Яркендское ханство

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Кашгарское ханство»)
Ханство
Яркендское ханство
уйг. يەكەن خانلىقى, Yeken xanliqi
 
 
 
1514 — 1705
Столица Яркенд (1514—1596)
Кашгар (1596—1665)
Язык(и) чагатайский
Религия ислам (суннизм)
Население уйгуры
Династия Туглуктимуриды
Хан
 • 1514—1533 Султан-Саид-хан
 • 1694—1696 Мухаммад Мумин-хан

Яркендское ханство, или Могулия (перс. ماملاکتی موگولیا‎ — Mamlakat-i Mughuliya; уйг. ماملاكاتى موگولىيا), позднее Кашгарское ханство, часто также называлось Саидия — феодальное государство в Западной части Восточного Туркестана (временами включало в себя также Турфан, Кумул, Чалыш) со столицей Яркенде, а с 1596 года в Кашгаре, в эпоху расцвета охватывала также прежние территории Моголистана (Джунгария, Семиречье, Ферганская долина, Иссык-Куль), а также Бадахшан, Кашмир, и северные районы Тибета.

В 1696 году последний чагатаид Акбаш-хан был посажен на трон, но беки Кашгара отказались признать его и вместо этого в союзе с киргизами напали на Яркенд, взяв Акбаша в плен. Беки Яркенда пошли к джунгарам, которые послали войска и вытеснили киргизов в 1705 году. Джунгары установили нечагатаидского правителя Мирзу Алим Шах бека, тем самым навсегда положив конец правлению ханов-чагатаидов[1].

История

Было образовано в результате отделения от Могулистана в 1514 году, основателем государства был Султан-Саид-хан. В 1514 году Султан-Саид-хан — третий сын Султана Ахмед-хана, внук Юнус-хана — с небольшими силами завладел престолом, и в Яркендском ханстве было положено начало новой династии Саидов-потомков Туглук-Тимура. Это объясняется тем, что с переходом власти от дуглатского (дулатского) племени к потомкам Туглук-Тимура государственный строй в Восточном Туркестане остался неизменным, сохраняя независимость от Могулистана[2]. Его власть также признал родной дядя Мансур-хан, хан Моголистана, состоявшего к тому времени из восточных частей государства (Турфан, Кумул, Чалыш). Начиная с царствования Саид-хана, основателя Яркендского ханства, и продолжателей его дела Абдурашид-хана и Абдукарим-хана, то есть с 1514 по 1593 год страна не знала больших войн и занималась мирным строительством. Оно было типичным государством со всеми присущими ему атрибутами и институтами, весьма походившими на государство Шейбанидов и Аштарханидов в Средней Азии. В начале в состав Яркендского ханства входили такие города, как Кашгар, Янгисар, Яркенд, Хотан, Аксу и Уч. После заключения перемирия с Мансур-ханом (1516 г.) к Яркенду присоединилась и восточная область страны — Бай, Кусан (Кучар), Чалыш (Карашахар), Турфан и Кумул вплоть до Чжайгуаня (Великой Китайской стены)[3]. В 1529 году Саид напал на Бадахшан, а в 1531 году вторгся в Ладакх. Во время похода Саид заболел горной болезнью и умер в июле 1533 года на обратном пути[4].

Стена возле дверей ханского дворца в Яркенде

Султан-Саид-хана сменил Абдурашид-хан (1533—1559), который начал свое правление с казни одного из членов семьи дуглатов[5]. Хан вступил в конфликт с дуглатами и преследовал одного из их лидеров, Сайида Мухаммада-мирзу[4]. Абдурашид-хан также боролся за контроль над (западным) Моголистаном против киргизов и казахов, но (западный) Моголистан был окончательно потерян; после этого моголы были в значительной степени ограничены владением Таримской впадины[5]. Вступив на престол после смерти отца, Абдурашид-хан круто изменил привычный внешнеполитический курс, отказавшись от традиционного союза с узбеками-казахами и заключив союз с давними врагами — Шейбанидами Мавераннахра. В 1537 г. союзные войска одержали крупную победу над казахами в местности Чагат у р. Келес, в результате которой власть Абдурашид-хана распространилась на Центральный Моголистан. Около 1553 г. он назначил своего старшего сына Абд ал-Латиф-султана хакимом в Центральном Моголистане (с центром в Аксу) для сдерживания набегов казахов и киргизов. В борьбе с ними Абд ал-Латиф-султан погиб около 1555/6 г. в возрасте 29 лет. В ответ на это Абдурашид-хан нанёс казахам сокрушительное поражение в окрестностях оз. Иссык-Куль. В конечном счете ему не удалось предотвратить захват киргизами и казахами Илийского региона[4].

Абдурашид-хану наследовал в 1559 году его сын Абд ал-Карим, который перенес столицу в Яркенд [4]. Период правления Абд ал-Карим-хана был занят войнами, направленными на сдерживание киргизских племен на территории Центрального Моголистана. Несмотря на военные успехи Абд ал-Карим-хана, к концу его правления киргизы уже прочно заняли северный Тянь-Шань и находились на территории от Чалыша до Чу-Таласского междуречья. В самом ханстве к концу правления Абд ал-Карим-хана наметились сепаратистские тенденции со стороны черногорских ходжей во главе с ишаном Мухаммад-Исхаком Вали (ум. 1599 г.), которого хан выслал из страны.

В 70-е гг. XVI в. после свержения династии Мансур-хана остатки Моголистана были включены в состав Мамлакат-и Моголийе. В дальнейшем эти земли (Турфан, Кумул, Чалыш) неоднократно становились независимым государством во главе с могульскими султанами.

Абд ал-Кариму наследовал в 1591 году его брат Мухаммад-хан, который отразил вторжение Бухарского ханства при Абдулле хане II[4]. Летом 1594 г. Шейбаниды неожиданно разорвали союзные отношения и вторглись в государство Мухаммад-хана III под предлогом защиты прав сына Абд ал-Карим-хана Шах-Хайдар-Мухаммад-султана. Однако не добившись ощутимых успехов, узбеки быстро ушли, захватив добычу и пленных. Мухаммад умер в 1610 году, а на смену ему пришел его сын Шуджа ад-Дин Ахмад, убитый в 1618 году и замененный Абд ал-Латифом (Апаком). Абд ал-Латиф хан был унаследован своим племянником Султаном Ахмад-ханом (Фулат-ханом) в 1630 году. Фулат был свергнут Абдаллахом в 1636 году. Абдаллах стабилизировал положение двора и сослал в Индию несколько старых дворян. Он отразил набеги ойратов в области Хотана и Аксу и вступил в подчиненные отношения с династией Цин в 1655 году. Дружеские отношения были установлены также с Бухарой и Империей Великих Моголов[6]. В 1640—1641 годах Абдаллах-хан завоевал Бадахшан и Балор.

С конца XVI века Яркендское ханство попало под влияние ходжей. Ходжи были мусульманами, которые утверждали, что происходят от пророка Мухаммеда или от первых четырех арабских халифов. К правлению Султана Саида в начале XVI века ходжи уже имели сильное влияние при дворе и над ханом. В 1533 году особенно влиятельный ходжа по имени Махдуми Азам прибыл в Кашгар, где поселился и имел двух сыновей. Эти два сына ненавидели друг друга и передавали свою взаимную ненависть своим детям. Эти две линии стали доминировать в значительной части ханства, разделив его на две фракции: «Ак Таглик» («Белая Гора») в Кашгаре и «Кара Таглик» («Черная Гора») в Яркенде[7].

Война с ойратами

Царствование Абдаллах-хана ознаменовалось тем, что он поднял разрушенные войной города. Построил множество медресе и другие объекты, наладил экономику, укрепил военную мощь страны. Его восседание на троне продолжалось около тридцати лет. Однако в 50-годы в страну ринулись полчища калмыков и более могущественные в военном отношении они захватили многие земли государства Саидия. Образовавшееся в это время Джунгарское ханство стало угрожать народам, населявшим Восточный Туркестан, Среднюю Азию. С момента своего появления оно организовало военные походы против Яркендского и Казахского ханств[8].

Правитель Могулистана Абдаллах-хан успешно сдерживал в середине XVII века набеги ойратов во главе с нойонами Сумэром, Цэрэном и Конджиной. В это же время в Могулистане разразилась междоусобная борьба за трон между Абдаллах-ханом и его братьями Ибрахим-султаном, Исмаил-султаном и Хасан-беком, которые, бежав, нашли защиту у ойратского нойона Элдэн-тайджи. Вступив c ним в военный союз они совместно с Элдэн-тайджи выступили против Абдаллах-хана. На перевале Бугач совершилось сражение между войсками Абдаллах-хана с одной стороны и ойратами во главе с Цэрэном и Элдэн-тайджи с другой стороны, которых поддерживали отряды братьев Абдаллах-хана. Эту битву Абдаллах-хан проиграл.

Делегаты из Турфана (Могулия) в Пекине, 1656 г.

В 1664 году состоялось очередное крупное сражение между Абдаллах-ханом и пятитысячным отрядом ойратов, которых возглавлял Сэнгэ-тайджи. Перед этим сражением Абдаллах-хан поссорился со своим сыном, наместником Кашгара Йулбарсом, который в 1665 году бежал к ойратам, после чего неоднократно совершал набеги на Кашгар, где правил его брат Нур-ад-Дин. Абдаллах-хан после смерти Нур-ад-Дина в 1667 году с помощью киргизских отрядов несколько раз совершал неудачные походы на ойратские земли. В это же время в Могулистане произошла борьба за трон, во время которой Абдаллах-хан отрёкся от престола и бежал в 1668 году в Индию, где был принят под покровительство падишаха Аурангзеба.

Воссевший на трон вместо отца Йулбарс-хан приводит страну к полному опустошению. Повсюду возникают направленные против него выступления масс и спустя два года он был убит. А пришедший к власти младший брат Абдаллах-хана Исмаил приложил много сил и усердий для восстановления порядка в стране, однако деятельность ходжей свела на нет все его усилия. Последователи шейха Махдуми Азама (1401—1542), объявив себя «белогорцами» и «черногорцами», то есть двумя непримиримыми религиозными группировками, начали между собой беспощадную борьбу. Особенное рвение проявил ходжа Хидаятулла, сумевший в 1676 году свергнуть с престола Исмаил-хана и взявший его в плен[9]. Когда Аппак бежал в Лхасу, он попросил Далай-ламу V помочь его фракции взять под свой контроль Кашгарию[10]. Затем Далай-Лама попросил джунгарского правителя Галдана восстановить Аппака в качестве правителя Кашгарии[11]. Аппак Ходжа сотрудничал с Галданом, когда джунгары завоевали Таримскую впадину в 1678—1680 годах и поставили Аппака в качестве марионеточного правителя[12][13][14][15][16]. Далай-лама благословил завоевание Галданом Таримской и Турфанской впадин[17]. Далай-лама получил военные трофеи, которые были захвачены у мусульман Галданом, они были названы мусульманами «еретиками»[18].

По поводу происшедших в это время событий имеются различные точки зрения. К примеру, по утверждению историка Ибрахима Нияза, когда Исмаил-хан стал настаивать об изгнании ходжи Хидаятуллы, последний прибег к помощи джунгарского хана Галдана и опираясь на его войско, оккупировал Яркендское ханство, а самого хана взял в плен[9]. Другой историк, Мухаммад Имин Бугра, один из активных участников национально-освободительной борьбы уйгурского народа, развернувшейся в начале XX столетия, заявляет, что после падения Яркендского ханства царствование Хидаятуллы долго не длилось. Не прошло и 3-4 месяцев, как Мухаммадимин, один из продолжателей ханского рода, собрал большие силы, сверг ходжу Хидаятуллу с престола. Ходжа Хидаятулла вместе с взятым в плен Исмаил-ханом и с семьей направился в Илийский край и просил, как убежища у калмыцкого хана Галдана, так и помощи против Мухаммадимин-хана. Галдан присвоил ему почетное звание калмыков — «Абак» и в 1679 году с 60000 войском оккупировал Яркендское ханство[19]. В 1680 году кара-киргизы вторглись в страну и захватили Яркенд. Население Яркенда обратилось к Галдану за помощью. Галдан привёл армию в Кашгар и Яркенд, позволив населению самому избрать себе правителей[20]. На следующий год Галдан подчинил Турфан и Хами[21].

В 1680 году Галдан вторгся с 120 000 джунгарами в Яркендское ханство. Им помогали «белогорцы», Хами и Турфан, которые уже покорились джунгарам. Сын Исмаила Султан Бабак погиб во время сопротивления им в битве за Кашгар. Полководец Иваз-бек погиб при обороне Яркенда. Джунгары без особого труда разгромили могольские войска и взяли в плен Исмаила и его семью[1]. Чагатаид Абд ар-Рашид-хан II был выбран Галданом в качестве марионеточного правителя, однако Аппак Ходжа вскоре вызвал неприятности, и борьба между Аппаком и Абд ар-Рашидом привела ко второму изгнанию Аппака, а Абд ар-Рашид был также вынужден бежать в Илийский край после того, как в Яркенде в 1682 году произошла вспышка насилия, и он был заменен Мухаммадом Амином, который был его младшим братом. Цинский Китай дважды получал дань от Мухаммада Амина через Турфан, в 1690-х годах Моголы Индии получили от него посольство, а в 1691 году Мухаммад Амин попросил освободить его от «неверных киргизов» (джунгар), когда Субханкули-хан принял его посольство, это были попытки Мухаммада Амина просить эти зарубежные страны (Цинский Китай, Могольская Индия и Бухарское ханство) о помощи против джунгар для восстановления независимости[22] В 1693 году Мухаммед провел успешную атаку на Джунгарское ханство, захватив 30 000 пленных[1].

Сторонники белогорца Аппака Ходжи взбунтовались и убили Мухаммада Амина в 1694 году и захватили власть при Яхье Ходже, сыне Аппака Ходжи, но правление Аппака продолжалось всего два года, прежде чем восстания привели к убийству Аппака и его сына. Мухаммад Мумин, ещё один младший брат Абд ар-Рашида, стал ханом в 1696 году, однако кашгарские беки и киргизы подняли восстание и захватили Мухаммада Мумина во время нападения на Яркенд, затем джунгар попросили вмешаться яркендские беки, что привело к тому, что джунгары победили киргизов и полностью прекратили правление Чагатаидов, установив Мирзу Алим Шах бека в качестве правителя в Яркенде[22].

С 1680 года джунгары правили Таримский впадиной как сюзерены, еще 16 лет используя Чагатаидов в качестве марионеточных правителей. Джунгары использовали договор о заложниках, чтобы править Таримским впадиной, удерживая в качестве заложников в Илийском крае либо сыновей правителей, таких как ходжи и ханы, либо самих правителей. Хотя культура и религия уйгуров были оставлены в покое, джунгары существенно эксплуатировали их экономически[22].

В 1678 году становится вассалом Джунгарского ханства при этом сохраняя большую самостоятельность. После смерти Акбаш-хана, к власти приходят поочередно сменяющие друг друга две династийные ветви ходжей («актаглыки»(«белогорцы») и «каратаглыки»(«черногорцы»)), название государства Мамлакат-и Могулийе не меняется, это упоминают местные источники, Тарихи Амнийе, Тарихи Рашиди (дополненая редакция XIX в.). При этом ранее формально единое государство распадается на три. На востоке, в Кумуле и Турфане, продолжают править местные ветви чагатаидов. Эти ханства будут существовать, как вассалы Цинской империи, вплоть до 1930 г.

Культура

В Кашгаре и в Яркенде, где находилась ставка ханов, было много мечетей, медресе, дворцов, караван-сараев. Здесь кипела жизнь, сюда приезжали торговцы из многих городов Центральной Азии. На базарах Кашгара и Яркенда можно было встретить индуса, афганца, перса, торговавших всевозможными восточными сладостями, одеждой, предметами быта, лекарственными травами, пряностями и т. д.

Ханский мавзолей в Яркенде

В Яркендском ханстве особое внимание уделялось подготовке научных кадров в высших медресе, которые действовали в крупных городах. В столице ханства — Яркенде было около десяти медресе, включая известное во всей стране и за рубежом медресе «Рашидия». В Кашгаре, вместе со старыми действующими медресе, открывались новые. В медресе преподавали математику, астрономию, географию, медицину, философию, арабский, персидский и уйгурский языки, литературу, шариат, религиоведение, каллиграфию и другие предметы. Там изучали сочинения известных поэтов-мыслителей: Лутфи, А.Джами, А.Наваи, Аттара, Руми, Хафиза и других. В стране развивались как естественные, так и гуманитарные науки, наивысшего уровня достигла народная медицина[23].

В это время в Яркендском ханстве жил и творил знаменитый историк и поэт Мирза Хайдар Доглат (1500—1551 гг.) — автор известного сочинения «Тарих-и Рашиди» и других трудов по истории. Необходимо назвать также Шаха Махмуда Чураса (1626—1696 гг.) — автора продолжения «Тарих-и Рашиди (Заил)», безымянной исторической хроники, которая по сути является продолжением «Истории Рашида», посвященной периоду правления Туглуктимуридов в Могулии и событиям связанных с другими соседними народами и государствами. Другим его трудом является «Билим хаваскарлири дости» («Друзья любителей знаний»). Ученые вели работу по изучению истории в одном из медресе столицы страны г. Яркенда. В период Яркендского ханства в стране жили и творили известные поэты: Хупики, Ханифи, Ахун Мулла Шах Ходжа, Баба Ходжа Ахун Хотанди, Мухаммед Имин Зухни, Мулла Хабиб, Мулла Атип, Мулла Джуни Ходжа, Мулла Фазил, Мирза Шах Ходжа[23].

Иезуит Бенто де Гоиш, который искал путь из Могольской империи в Катай (который, по мнению его начальства, мог быть или не быть тем же самым местом, что и Китай), прибыл в Яркенд с караваном из Кабула в конце 1603 года. Он оставался там около года, совершив за это время короткую поездку в Хотан. Он доложил:

«Хиархан [Яркенд], столица Каскарского царства, является очень заметным рынком, как для большого скопления торговцев, так и для разнообразия товаров. В этой столице караван кабульских купцов достигает своей конечной точки, и формируется новый караван для путешествия в Катай. Командование этим караваном продает царь, который наделяет вождей своего рода царской властью над купцами на все время путешествия. Однако прошло около двенадцати месяцев, прежде чем образовалась новая компания, ибо путь долог и опасен, и караван формируется не каждый год, а только тогда, когда к нему присоединяется большое число людей и когда становится известно, что им будет позволено войти в Катай»[24].

Во время своего путешествия Гоиш также отметил наличие больших мраморных карьеров в этом районе, что побудило его написать, что среди местных путешественников от Яркенда до Катая:

«ни один предмет дорожного движения не является более ценным или более общепринятым в качестве инвестиций для этого путешествия, чем куски определенного прозрачного вида мрамора, называемого китайцами „jusce“ (нефрит). Они везут их императору Катая, привлеченные высокими ценами, которые он считает обязательными для своего достоинства давать; и такие предметы, которые император не считает, что они могут свободно распоряжаться частными лицами»[25].

Экономика

В первой половине XVI века в стране оживляется ремесленное производство в связи с развитием горной промышленности и металлургии. Центрами горной промышленности и металлургии были города Кашгар, Яркенд, Аксу, Хотан, Бугра. Здесь добывались золото, серебро, медь, железо, ртуть, нашатырь, соль, нефрит. Получила большое распространение текстильная промышленность. Для развития этого вида промышленности важное значение имело совершенство ткацких станков. Развитие производительных сил стало одной из основных причин специализации производства. Район Хотана славился производством и переработкой нефрита, ковров, а изысканностью ювелирных изделий отличались мастера Кашгара и Яркенда.

Развитие ремесленного производства и сельского хозяйства привело к оживлению внутренней и внешней торговли. Для развития торговых отношений были построены и отремонтированы дороги и построены новые мосты. Появились многочисленные города и торговые центры. Развитие торговли и товарно-денежных отношений привело к возникновению крупных монетных дворов, стали чеканить золотые, серебряные и медные дирхемы. Активизировались торговля между различными районами страны, вырос объём внешней торговли с соседними странами. Если раньше торговые центры находились в крупных селах и кишлаках, то, теперь, с развитием ремесленного производства, активизировалась торговля в городах. В крупных городах жили ремесленники, строители, архитекторы, торговцы, ученые, деятели литературы и искусства. Тогда, основными центрами торговли были Кашгар, Яркенд, Хотан, Аксу, Кумул.

В период существования Яркендского ханства внешней торговлей руководило государство. Были налажены активные торговые отношения с Китаем, Индией, Афганистаном, Ираном, Средней Азией, Ираком и другими арабскими странами. В соседние страны караваны отправлялись с традиционными товарами для Яркендского ханства: ртуть, нефрит, золото, серебро, нашатырь, хотанские ковры, изделия из шелка и хлопка, украшения из драгоценных металлов и другие предметы. Из других стран в ханство привозили необходимые товары[23].

Армия

Кашгарская армия XVII в. даже по меркам Средневековья отличалась исключительной пестротой. В ее состав входили подразделения киргизов, казахов, ойратов, таджиков, собственно кашгарцев и яркендцев, а так же ополчения многочисленных кочевых и оседлых племен, населявших Восточный Туркестан. Однако особой надежностью эти войска не отличались. Наиболее лояльными ханской власти считались отряды панцирной конницы (прославленные Шах-Махмудом Чурасом «сыны эмиров») и всадники из личной охраны монарха[26].

Ханы Могулии — Туглуктимуриды

  1. Султан-Саид-хан, сын Султан-Ахмад-хана I (15141533)
  2. Абд ар-Рашид-хан I, сын Султан-Саид-хана (15331559)
  3. Абд ал-Карим-хан, второй сын Абд ар-Рашид-хана I (15591591)
  4. Мухаммад-хан III, пятый сын Абд ар-Рашид-хана I (15921610)
  5. Шуджа ад-Дин Ахмад-хан, сын Мухаммад-хана III (16101618)
  6. Курайш-хан II, сын Йунус-султана (1618)
  7. Абд ал-Латиф-хан I (Апак-хан), сын Шуджа ад-Дин Ахмад-хана (16181630)
  8. Султан-Ахмад-хан II (Фулад-хан), сын Зийа ад-Дин Ахмад-султана (Тимур-султана), старшего сына Шуджа ад-Дин Ахмад-хана (16301632), (16351638)
  9. Султан-Махмуд-хан II (Кылыч-хан), сын Зийа ад-Дин Ахмад-султана (Тимур-султана), старшего сына Шуджа ад-Дин Ахмад-хана (16321635)
  10. Абдаллах-хан, сын Абд ар-Рахим-хана (16381668)
  11. Йулбарс-хан, сын Абдаллах-хана (16681669)
  12. Абд ал-Латиф-хан II, сын Йулбарс-хана (16691670)
  13. Исмаил-хан, сын правителя Турфана Абд ар-Рахим-хана (16701678)
  14. Абд ар-Рашид-хан II, сын Султана Саида Баба-хана (16801682)
  15. Мухаммад Амин-хан, сын Султана Саида Баба-хана (16821694)
  16. Мухаммад Мумин-хан (Акбаш-хан), сын Султана Саида Баба-хана (16941696)

Династии ходжей

  1. Хидаятолла Хизрат-и-Афак (?—1693/4)[27]
  2. Даньял Ходжа, сын Убайдуллы Ходжи (17201754)
  3. Йусуф Ходжа, сын Даньял Ходжи (17541757)
  4. Абдулла Бадшах Ходжа, сын Даньял Ходжи (1757)
  5. Бурхандин Ходжа, сын Яхьи Ходжи (?—1759)


Улусбеги, фактически управлявшие ханством

Гробницы Яркендских ханов и членов их семей (Яркенд)

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Adle, 2003, p. 193.
  2. Кутлуков, 1990, с. 128.
  3. Кутлуков, 1990, с. 129.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Grousset, 1970, p. 497—499.
  5. 5,0 5,1 Grousset, pp. 499—500
  6. Adle, 2003, p. 185.
  7. Grousset, 1970, p. 501.
  8. Кляшторный Ч.Г., Султанов Т.И., 1992, с. 314.
  9. 9,0 9,1 Ибрахим Нияз, 1989, с. 223—234.
  10. Millward, 2007, p. 86.
  11. Millward, 2007, p. 87.
  12. Millward, 2007, p. 88.
  13. Starr, 2004, p. 50.
  14. Kim, 2008, p. 117.
  15. Newby, 1998, p. 279.
  16. Johan Elverskog. Buddhism and Islam on the Silk Road (неопр.). — University of Pennsylvania Press, 2011. — С. 225—. — ISBN 0-8122-0531-6.
  17. Millward, 2007, p. 90.
  18. Ahmad Hasan Dani; Vadim Mikhaĭlovich Masson; Unesco. History of Civilizations of Central Asia: Development in contrast : from the sixteenth to the mid-nineteenth century (англ.). — UNESCO, 2003. — P. 791—. — ISBN 978-92-3-103876-1.
  19. Бугра Мухаммед Имин, 1998, с. 275.
  20. Valikhanov, Ch. Ch. — The Russians in Central Asia, p.169
  21. Baabar, Christopher Kaplonski, D. Suhjargalmaa — Twentieth century Mongolia, p.80
  22. 22,0 22,1 22,2 Ahmad Hasan Dani; Vadim Mikhaĭlovich Masson; Unesco. History of Civilizations of Central Asia: Development in contrast : from the sixteenth to the mid-nineteenth century (англ.). — UNESCO, 2003. — P. 192—193. — ISBN 978-92-3-103876-1.
  23. 23,0 23,1 23,2 Ибрагимов У. К. История уйгуров. В трех частях. — Ч. II. — Б., 2009. — С.156 (на уйг. яз.).
  24. [1] (From: The Travels of Benedict Göez)
  25. Eastern Turkestan, Pall Mall Gazette, British Newspaper Archive (8 June 1871). Дата обращения 8 августа 2014.
  26. Бобров Л.А. Железные ястребы Маверанахра (комплекс защитного вооружения воинов Средней Азии и сопредельных территорий конца XV — XVII вв.) // Para bellum. — СПб., 2003. — № 2.
  27. Падение Моголистана и уйгурских государств в XVII—XVIII вв.. Дата обращения: 16 мая 2019. Архивировано 8 марта 2022 года.

Литература

Ссылки