Качественная пресса
Качественная пресса — это издания (пресса), рассчитанные на высокообразованного читателя[1]. Часто качественную прессу называют «прессой мнений для интеллектуальной части общества»[2].
Понятие «качественная пресса» возникло в Великобритании для обозначения газет, напечатанных в широком формате (broadsheets) в противоположность газетам меньшего размера (таблоиды). С развитием печати подобное различение потеряло актуальность и основными признаками качественного издания стали[3]:
- подготовленность и требовательность читательской аудитории,
- интеллектуальность содержания,
- достоверность представляемых фактов,
- сильная аналитика.
Признаки качественной прессы
Различные эксперты выделяют множество признаков качественной прессы, условно которые можно разделить на две подгруппы: признаки содержания и признаки оформления.
По содержанию для качественной прессы характерны следующие признаки:
- преобладание аналитических жанров (статьи, корреспонденции, рецензии, комментарии, обозрения)[4],
- взвешенность оценок[4],
- достоверность информации, надёжность фактов и мнений[4][5][6],
- спокойный тон публикаций[4],
- диалогичность, отказ от навязывания мнений и оценок[7], отказ от менторства и пропаганды[8],
- наличие собственной позиции возможно, но позиция должна быть аргументирована[7][8],
- фокус информационного внимания направлен на две суперсферы — политику (внутреннюю и внешнюю) и экономику[8],
- деловая пресса (по определению должна быть качественной, если деловая пресса теряет характер качественного источника информации, то она перестает быть деловой и переходит в другой тип прессы)[9],
- соблюдение журналистами этических принципов[10].
Материалы французской газеты Le Monde считаются настолько достоверными, что студенты и преподаватели высших учебных заведений их используют наравне с учебниками[5].
По оформлению качественная пресса имеет следующие признаки:
- высокий полиграфический уровень[5],
- респектабельностью внешнего вида[5],
- часто качественные газеты и журналы фотоиллюстрациям предпочитают текстовые комментарии[5],
- исторически для качественной общенациональной прессы характерен формат А2[11][3].
Целевая аудитория качественной прессы состоит из[12]:
- читателей, предпочитающих вдумчивое аналитическое чтение[12],
- читателей, психологически не приемлющих прямого давления[12],
- читателей, которых интересуют не столько публицистические рассуждения журналистов, сколько мнения компетентных экспертов[4],
- интеллектуалов, политиков, людей деловых кругов, менеджеров[11].
Чтение качественной прессы позволяет читателям надёжно ориентироваться в обстановке и оперативно принимать точные решения[11].
Некоторые признаки достоверной и недостоверной информации
Признаки достоверной информации[13]:
- Указание на информационный источник (ключевое влияние на установление степени достоверности сведений), близкий к первоисточнику. При этом имена и названия источников приводятся.
- Количество информационных источников и их близость к первоисточнику, с указанием имен и названий источников.
Ключевым признаком слухов (недостоверной информации) является неопределенное указание на информационной источник[13].
Признаки недостоверной информации[13]:
- Словосочетания со значением «слухи» (англ. rumours), «по некоторым сведениям» (англ. claims): «…на фоне слухов о расставании…», «Алекс Маклиш, по слухам, покинул пост менеджера футбольного клуба Ноттингем Форест».
- Словосочетания со значением «некоторый источник» (англ. source), «как утверждают источники» (англ. it is claimed): «Некий источник сообщил изданию…», «…хочет, чтобы его похоронили без излишеств, как утверждают источники».
- Словосочетания со значением «неофициальная информация» (англ. alleged), «по некоторой информации» (англ. reportedly), «якобы» (англ. allegedly): «Полиция Бангладеша проводит аресты в связи с предполагаемым изнасилованием студентки», «…арестован в Париже якобы при покупке в покупке кокаина».
- Словосочетания со значением «анонимный источник» (англ. an anonymous source): «…анонимный источник из компании сообщил агентству Рейтерс о том, что реклама с политически провокационным контентом была проплачена…».
- Слова «свидетель», «очевидец» (англ. witness), при этом его имя не называется: «Один из очевидцев сообщил местным репортерам о том, что он как раз выходил из суши-ресторана, когда заметил низко летящий самолёт…».
- Слова «инсайдер» (англ. insider), «эксперт» (англ. expert), «осведомленный источник» (англ. familiar), при этом его имя человека, организации не называется: «Инсайдер добавил для издания…», «…как сообщил в понедельник близкий к ситуации источник», «…как сообщило агентству Reuters руководство компании».
- Словосочетания, указывающий на источник, доступ к которым имеет узкий круг лиц: «Согласно документам, в отношении которых произошла утечка, Великобритания на пороге потенциальной „потребительской паники“…», «…согласно источникам, которые работают в этом секторе, и материалам, оказавшимся в распоряжении информационного агентства», «Согласно российским документам особой секретности…».
Качественные издания в России
Одним из первых классификацию русских газет вывел А. В. Пешехонов в 1901 году. Он выделил газеты «дешёвые», «малые» и «большие». В современной терминологии эти типы эквивалентны понятиям бульварной, массовой и качественной прессы. Под качественной прессой в этой типологии и в традициях русской журналистики понимался «политический орган со строго выдержанным направлением, рассчитанный на своего читателя-единомышленника, образованного, понимающего стилистически сложные публикации, в которых обсуждаются серьёзные общественные, политические, научные и другие проблемы»[14].
В соответствии с этим определением к качественным изданиям можно отнести уже «Ведомости» Петра I, однако первым классическим образцом русской качественной газеты считаются «Русские ведомости» (1863—1918). Их главной особенностью была приверженность единым принципам издания и стилю оформления. В течение 55 лет газета избегала технических новшеств, погонь за сенсациями, отличалась широким спектром тематики и строгой проверкой информации на достоверность. На страницах «Русских ведомостей» регулярно публиковались видные общественные деятели того времени.
В газете освещались острые вопросы современности, а повышенная информативность соединялась с аналитичностью и серьёзным тоном публикаций. Всё это и сделало издание эталоном качественной российской газеты. В 1913 году редакция «Русских ведомостей» провела исследование, по результатам которого выяснилось, что основной круг читателей составляла интеллигенция: это были врачи, адвокаты, ученые, студенты, педагоги и другие. Рабочих было лишь 0,5 %[15].
В начале XX века нишу качественной русской прессы в основном занимали легальные партийные газеты. Это центральный орган большевиков «Новая жизнь», главная газета кадетов «Речь», издания октябристов, прогрессистов и мирнообновленцев «Голос Москвы» и «Утро России» и др. Тип этих газет соответствовал формату качественной прессы Европы. Так, например, редакция газеты «Речь» опиралась на английский опыт издания качественных газет и старалась следовать оформлению и структуре «Таймс»[14].
Примеры некоторых качественных российских изданий (по состоянию на 2010 г.)
- Общественно-политические издания: «Московские новости»[16], «Аргументы и факты»[16], «Известия»[16], издания издательского дома «Коммерсантъ»[8], «Независимая газета»[16], , «РБК»[16], «Русский Newsweek»[16], «Российская газета»[16], , «Ведомости»[8], «Время новостей»[17], «Новые известия»[17], «Карьера»[18],
- Универсальные деловые издания: «Профиль»[19], «Компания»[19], «Эксперт»[16][19], «Итоги»[16][19].
- Специализированные деловые издания[19]: «Финансовая газета», «Финансовая Россия», «Торговая газета», «Торговопромышленные ведомости», «Медицинская газета».
- Профессиональные издания[20]: «Журналист», «Финансист», «Банкир».
- Узкоспециализированные деловые[19]: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Московский банковский вестник».
- Отраслевые журналы[16]: «Власть», «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Космополис», «Медиаскоп», «Международная жизнь», «Мировая экономика и международные отношения», «ПОЛИС», «Психологический журнал».
- Разные журналы: «Домовой»[18], «Женское здоровье»[21].
- Онлайн-издания[16]: «Новости гуманитарных технологий», «E-xecutive».
Качественная пресса других государств и стран
Первой качественной газетой считается «Таймс», основанная в 1785 году в Лондоне. Подлинное значение «Таймс» как влиятельной европейской газеты проявилось в начале XIX века. Взвешенная позиция и ориентация на традиционные ценности среднего класса выделяли её из ряда популистских и радикальных изданий того времени[22]. Система качественной печати начала складываться в Великобритании в XIX веке. За это столетие здесь появились ещё три гиганта качественной прессы: The Guardian (1821), The Daily Telegraph (1885) и Financial Times (1886).
Энциклопедия «Британника» прямо пишет, что газета «Таймс» стала образцом высокого качества[23]. Это определение не предполагает оспаривания и приписывается изданию исторически, что не способствует формированию навыков критической оценки публикаций в СМИ[3].
В американской газетной индустрии XIX века утверждение принципов «новой журналистики» (сочетание информационности и развлекательности) привело как к появлению «жёлтой прессы», так и к созданию качественных изданий. Качественная пресса в истории американской журналистики связывается с именем Адольфа Окса[англ.], который в 1896 году приобрёл издание The New York Times. Новый владелец изменил облик газеты и вынес на первую страницу рядом с заголовком девиз: «All the News That’s Fit to Print» («все новости, достойные печати»).
The New York Times провозгласила своими принципами отказ от вмешательства в частную жизнь, от низкопробных сюжетов и рекламы, сомнительных методов добывания информации, а также от публикации непроверенных новостей ради создания сенсации. Результаты редакционной политики привели к тому, что чтение этой газеты стало признаком респектабельности. Стиль качественной журналистики The New York Times был принят влиятельными издательскими кругами США и европейских стран. Итогом борьбы за качественную журналистику в США стало образование в 1923 году «Американского общества редакторов газет», которое предложило в качестве образца кодекс высочайшего этического и профессионального поведения[22].
В настоящее время наивысший авторитет в мировой журналистике завоевали именно качественные СМИ. В конце 90-х годов по результатам опроса экспертов более чем из 50 стран выстроился список лучших изданий XX века. Первые места в нём заняли Financial Times, The New York Times, Frankfurter Allgemeine Zeitung и The Wall Street Journal. На пятом месте осталось издание The Daily Telegraph, которое характеризуется как массовая широкополосная газета, относящаяся к качественной прессе (broadsheet). В этом рейтинге нет ни одной массовой газеты[5].
Повсеместно в последнее время наблюдается достаточно активное усиление газет, которые раньше предназначались исключительно для экспертов-аналитиков и биржевиков, — это Financial Times в Великобритании, Handelsblatt в Германии, The Wall Street Journal в США и Les Échos[фр.] во Франции. Они занимают нишу качественной прессы первой категории — для управляющей элиты[24].
Традиционные английские качественные газеты The Times, The Guardian, The Daily Telegraph и Financial Times существуют до сих пор, но «качественный» формат А2 сохраняют только The Daily Telegraph и Financial Times[25]. The Times в настоящее время представляет собой влиятельную ежедневную газету, имеющую широкую сеть собственных корреспондентов за рубежом. Несмотря на смену владельцев, направленность и качество «Таймс» остались неизменными[22]. В 1986 году в Англии появилась ещё одна крупная качественная газета — The Independent.
Почти вся традиционная надрегиональная пресса Германии — качественная. Исключения составляют лишь бульварная газета Bild и газета смешанного типа die Tageszeitung. Газеты Süddeutsche Zeitung, Frankfurter Allgemeine Zeitung, Die Welt, Frankfurter Rundschau являются качественными изданиями, рассчитанными на политический и экономический истеблишмент страны. Они характеризуются строгостью оформления и высоким уровнем аналитических материалов. Рекламу в них, как правило, размещают респектабельные фирмы[26].
Во Франции современные национальные газеты в большинстве своем можно отнести к качественной прессе: например, Le Monde, Le Figaro, Les Échos[фр.] и другие.
В начале XXI века в Индии самая многотиражная качественная газета — The Times of India, которая освещает социальные, политические и экономические события национального и международного масштаба. Большая часть газеты, как и практически в любом качественном издании, посвящена новостям и аналитике[27].
См. также
Источники
- Баженова Е. Ю. Экстралингвистический и лингвистический подходы к определению качественной прессы // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2022. — № 98. — С. 99—102. — doi:10.22250/20730268_2022_96_99.
- Хабекирова З. С., Адзинова Ф. С. «Интеллектуальная стилистика» на страницах качественной прессы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. — 2015. — № 153. — С. 113—117. — ISSN 2410-3489.
- Типология периодической печати / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др. Под редакцией М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 236 с. — ISBN 978–5–7567–0432–7.
- Торопова Е. А. Качественная пресса как фактор формирования имиджа России / автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10. — М.: Место защиты: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет журналистики, 2010. — 25 с.
Примечания
- ↑ Лозовский, Б. Н. Журналистика: краткий словарь. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2004. — 116 с.
- ↑ Грабельников, А. А. Работа журналиста в прессе: учеб. пособие. — М.: РИП-холдинг, 2001. — 274 с. — С. 6.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 Баженова, 2022, с. 100.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Грабельников, А. А., Работа журналиста в прессе: учеб. пособие. — М.: РИП-холдинг, 2001. — 274 с. — С. 36.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Корконосенко, С. Г., Основы журналистики: Учебник для вузов. — М. : Аспект Пресс, 2001. — 287 с. — С. 83-84.
- ↑ Шкондин, Реснянская, 2009, с. 105.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 Баженова, 2022, с. 101.
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Шкондин, Реснянская, 2009, с. 54.
- ↑ Шкондин, Реснянская, 2009, с. 112.
- ↑ Бухараев Р. Р. Этические принципы вещания на Би-би-си Архивная копия от 5 октября 2011 на Wayback Machine // Журналист. 2011. № 1. С. 94-97
- ↑ Перейти обратно: 11,0 11,1 11,2 Страшнов С. Л. Квалоид как актуальное медиапонятие Архивная копия от 5 октября 2011 на Wayback Machine // Журналист. 2011. № 1. С. 82-85
- ↑ Перейти обратно: 12,0 12,1 12,2 Хабекирова, 2015, с. 114.
- ↑ Перейти обратно: 13,0 13,1 13,2 Рамантова Ольга Вячеславовна. Языковая репрезентация информационного источника в ситуации слухов (на материале англоязычных медиатекстов) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 13. — С. 219—224. — ISSN 1997-2911.
- ↑ Перейти обратно: 14,0 14,1 Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: учеб. пособие Архивная копия от 23 апреля 2012 на Wayback Machine. — М. : Флинта: Наука, 2004
- ↑ Богданова Е. М. Газета «Русские ведомости» как образец качественной прессы в к. XIX — н. XX вв. // Молодой учёный. — 2011. — № 8. Т.2. — С. 163—166.
- ↑ Перейти обратно: 16,00 16,01 16,02 16,03 16,04 16,05 16,06 16,07 16,08 16,09 16,10 Торопова, 2010, с. 7.
- ↑ Перейти обратно: 17,0 17,1 Шкондин, Реснянская, 2009, с. 57.
- ↑ Перейти обратно: 18,0 18,1 Шкондин, Реснянская, 2009, с. 85.
- ↑ Перейти обратно: 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 19,5 Шкондин, Реснянская, 2009, с. 113.
- ↑ Шкондин, Реснянская, 2009, с. 114.
- ↑ Шкондин, Реснянская, 2009, с. 164.
- ↑ Перейти обратно: 22,0 22,1 22,2 Лучинский Ю. М. Очерки истории зарубежной журналистики: учеб. пособие. — Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1996. — 140 с.
- ↑ newspaper (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online. Дата обращения: 10 июля 2024.
- ↑ Путеводитель по журналам. История и день сегодняшний . Дата обращения: 22 декабря 2011. Архивировано 4 января 2012 года.
- ↑ Назайкин А. Н. Таблоиды наступают. И не выигрывают? // Медиаскоп. 2007. № 1. С. 10
- ↑ Вороненкова Г. Ф. Типологические модели газетно-журнальной периодики ФРГ Архивная копия от 31 декабря 2011 на Wayback Machine
- ↑ Филатова И. М. Печатная и онлайновая версии газеты «Таймс оф Индиа» как наиболее успешный пример использования возможностей конвергенции на медиарынке Индии Архивная копия от 27 мая 2013 на Wayback Machine // Электронный научный журнал «Медиаскоп», № 2. 2011.