skírnir» — журнал Исландского литературного общества[3][1][4].

Проработав 19 лет в журналистике в Канаде и Исландии, Эйнар в 1906 году решил полностью посвятить себя литературной работе и правительство Исландии предоставило ему стипендию, чтобы он мог полностью посвятить себя писательской деятельности. Начиная с 1906 года он опубликовал пять романов, две пьесы и какое-то время руководил театральной труппой Рейкьявика[3][1][4].

Эйнар был дважды женат[4]. Его первая жена, Матильда Петерсен, была датчанкой; она умерла в Канаде, и их двое детей умерли в младенчестве. В 1888 году он женился на Гислине Гисладоуттир; у них было пятеро детей, один из которых — старший сын Сигюрдюр, умер от туберкулеза, когда ему было 15 лет[3][7].

Творчество

Эйнар очень рано заинтересовался книгами. По рассказам его родных, он начал сочинять стихи и рассказы ещё в раннем возрасте. Когда ему было двенадцать лет, он сжег целое собрание написанных им рассказов. Его интерес к литературе возрастает в годы учёбы в латинской гимназии в Рейкьявике, где он пишет стихи, пьесы и рассказы. Его лучшие работы этих лет, без сомнения, — это его два рассказа «Orgelið» (рус. Оргáн) и «Hvorn eiðinn á ég að rjúfa?» (рус. Какую клятву я нарушу?). Рассказы были напечатаны и получили неоднозначные отзывы, в частности их сочли несколько революционными, а автора посчитали аморальным[3].

Эйнар написал множество рассказов, романов, пьес и сборник стихов. Он был приверженцем чистоты и красоты языка, писал очень хорошо и стилистически красиво. Его революционной для исландской литературы работой стал рассказ «Vonir» (рус. «Надежды»), который он написал в 1890 году, находясь в Канаде и повествующий об эмигрантском опыте[6].

Эйнар также был выдающимся спиритуалистом, автором первой положительной оценки спиритизма на исландском языке[8], а также соучредителем и президентом экспериментального общества, в результате которого было создано Исландское общество психических исследований (исл. Sálarrannsóknarfélag Íslands), в котором он был первый президент[9]. Он сыграл важную роль в расследовании и популяризации многих исландских медиумов, особенно Индриди Индридасона и Хафстейна Бьёрднссона[10]. В поздних литературных произведениях Эйнара значительное место занимал спиритизм[3], особенно в романе «Sögur Rannveigar» (рус. «Рассказы Раннвейг»), написанном в 1919—1922 годах[6], и христианский гуманизм[6]. По мнению Стейнгримюра Торстейнссона, своим творчеством Эйнар оказал влияние на исландскую культуру и мировоззрение, в частности, сделав исландцев менее ортодоксальными и менее суровыми в воспитании своих детей[6].

В 1920-х годах ходили слухи, что Эйнара считают лауреатом Нобелевской премии по литературе[4][11].

Исландский историк литературы и литературный критик Сигюрдюр Нордаль пренебрежительно отозвался об Эйнаре как о чрезмерно сосредоточенном на всепрощении и, следовательно, терпимом к тем вещам, против которых писателю как-раз и следует следует скорее протестовать, чем прощать. По мнению Сигюрдюра Эйнару следовало бы писать в духе исландского национализма и современных ему интерпретаций Ницше, считая кровную месть лучшей этической моделью[6]. В 1930-х годах лауреат Нобелевской премии Халльдор Лакснесс еще более резко критиковал Эйнара за его увлечение спиритизмом[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Silja Aðalsteinsdóttir, Guðmundur Andri Thorsson, Halldór Guðmundsson, Dagný Kristjánsdóttir, Jón Yngvi Jóhannsson. Einar H. Kvaran // Íslensk bókmenntasaga (исланд.) / Guðmundur Andri Thorsson. — Reykjavík: Mál og menning, 2006. — Т. IV. — 724 с. — ISBN 9789979327226.
  2. 2,0 2,1 Einar H. Kvaran // Sýnisbók íslenskra bókmennta frá 1550 til 1900 (исланд.) / Kristján Eiríksson. — Reykjavík: IÐNÚ, 2003. — 259 с. — ISBN 9789979671121.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Stefán Einarsson. Einar H. Kvaran // Íslensk bókmenntasaga 874-1960 (исланд.). — Reykjavík: Snæbjörn Jónsson & Co. H.F., 1961. — С. 464—482. — 519 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Gils Guðmundsson. Í Nærveru Sálar: Einar Hjörleifsson Kvaran, Maðurinn og Skáldið (исланд.) / Helga Þórarinsdóttir. — Reykjavík: Setberg, 1997. — 320 с. — ISBN 978-9979522027.
  5. Þorleifur Hauksson. Iceland // The Nordic Languages: An International Handbook of the History of the North Germanic Languages (англ.) / Oskar Bandle, Kurt Braunmuller, Ernst Hakon Jahr, Allan Karker, Hans-Peter Naumann, Ulf Teleman. — Berlin: Mouton de Gruyter, 2002. — Vol. 1. — С. 470—482. — 1150 с. — ISBN 978-3110171495.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Daisy L. Neijmann. From Realism to Neoromanticism // History of Icelandic Literature (англ.). — Lincoln: University of Nebraska with the American-Scandinavian Foundation, 2006. — P. 321. — 844 p. — (Histories of Scandinavian Literature). — ISBN 0-8032-3346-9.
  7. William H. Swatos, Loftur Reimar Gissurarson. Icelandic Spiritualism: Mediumship and Modernity in Iceland (англ.). — New Brunswick, NJ: Transaction, 1997. — P. 58. — 290 p. — ISBN 1-56000-273-5.
  8. William H. Swatos, Loftur Reimar Gissurarson. — P.82.
  9. William H. Swatos, Loftur Reimar Gissurarson. — P.84-85, 223.
  10. William H. Swatos, Loftur Reimar Gissurarson. — P.83-154, 214, 219.
  11. Gils Guðmundsson. Kvaran og bókmenntaverðlaun Nóbels (исланд.), Morgunblaðið, Reykjavík: Árvakur (25.11.1997). Дата обращения 11 апреля 2021.